Глава 2. Квантовая реальность

В рамках следствия Бессонов прибыл в Москву. Квантовый центр, один из лучших в России и мире, занимал целый корпус в большом научном институте и имел лаборатории, оснащенные самым передовым оборудованием. Встреча с Головиной произошла в переговорной комнате.

Вошла красивая женщина, шатенка с голубыми глазами лет тридцати, заведующая лабораторией, доктор наук. Бессонов встал, они пожали друг другу руки.

Мелодичным голосом она произнесла:

– Мне поручено оказать вам полное содействие при раскрытии преступления.

Искреннее и радушное поведение Головиной выдавали ее острый ум. С сыщиком она быстро нашла общий язык, создав вокруг себя атмосферу доверия и открытости. Следователь, не отрывая от нее восхищенного взгляда, поведал о цели визита и изложил факты преступлений, совершенных орудием убийства – ножом Малюты. Он достал прозрачный пакет с уликой – злополучный нож – и, положив на стол, попросил ученого сообщить дополнительные сведения.

Женщина печально вздохнула:

– Мне жаль, ранен смотритель…

Следователь придвинул к ней фото Бориса Михеева:

– А это наш главный подозреваемый.

Мимолетно взглянув на фото, она произнесла:

– Его не знаю, а что касается ножа, он точно необыкновенный…

– Виктория Михайловна, вы, наверное, активно занимаетесь поиском владельцев вещей?

Она улыбнулась, и эта улыбка лучилась добротой и обаянием. Нет конечно, поиском вещей она не занимается. Заведуя лабораторией квантовой суперпозиции, ей захотелось поэкспериментировать с запросами к искусственному интеллекту. В НИИ проводится тестирование нейросети нового поколения, и древний нож показался идеальным объектом для испытания возможностей ИИ. Сумет ли машина эмулировать человеческое мышление? Был получен достаточно интересный результат: машина без подсказок определила владельца предмета. Однако сотрудники НИИ не могут гарантировать непредвзятую работу искусственного интеллекта. Почему ИИ назвал Малюту владельцем, неизвестно, какие алгоритмы ИИ использовал, чтобы выдать результат, непонятно, и можно ли считать решения ИИ оправданными и объяснимыми, пока недоступно пониманию людей.

Бессонов щебетание руководителя лаборатории пропустил мимо ушей. Он просто ею любовался и задавал вопросы, лишь бы слышать ее ласкающий голос.

– Расскажите подробнее, чем занимается ваше подразделение?

– Николай Валерьевич, мы близко подобрались к разгадке принципа квантовой суперпозиции.

– А что это такое?

Квантовый компьютер, по ее словам, это устройство, выполняющее вычисления очень быстро. Он использует частицы – электроны, атомы, фотоны и другие, – ведущие себя как волны. Квантовый компьютер проверяет и выдает одновременно все ответы к решению задачи. Физики бьются над тем, чтобы к моменту измерения остался только правильный ответ. Своеобразные взаимосвязи всех решений и есть суперпозиция.

Она сказала:

– Знаете, в квантовых системах время может двигаться как вперед, так и назад.

– Не понимаю, – Бессонов захлопал глазами. – Объясните!

– Мы научились обращать время внутри квантового компьютера вспять.

– Да-а-а, – протянул гость. – Таким образом, я могу отправиться в прошлое?

– Пока нет, – улыбнулась она. – Человек состоит из атомов и молекул. Логично предположить, что законы квантового мира для нас такие же.

– Виктория Михайловна, как-то не стыкуется квантовый принцип со вторым законом термодинамики…

Она весело рассмеялась. При определенной комбинации частиц, сопоставимых с размером атома, оказывается, названный закон нарушается. Квантовая физика ломает стереотипные представления о построении мира. Они беседовали, а у следователя в мозгу возникла крамольная мысль: «Перенестись в прошлое, спасти Настю!»

Ученый затронула вопрос о возникших в ходе эксперимента с ножом неразрешимых проблемах. Выявляя закономерности и тенденции по ножу, ИИ обнаружил некие аномалии. Правда, в отчете их не указали: списали на системные ошибки программного обеспечения.

