Глава 4. Осколки прошлого

Чтобы возвратиться в свое время, Николай и Виктория прибыли в Московский квантовый центр. Петр хлопотал на устаревшем квантовом компьютере, а «путешественники во времени» убеждали себя, что в ходе перемещения все будет хорошо.

Виктория рассуждала:

– Коля, когда размеры частиц сопоставимы с размером атома, они ведут себя необычно.

– Например? – напрягся Николай.

– Квант – самая малая неделимая частица. В микромире квант легко проходит сквозь твердый предмет и может быть в нескольких местах одновременно.

– Вика, ты хочешь сказать, что как только квантовый компьютер разложит нас на неделимые частицы, те поведут себя непредсказуемо, и в твоей новейшей лаборатории соберется неполный комплект?

– Не исключено.

– Черт! Представляю себя без носа и уха или на одной ноге…

Она наигранно вздохнула:

– Разложившись на частицы, мы окажемся в мире вероятностей. Все может быть… А если и наблюдатель вклинится в процесс, то…

Николай, сделав страшные глаза, закончил фразу:

– …поведение частиц изменится.

Виктория не могла больше сдерживаться. Она рассмеялась, только смех у нее был какой-то нервный, что не скрылось от следователя. Он неодобрительно посмотрел на подругу:

– Мы возвращаемся в свое время, чтобы осмыслить происшедшее. Здесь стало опасно. Но вот что я думаю: сегодня наблюдатель на Новорижском не только исказил событие.

– А что же произошло?

– Спасти Михеева не удалось, как и изменить прошлое, но наблюдатель, оказав влияние, получил интересный результат: открылись альтернативные варианты развития событий. Смотри: нам в руки попали записка, приоткрывающая завесу таинственности, и браслет – панель управления перемещениями во времени. А еще я видел парня в красных носках, который устроил аварию, и девицу со странным макияжем и пирсингом. Они не случайно оказались там.

Виктория с одобрением смотрела на него:

– Коля, наблюдатель всегда вне времени, он парит над прозой жизни и определяет каким станет результат наблюдения.

Подал голос старавшийся выглядеть невозмутимо Петр:

– Господа, все готово! Вы можете беспрепятственно путешествовать во времени.

Головина ободрила его:

– Петя, все будет хорошо. Сегодня мы с тобой встретимся на работе (я имею в виду тебя через три года) и обсудим квантовые переходы между энергетическими состояниями.

– Виктория Михайловна, интересно, буду ли я помнить события минувшего дня?

– О, интересный вопрос! Предмет для исследования. Знаешь, могу дать совет: все, что узнаёшь нового, записывай в свой синий блокнот.

Николай, усмехнувшись, изрек:

– Переступившему границу возможного, вернуться назад не получится.

Он вложил нож Малюты в пучок проводов под процессором, Петр, установив нужные параметры машины, быстро покинул комнату, Виктория нажала клавишу «Ввод». Бессонов и Головина исчезли.


Путешествовать во времени, изменяя прошлое, могут частицы в микромире. Макрообъекты, люди например, перемещаясь во времени, прошлое изменить не могут, но своими действиями в рамках законов квантовой механики они меняют набор альтернатив и вероятность их реализации. В этом твердо убедился следователь Бессонов. Но что он точно еще уяснил, так это максиму: кто имеет доступ к квантовым технологиям, может использовать их в гнусных целях. Любая технология содержит набор этических правил и вписана в социальные нормы, поэтому тех, кто применяет технологию для разрушения миропорядка, следует арестовать, предъявить им обвинение и изолировать от общества. В этом Николай был убежден.

Как всегда, целиком погрузившись в расследование уголовного дела, он вел розыск преступников аккуратно и настойчиво. Браслетом и запиской занялись криминалисты, а Бессонов первым делом решил встретиться с музейным смотрителем.

Суздаль – уникальный город-музей под открытым небом, поэтому безусловным приоритетом города является сохранение культурного наследия и развитие туризма. Правила землепользования и застройки требовали малоэтажного строительства. Фирсов жил в деревянном одноэтажном доме на берегу реки Каменки. Дом выстроен в старорусском стиле, окна и крышу украшала резьба, но строение имело все необходимые коммуникации.

Бессонов постучал в дверь. На пороге появился хозяин:

– Николай Валерьевич? Заходите!

Интерьер гостиной был современным с ретро атмосферой древнерусского убранства. Изразцовая печь, старомодная мебель, самовар, белая скатерть с вышивкой на столе, над дверью перевернутая подкова (для благополучия и достатка), воском натертый до блеска дубовый пол – отражение духа старины. В доме было тепло и уютно.

Они сели за стол. Следователь поинтересовался:

– Как здоровье, Алексей Михайлович?

– С Божьей помощью.

