Алексей Речкалов Профессия босс

ПРЕДИСЛОВИЕ

А вы когда-нибудь задумывались над тем, что управленец – это профессия? Такая же, как врач, бухгалтер, сталевар или бариста. Бывает так что должность свалилась вам на голову совершенно внезапно. А может наоборот? Ваше внутреннее эго всегда хотело управлять вселенной, и вы добивались повышения и шли по головам. Совершенно не важно как вы стали управленцем, для успешной карьеры необходимо обучаться и получать навыки того самого начальника. Ну на самом деле, если вас завтра совершенно внезапно назначат хирургом-плеврологом, я сомневаюсь, что вы пойдете вскрывать грудную клетку пациента со спокойной душой, без особых для этого навыков. Ну нет, вскрыть то наверное можно, а дальше то что? Зато вот управлять без опыта и образования люди идут с легкой совестью и большой радостью. И практически никто не оценивает риски таких назначений. Запомните, а лучше запишите – БОСС это ПРОФЕССИЯ

Ну как зачастую у нас приходят в начальники? В руководители отдела поднимают самого успешного линейного сотрудника. Причем, успешный в своем линейном деле продавец умеет продавать, но ни в коем случае – управлять, и учится этому уже по ходу движения, чаще всего интуитивно или на примерах своего руководителя.

Для понимания сложности процесса перехода от рядового сотрудника в управленцы, покажу жесткий, но понятный пример:

«На войне погибает командир, и командовать отрядом ставят самого уважаемого и опытного солдата». Безусловно, опыт стрельбы по врагу – огромный, опыт копания окопов тоже, да и в атаку отряд поднять может. Но что такое доминирующая высота не понимает, как организовать обеспечение едой, патронами и снарядами не знает, слово рекогносцировка – просто набор букв. И, в итоге, поднимает такой командир роту в атаку, и сам погибает и людей своих губит. Почему-то в бизнесе никто не опасается таких рисков.

Всем нужно зарубить себе на носу: БОСС – это ПРОФЕССИЯ!

Я сам когда-то прошел этот этап становления и, к сожалению, под рукой не было самоучителя или сборника типичных ошибок управленца любого уровня.

Понимая, что моим подчиненным и подопечным не хватает такого учебника, адаптированного к современным российским реалиям, я взялся за написание такого вот самоучителя. Благо опыт двух ранее изданных книг позволял рассчитывать на то, что я с этой задачей справлюсь. Но все оказалось сложнее, чем я думал.

Эту книгу я начал четыре года назад, собирая и раскладывая по полочкам весь свой опыт, и необходимые в управлении компанией методологии и вопросы – и пока я собирал и формулировал информацию, многое поменялось. Это было четыре года американских горок. Фундаментально, конечно, ничего не поменялось; люди остались людьми, а значит и типичные ошибки остались теми же. Но вот окружающая действительность изменилась очень сильно – санкции и все связанные с этим проблемы, вторичные санкции, создающие новые проблемы, СВО, изменение ландшафта многих рынков в связи с уходом ряда иностранных компаний. И всё это помножилось на дикий дефицит кадров: появились самозанятые и тут же ушли из традиционного найма, часть трудоспособного населения сбежала из страны, часть отправилась на СВО, продолжается тяжелейший демографический кризис, безработица снизилась до самых низких показателей в истории и из-за этого идет резкий рост зарплат. И на мой взгляд вся обычная проблематика, которую раньше можно было решать в ленивом режиме, стала критично-кризисной.

Поэтому мне пришлось пересмотреть концепт книги, и взглянуть на всю проблематику через призму правильного управления ресурсами и работы с персоналом; все привычные проблемы остались прежними, только решать их стало сложнее. Людей нет. А толковых людей нет вообще.

Немного о себе. В отличие от большинства авторов, я не теоретик, не маститый блогер или тренер, а практик.

Я практик-управленец. Который год я работаю на разнообразных собственников – спасая, реанимируя и развивая их бизнесы, споря с пеной у рта о том, что они делают не так, и что им нужно менять. С другой стороны, на меня смотрят десятки, а иногда и сотни средних и линейных менеджеров, объяснить, доказать замотивировать которых зачастую еще сложнее чем владельца. И вот на этом сочленении двух миров я и работаю. Успешно работаю. Но большая беда в том, что пока я там служу оголенным проводом, подведенным к телу компании – всё растет бурлит и произрастает. Но как только самый главный Босс решает, что он уже сам все знает и уверен в том, что ситуация в его бизнесе полностью поменялась, мы расстаемся. Он искренне считает, что теперь справится сам. И что не наделать новых ошибок ему поможет его огромный опыт, интуиция, и система, которую я ему построил. А вот тут и кроется самая большая ошибка: если Самый Главный Босс не поменялся и не понял всю «глубину глубин», его компания рано или поздно откатится на прежний уровень его личного самосознания. Люди снизу быстро понимают, что вернулись старые времена и можно опять всё делать так, как удобно – и мгновенно перестраиваются на старый лад.

Эта книга построена как сборник типичных ошибок топ-менеджеров в типовых процессах строительства и развития компании на любом ее этапе роста, и вопросов на границе развития и управления. Они не ранжированы по важности и не выстроены в строгом логическом порядке. Взглянув на оглавление, можно открывать книгу на любой главе и изучать вопрос и проблематику.

Эта книга – подсказчик по конкретным вопросам: есть вопрос? Открываем главу, читаем ответ. Задумываемся и адаптируем его к своему бизнесу и опыту.

Для удобной навигации я разделил книгу на две части:

Первая – как быть топ-менеджером и не свихнуться.

Вторая – как при сохранении ментального здоровья правильно работать с персоналом и не совершать типичных ошибок.

Трудно быть Боссом

Загрузка...