Следователь навострил уши:

– Что за аномалии?

– Да вот, возникли странности…

Речь зашла о трудно объяснимом эффекте «резонатора»: компьютер решил, что некая субстанция дает указания частицам ножа об их предстоящем поведении. Другая странность: ИИ определил, что прохождение частиц ножа через квантово-механическую установку может одновременно показывать дифракцию, волновую интерференцию и попадание в определенную временную область. Лаборатория как раз этим и занимаемся, поэтому вердикт компьютера списали на сбой. Третья странность: спрогнозировано гравитационное взаимодействие частиц ножа в качестве сверхъестественной связи на расстоянии … Не нож, а небесный пришелец…

Потрясенный следователь, приоткрыв рот, молча слушал, она же говорила на непонятном для него языке физиков. Николай, чувствуя беспомощность, испытывал потребность что-то предпринять.

– Виктория Михайловна, покажите мне ваш квантовый компьютер.

– Что ж, раз я обещала полное содействие, покажу. Пойдемте!

Они шли по большой лаборатории, но сотрудников было немного. Новейшее оборудование работало в автоматическом режиме, и все, что видел Бессонов, поражало смелостью человеческой мысли и изобретательностью ученых.

В просторной комнате стояло чудо цифровой технологии – квантовый компьютер. Оборудование отливало блеском стали и золотом деталей. В центре вместительный блок – квантовый процессор на базе ста тысяч сверхпроводящих кубитов, способный производить квантовые вычисления за наносекунды, обрабатывать и хранить информацию. Этот блок, опутанный паутиной проводов, озарялся всполохами слабых вспышек и попеременно мигавших индикаторов. Всем этим великолепием управлял искусственный интеллект, обеспечивавший высокую точность и стабильность квантовых вычислений.

Пораженный увиденным, Николай остановился перед чудом техники, не способный произнести ни слова.

Головина усилила визуальный эффект фразой:

– Наш компьютер за долю секунды производит факторизацию огромных чисел, оптимизацию и моделирование сложных систем, а также анализ больших данных.

Наконец Бессонов пришел в себя:

– Я так понимаю, компьютер всегда выдает наилучшее решение задачи?

– Не обязательно. Принцип суперпозиции позволяет нам получать сразу все возможные варианты.

– Виктория Михайловна, а как вы управляете временем? К примеру, установите, пожалуйста, на вашем чудо-компьютере время… скажем, три года назад.

– Да пожалуйста!

Набрав на клавиатуре нужную команду, она принялась объяснять, как устроен компьютер, сосредоточенно, как экскурсовод, размахивая руками, потом самозабвенно защебетала что-то о квантовой запутанности… Он вытащил из кармана нож. Вскрыв пакет для улик, извлек холодное оружие и, повинуясь внезапному импульсу затаенных мыслей, поднес нож к блоку-процессору.

– Что вы делаете?! – ужаснулась Виктория.

Он вложил нож в «сердце» процессора… Полыхнуло ослепительное зарево, индикаторы загорелись все к ряду, ореол сияния окутал комнату и… мужчина и женщина исчезли.


Они возникли из ниоткуда в той же комнате, но узнать помещение было трудно. Где лоск суперлаборатории, где блеск великолепия? Тусклое оборудование, кое-где ржавчина, старый, потертый интерьер, и пробирающий холод. Похоже, помещение специально охлаждалось из-за производственной необходимости. Шумно работали насосы систем, в том числе системы охлаждения для отвода тепла от конструктивных элементов, повсюду ветвились разноцветные провода, громоздились измерительные приборы, чавкали криогенные устройства с дорогостоящим гелием-3. С потолка свисала, опутанная проводами и трубками, странная конструкция – огромная каскадная «люстра». Это – блестящий металлический резервуар, в который помещен процессор («мозг» машины), работающий при температуре абсолютного нуля. Квантовый компьютер на базе ста сверхпроводящих кубитов был инженерным шедевром три года назад. В паутине проводов виднелся нож.