– Здорово у вас здесь, природа живописная…

Фирсов улыбнулся:

– В нашей Владимирской области Суздаль – город-заповедник, известен с 1024 года.

– Алексей Михайлович, я проехал двадцать пять километров из Владимира, чтобы с вами поговорить. Вызывать в управление не стал, ведь вы проходите курс медицинской реабилитации.

– Спасибо. Вот, восстанавливаюсь постепенно…

Бессонов подумал: «Хватит трепаться, пора поговорить по существу».

– Алексей Михайлович, мы обнаружили предсмертную записку Михеева.

– Как? – неподдельно удивился смотритель. – Я знаком с материалами дела: нет там никакой записки!

– Потом объясню. Взгляните на фотокопию!

Фирсов прочитал текст и поднял глаза на сыщика:

– Михеев оказался человеком с гнильцой. Мало ли что он написал. Веры ему нет.

Следователь промолвил:

– Человеком он был подлым, но перед смертью раскаялся. Не поведаете, почему украденный предмет он определяет как посох возмездия?

– Я вам уже говорил: мне ничего неизвестно.

– Даже в преддверии грядущего Апокалипсиса? Он пишет: «Человечество обречено, посох возмездия приближает развязку».

Фирсов отмахнулся:

– Ты следователь, вот и разбирайся… Ничего, если буду обращаться на ты? Молодой ведь, а мне восемьдесят.

Бессонов сощурил глаза:

– Не беда, можно и на ты. Алексей Михайлович, каждый год в свой очередной отпуск вы ездите в Ростов Великий, что в Ярославской области, на реставрацию древнего монастыря. Едете на целый месяц.

– Ну и что? Я человек верующий. Богоявленский собор находится в аварийном состоянии. Помогаю чем могу.

– Мы проверили: вы живете и работаете в монастыре, но периодически исчезаете. Куда?

Смотритель молчал, просто смотрел поверх головы следователя. Бессонов начал злиться. Он уже собирался предъявить веские аргументы, чтобы побудить свидетеля говорить правду, как внезапно прозвучал выстрел. Пуля, пробив окно, вонзилась в изразец печи. Осколки керамики разлетелись по комнате. Следователь, сорвавшись с места и выкрикнув: «Ложись!», подбежал к окну. Краем глаза он выглянул на улицу. Тут же раздался новый выстрел. На этот раз пуля, разбив стекло, попала в деревянную стену и застряла там. Николай узнал стрелка: женщина лет тридцати, крашенная черноволосая, с пирсингом и тату, серо-голубыми глазами и кричащим макияжем. Та самая, что была на Новорижском шоссе. С пистолетом наперевес она осторожно продвигалась к дому.

Фирсов, распластавшись на полу, прохрипел: «Сюда!» и пополз в кабинет, Бессонов за ним. В кабинете, заставленном шкафами с книгами, старик подскочил к одному из шкафов, сдвинул книгу в потертом переплете, и потайная дверь приоткрылась. Мужчины скрылись в тайной комнате, и стеллаж с книгами встал на место.

Слабоосвещенная лестница вела в подвал. Бессонов, спустившись вслед за стариком, остановился как громом пораженный. В полумраке помещения мерцали огоньки, работала вентиляция, доносились шумы радиосвязи. На мониторах видеонаблюдения с разделением экрана были подходы к дому Фирсова, все комнаты, залы музея, где старик работал смотрителем, монастырские помещения в Ростове Великом.

– Алексей Михайлович, что все это значит? – вымолвил обескураженный следователь.

– Смотри, чертовка уже в доме!! – воскликнул Фирсов.

Бессонов, глянув на экран, немедленно позвонил в полицию. Девица методично обходила комнаты, останавливаясь перед шкафами и кладовками, и, каждый раз, прежде чем открыть дверцу, она наставляла на нее пистолет. В кабинете она обыскала письменный стол, прошлась вдоль шкафов и стеллажей с книгами и остановилась перед полками с древнерусскими фолиантами. До ее слуха донесся вой полицейской сирены. Ни один мускул не дрогнул на лице женщины. Сквозящая во взгляде ненависть выплеснулась наружу: она демонстративно небрежно сбросила с полки старинную книгу, затем, злобно оскалившись, набрала нужный код на поблескивающем на руке браслете и исчезла.

Прибыл наряд полиции. Хозяин с гостем вышли навстречу оперативникам.

– Вот, взгляните! – сказал блюстителям порядка Фирсов.

На своем ноутбуке он показал запись с камер видеонаблюдения: девица стреляет по окнам, шарит по комнатам, сбрасывает с полки книгу. Вызвали криминалистов. Те приступили к работе. Передав им флешку с видеозаписью, Бессонов и Фирсов уединились во дворе, в беседке. Сев за столик напротив друг друга, начали беседу.