– Что вы наделали?! – кричала Виктория. – Где мы?.. Да это же моя лаборатория трехлетней давности! Этот компьютер построила я…

Она замерла от неожиданности. Бессонов, как первоклассный сыщик, умел быстро адаптироваться к новым условиям и обстоятельствам:

– Виктория Михайловна, похоже, мы переместились в прошлое… Это же здорово! Скоро толпы туристов ринутся путешествовать во времени, так давайте насладимся триумфом первооткрывателей!

Она открыла рот, чтобы возразить, но слова застряли в горле. Он, вытащив из жгута проводов нож Малюты, вдруг предложил:

– А давай на ты! – и протянул руку: – Николай!

Вместо отповеди, она тихо произнесла:

– Вика… – и пожала руку.

– Вика, появился шанс раскрыть преступление. Наш подозреваемый Михеев умер три года назад, то есть сейчас… нет, через два дня. Его нужно допросить… пока он не умер.

Женщина обреченно выдохнула:

– У меня нет выбора?

– По-видимому, нет… – он изобразил притворное сожаление.

– Мы застрянем здесь навсегда!.. – она была в отчаянии. – Николай, я физик. Если и провожу следствие, то по затерявшимся в коллайдере частицам.

– Тебе не холодно? Предлагаю уйти из комнаты.

В лаборатории многолюдно. Молодые сотрудники занимались делом и не обращали никакого внимания на вошедших людей. Стоял общий галдеж, лаборанты спорили, доказывая каждый свою безусловную правоту, вносили в математические уравнения, выведенные на электронной доске, очередные правки, таращились в глубоком раздумье на экраны мониторов.

Бессонов пошутил:

– Будет прикольно, если сейчас откроется дверь и войдет Вика версии трехлетней давности!

– Это невозможно, – физик остудила пыл партнера. – По законам квантовой механики любой объект, состоящий из частиц, должен существовать в суперпозиции далеко разнесенных в пространстве состояний.

– Жаль, а я уж вознамерился встретить самого себя…

– Знаешь, Николай, согласно квантовому правилу, с равной вероятностью каждый из нас теперь может быть в одном из двух состояний: живой или мертвый.

Следователь заметно сник:

– Согласен, ситуация парадоксальная.

Головина подошла к сотруднику:

– Петя, ты был прав, когда предлагал построить систему на поляритонах. Поляритонный квантовый компьютер сможет работать при комнатной температуре. Кстати, в квантовых интегральных микросхемах нужно изменить архитектуру схемы с линейной на трехмерную…

У Петра, ведущего научного сотрудника лет двадцати пяти, русого и курчавого, глаза полезли на лоб:

– Виктория Михайловна, это вы? Разительно изменились…

– Надеюсь, в лучшую сторону?

– Да-а-а…

Бессонов бесцеремонно вклинился в их разговор:

– Молодой человек, вы на машине?

– Да-а-а…

– Пожалуйста, отвезите нас в ближайший отдел полиции. Виктория Михайловна, ты со мной?

– Пожалуй, нам лучше не разделяться…


По пути, управляя автомобилем, Петр нервно поглядывал на попутчиков, а те говорили о чудном.

– Так ты хочешь предотвратить преступление? – спросила Вика.

– О, и не одно! – отвечал он.

– Что ж, – уже заинтересованно сказала женщина. – Если мы больше живы, чем мертвы, то своими перемещениями посодействуем бурному развитию квантовых технологий.

– Наконец-то прояснилась позиция настоящего ученого! – резюмировал Николай.

Оба подумали о ноже Малюты: он, наверное, «волшебный», умеет «резать» время. Впервые Вика по-новому взглянула на попутчика: рослый, подтянутый, умный, целеустремленный, с хорошим чувством юмора и донельзя харизматичный и прагматичный. Однако ожидание и реальность не всегда совпадают, можно ошибиться в главном. И все же… У Николая мало-помалу пробуждался интерес к Вике, но женщина-физик, доктор наук могла вызывать только подчеркнутое уважение, но не плотское влечение.

В отделе полиции, проверив удостоверение Бессонова и пробив его персону по базе данных, удивленный начальник отдела известил подчиненных:

– Коллеги, представляю вам знаменитого сыщика Бессонова! Прошу оказывать ему всемерное содействие.