– Алексей Михайлович, боюсь девица пришла не только по мою душу…

– За меня, Николай, не беспокойся. Я могу за себя постоять.

Следователь произнес:

– А знаете, девица умеет перемещаться во времени…

Старик внимательно на него посмотрел:

– Я уже понял… Хочу сказать, что о тебе, Николай, я слышал только хорошее. Въедливый, беспристрастный, неподкупный, интеллектуал, обладатель аналитического мышления, уверенный в себе человек с широким кругозором… Образчик хорошего следователя. Все равно ты докопаешься до истины, потому расскажу что знаю. Но разговор должен остаться между нами.

– Согласен. Рассказывайте! Если виновны, добьюсь для вас снисхождения.

Старик невесело улыбнулся:

– Моей вины в краже нет. Хотя, виноват… Не сумел разглядеть в Михееве врага, не смог защитить древний артефакт… Украден посох Ивана Грозного…

– Ничего себе! – в устах следователя фраза прозвучала как восхищенное удивление, но с отрицательным оттенком.

Старик продолжал открывать тайны. Оказывается, есть заклинание, превращающее посох в оружие возмездия. Результат действия посоха налицо в музее. Следователь приготовился записывать заклинание, но смотритель, естественно, его не помнил. «Все он помнит, – подумал Николай, – не хочет говорить», но спорить не стал. Смотритель постепенно погружался в глубину истории, его обстоятельный рассказ получился впечатляющим.

В начале XI века на Руси только-только распространялось христианство. Жил в Ростове, что близ города Ярославля, монах Авраамий. Как ни старался, не мог он донести до жителей Ростова постулаты веры в единого бога. Язычники, населявшие город, поклонялись большому пантеону богов и совершали человеческие жертвоприношения. В славянской мифологии высший уровень занимали два божества: обитающий на небе громовержец Перун и живущий внизу, на земле, змеевидный Велес, «скотий бог», то есть бог богатства и торговли. В древности государственная казна называлась «скотница», скот играл тогда роль денег, а сборщик дани звался «скотником».

Как повествует грозовой миф, причина распри богов – похищение Велесом «скота» Перуна (подразумеваются либо облака, проливающие на землю благодатный дождь, либо другие богатства). Он также увел жену Перуна. Громовержец преследует своего врага, тот прячется. В поединке с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы и побеждает. Бой завершается дождем, приносящим плодородие.

Монах Авраамий поставил себе хижину у озера Неро, в краю, где местные племена поклонялись каменному идолу, изображающего Велеса. Этот идол наводил суеверный ужас на всю округу. Летопись утверждает, что внутри него жил злой дух. Авраамий усердно молился богу, просил помочь извести злого духа, и было ему видение апостола Иоанна Богослова, который дал монаху для сокрушения идола посох, увенчанный золотым крестом. Именно этим посохом манах поверг в прах силу бесовскую, дотронувшись до идола и сотворив заклинание. Идолопоклонники настолько были потрясены произошедшем, что безоговорочно приняли христианство. На месте капища с костром, жертвенником и идолом Авраамий построил деревянную Богоявленскую церковь, ставшую началом Богоявленского монастыря.

Бессонов с долей скепсиса произнес:

– Необыкновенный подарок получил Авраамий.

Фирсов, не обращая внимания на нескрываемое собеседником сомнение, продолжал:

– Дивной силой обладает посох Иоанна, несдобровать нечестивцу, не сможет он устоять против Духа Божьего, заключенного в нем!

– А каковы возможности посоха? – осторожно спросил Николай.

С благоговейным трепетом смотритель поведал, что посох воскрешает мертвых, вызывает невыносимую жару (все живое умирает), делается мощным оружием – ударом молнии режет камни.

– Ударом молнии… – следователь просчитал последствия. – Лазер что ли?

– Вероятно.

Бессонов подумал: «Понятно, почему Михеев написал в записке: «Человечество обречено, посох возмездия приближает развязку».

Фирсов, видимо проникнув в мысли собеседника, воспылал праведным негодованием:

– Подлец Михеев каким-то образом узнал одно из заклинаний!..

Бессонов посмотрел на него удивленно, и в этом взгляде сквозила подозрительность. Старик, осознав, что наговорил лишнего, увел разговор в сторону.

В 1551 году царь Иван Грозный перед походом на Казань, обходил святые места. В Богоявленском монастыре ему показали посох, которым монах Авраамий сокрушил изваяние Велеса. Согласно церковным записям, посох царь взял с собой в поход. Казанское ханство пало. Царь не расставался с чудесным посохом почти никогда, а в Авраамовой обители приказал построить новый каменный храм в честь Богоявления и прислал туда книги и иконы.

Фирсов закончил рассказ. Помолчали. Старик спросил:

– Николай, как ты получил предсмертную записку Михеева?

Подошла очередь откровенничать следователю.

– С помощью квантовых технологий я переместился в прошлое…

Смотритель беспомощно глядел на него:

– Я всегда полагал, что чудеса прерогатива бога.

– Квантовая механика – своеобразное математическое гадание, чудо XXI века, изменившее мир. Скажите, зачем в своем подвале вы оборудовали пункт слежения?

Старик притихнул, потом, взглянув ясными глазами на собеседника, пояснил:

– Приглядываю я за остатками русской старины. – И вдруг озорно прищурился: – А знаешь, откуда возникла фамилия Бессонов?

Николай не знал. Основой фамилии послужило мирское имя Безсон – широко распространенное в Древней Руси. Безсоном родители обычно называли своего крикливого младенца.

– Намекаете, Алексей Михайлович, что я шумный, вздорный, утомляю болтовней?

– Да нет, здесь другое… Своей манерой ведения дел ты не только обращаешь на себя внимание, но и заставляешь людей выговориться, а сам изучаешь поведение человека и улавливаешь импульсы его мыслей. – Старик улыбнулся: – Одобряю твои методы работы.

– Ну, какой есть… Итак, наш главный враг Велес?

Лицо смотрителя перекосилось:

– Это так, но учти: он химерическое существо, принявшее облик человека…

Фирсов оживился, накопившееся напряжение выплеснулось на собеседника. В древности на Руси Велес ассоциировался с темными силами и тайными знаниями. Он путешествовал по трем мирам: Явь, Навь и Правь. Явь – реальный мир, Навь – мир духов, Правь – мир богов и законов мироздания. В каждом мире Велес пытался установить свои порядки. Он умело менял облик (змей, дракон, бык, волк, медведь, но чаще человек), имел противоречивый характер, очень ценил дерево иву. Своим Велеса считали колдуны.

По легенде, Перун проклял Велеса и, заточив его дух в железный ящик, утопил тот ящик в реке. И остался бы на дне реки на веки вечные дух Велеса, но… Шло время, наступили новые времена. Ходят слухи, что тот железный ящик недавно нашли искатели кладов где-то при слиянии рек Волга и Которосль. Они открыли ящик, дух Велеса освободился, а незадачливые кладоискатели в один момент померли. Раньше Велеса снедала зависть к богу Перуну, теперь же, попав в новый мир, он захотел обладать этим миром. Но на Руси утвердилось христианство, и растерявшийся Велес не знал к кому примкнуть. Он метался между враждующими силами. Стать православным святым языческому божку не получилось (не захотел он исполнять предписание Всевышнего быть ангелом-хранителем домашних животных), вот, соблазненный Сатаной, и примазался к нему. Занять место антихриста сил недостаточно, потому пока он прислуживает дьяволу наравне с такими одиозными князьями тьмы, как Адрамелех (правая рука Сатаны) и Вельзевул (вторая фигура в аду). Для начала Велесу нужно сравняться с ними по силе.

Цель Сатаны – свергнуть истинного бога, а его демоны должны заставить людей верить в антихриста. Велес отчаянно хочет выбиться из сборища князей тьмы бесовской, мечтает создать свое царствие. А как вынудить людей быть всецело преданными ему? Поменять сущность человека, нарушить хрупкое равновесие в стране, ввергнуть все в управляемый хаос, разжечь войну, подстрекать людей к совершению греха, а всех несогласных уничтожать! Велес зло, и его нужно загнать обратно в железный ящик! Глаза на старческом лице Фирсова горели негодованием.

Следователь недоуменно поморщился:

– Ух куда хватил! Тот, кто называет себя Велесом, может быть всего лишь сумасшедшим маньяком.

– Не думаю. Слишком много совпадений… Недавно в городе видели человека с амулетом Велеса «Медвежья лапа».

Золотой амулет с костяными вставками в виде лапы медведя считался сильным и таинственным оберегом, мощной защитой от колдовских сил и надежным щитом от любых неприятностей. Под воздействием магии амулета у человека открывались качества, присущие медведю.

Смотритель недвусмысленно предупредил:

– Если слухи о появлении Велеса подтвердятся, несдобровать людям. Посох – страшное оружие, но пока враг человеческий не нашел нужное заклинание, есть время изменить ход вещей. – Вдруг Фирсов порывисто подался вперед и, доверительно коснувшись рукой предплечья следователя, зашептал: – Николай, найди посох! Бог воздаст тебе сторицей!

Исполненный вдохновения, сыщик расправил плечи. Его просветленное лицо, расширенные глаза, приоткрытый рот говорили о желании нестись в таинственную даль —покарать несправедливое, излить ярость гнева, сокрушить зло, чтобы душа могла жить в согласии с сутью бытия. Неожиданно ему в голову закралась шальная мысль: «Найти посох, и оживить Настю».

Загрузка...