Аналитики поспособствовали Николаю в поиске Михеева Бориса Олеговича. Оказалось, тот в розыске не находится, судимостей не имеет, паспорт действительный, есть адрес и дата регистрации по месту пребывания, работал в IT-фирме, но уволился.

Петр повез «пришельцев» по указанному адресу. Большой дом на Садовом кольце выглядел солидно. Вика попросила Петю ждать, а чтобы не скучал, заняла его решением нерешаемого математического уравнения, описывающего изменения в пространстве и времени для квантового скачка. Сама она найдет решение лишь через три года. Петр достал синий блокнот, с которым никогда не расставался, и углубился в расчеты.

Николай и Вика поднялись на лифте на двенадцатый этаж. Дверной звонок разнес трель. Входная дверь открылась, и на пороге появился Михеев. Выглядел он неважно: пропитое лицо, растрепанный, небритый, в помятой одежде – рубаха с длинными рукавами и мешковатые штаны, на лбу темное пятно в виде звездочки.

– Вы кто? – подозрительно спросил он.

Бессонов изобразил смущенную улыбку:

– Борис Олегович, мы сотрудники даркнет-маркетплейса «Силк». Меня зовут Викентий, а это Роза. Скоро аукцион по продаже неких вещей. Нам нужна ваша консультация. Небесплатно конечно.

Оценив испытующим взглядом гостей, Михеев, явно нуждающийся в деньгах, проронил:

– Входите!

Неубранная, захламленная комната, на столе ноутбук и початая бутылка водки, на полу пустая бутылочная тара. Гостям предложили присесть. Когда расселись за столом, хозяин квартиры спросил в лоб:

– Сколько вы заплатите?

– Зависит от того, о чем мы договоримся… Моя коллега геммолог. На даркнет-аукционе будет выставлен большой розовый бриллиант весом в двенадцать карат…

Михеев оживился:

– На подпольной торговой площадке вы собираетесь продать невиданный алмаз?!

– Да! – невозмутимо подтвердил сыщик. – Алмаз непростой. Ведь так Роза?

Вике ничего не оставалось делать, как подыграть:

– Точно! Атомы углерода в алмазе находятся в sp3-гибридизации…

– Вот видите насколько все серьезно! – Николай изобразил подобие дружелюбия.

– И что требуется от меня? – Борис поднял брови.

– Сделать так, чтобы бриллиант у покупателя после приобретения исчез.

Михеев отмахнулся:

– Это невозможно!

Бессонов пристально смотрел на него:

– Ну почему же! Нам рекомендовали вас как специалиста именно в этой области.

– Я не фокусник, я серьезный специалист IT.

– Думаю, мы договоримся… – Бессонов в знак невербального общения доверчиво положил свою ладонь на ладонь Михеева.

Тот попытался отдернуть руку. Не тут-то было! Железной хваткой Бессонов сжал кисть его правой руки, на которой вмиг застегнулся металлический браслет. Айтишник кулаком свободной руки крепко врезал по физиономии следователю и, норовя вывернуться из его цепких рук, кинулся в сторону. Николай сбил его с ног. Оба повалились на пол. Завязалась драка. Бедная Вика, отскочив в сторону, не знала что предпринять, а мужчины, давая волю рукам, отчаянно молотили друг друга, пока сыщик не выполнил удушающий прием и потасовка не прекратилась.

Застегивая второй браслет на кисти левой руки Михеева, Бессонов подивился его странному шарнирному золотому браслету с сенсорными кнопками. Пристегнув наручники, он за грудки поднял мужчину и усадил на стул. Появился мини диктофон.

– Михеев, я следователь Бессонов. О правах умолчим. Просто расскажи, как ты грабил суздальский музей и зачем тебе посох!

Борис одарил его презрительным взглядом:

– Так вы гости из будущего? Мог бы догадаться…

Николай напирал:

– В твоей жизни через два дня случится малоприятное событие. Если будешь откровенен, подскажу, как его избежать.

– Не знаю никакого суздальского музея!

– Там найдена твоя ДНК – частицы кожи, волосы… В потасовке со смотрителем ты был неосторожен.

Глаза Михеева налились кровью:

– Вы не знаете во что ввязались… За всем этим стоит невероятная тайна… и сила, способная погубить мир… Вам не сладить с ней… Смиритесь!

Бессонов убежденно заявил:

– Ничего, справимся… Ты покушался на жизнь смотрителя, но он остался жив… А зачем ты убил криминалиста? Женщину… Надежду…

У преступника остекленели глаза. Ошеломленно уставившись на следователя, он безмолвно шевелил губами. Никто знать этого не мог, свидетелей не было. Наконец, запинаясь, сдавленно произнося слова, айтишник поведал подробности.

Они познакомились с Настей в период, когда устанавливал оборудование в музее. Случайная встреча произошла в кафе города Владимира, куда Михеев приехал получать поступившее для музея оборудование. Узнав, что она криминалист, он замыслил использовать ее в своих целях. Неожиданно у женщины возникло к нему чувство, он даже не ожидал как бурно будут развиваться события. Все зашло слишком далеко, и неминуемая развязка приближалась.

Опытный обольститель Михеев исподволь разжигал в ней страсть. Его охватила безумная жажда обладать красивой женщиной. Не зная, что она замужем, он изнемогал от вожделения и упоения очередной любовной победой. Они встречались в гостинице «Застава» во Владимире, дошло до постельных отношений. Однажды он зашел в ее криминалистическую лабораторию и, передав старинный нож, попросил проанализировать состав металла. Как выяснилось, ранее по просьбе музея она уже исследовала этот нож. В вопросах профессиональной чести женщина была непреклонна и бескомпромиссна. Обвинив Михеева в краже экспоната из музея, добросовестный криминалист стала звонить мужу, следователю. Допустить огласки кражи и неминуемого ареста Михеев не мог: этим ножом он зарезал Настю.

Вдруг Михеев по-новому взглянул на Бессонова:

– Так ты и есть тот следователь… муж!

Вика с отвращением рассматривала мерзавца:

– Ну и мразь ты, Михеев!

Николай исподлобья немигающим взором глядел на убийцу. Внутри него кипели бессильная ярость и лютая ненависть, но за долгие годы работы в правоохранительных органах он научился сдерживать в себе желание придушить преступника.

Следователь хрипло спросил:

– Ну а посох-то тебе зачем?

Борис ухмыльнулся, бросил высокомерный взгляд на женщину, внезапно схватил лежащий рядом ноутбук и со все силы огрел им Бессонова по голове. Следователь рухнул на стол, Вика оторопела от неожиданности. Недолго думая, Михеев набрал на браслете нужный код и исчез.

Николай очнулся через несколько минут; Вика осторожно прикладывала к его голове лед в салфетке.

– Слава богу, Николай, ты пришел в себя!

– А где… где преступник?

– Браслет… Похоже, парень умеет перемещаться во времени. Подозреваю, он использует неизвестный квантовый компьютер невиданной мощности.

Следователь постепенно приходил в себя. Обретя способность нормально соображать, он промолвил:

– У нас есть ноутбук преступника… Нужно взломать пароль… Поехали в гостиницу!

Молодой физик Петр, увидев попутчиков, взволновался:

– Виктория Михайловна, вы мне звонили и спрашивали, куда я запропастился…

– Петя, все сложно… Но ты достоин знать правду…

Услышав правду, ошеломленный Петр испуганно таращился на «гостей из будущего», но интуиция ученому подсказывала: намечается эпохальный прорыв, парень на пороге открытия, в гуще знаковых событий, на острие прогресса. Ему несказанно повезло, ведь оказавшись в команде по раскрытию преступления, он получил отличный шанс проявить себя. Всему этому он, естественно, чертовски рад. Его задание – взломать пароль, выудить из ноутбука преступника ценную информацию и конфиденциальные сведения. Парень ринулся на своем автомобиле в лабораторию, чтобы найти неопровержимые улики на человека-призрака Михеева. Вика и Николай на такси поехали в гостиницу «Звезды Арбата».

Загрузка...