Откуда человечеству известно обо всех вышеназванных событиях? Из трудов знаменитого историка Иосифа Флавия. Настоящее его имя Иосеф бен Маттитьягу. Это еврей, родившийся около 38 года новой эры в Иерусалиме, в аристократической священнической семье. Со стороны матери он состоял в родстве со знаменитыми Хасмонеями.
Иосиф Флавий известен дошедшими до нас трудами на греческом языке – «Иудейская война», где рассказывается о восстании 66–73 годов в Иудее, и «Иудейские древности» – об истории евреев от сотворения мира до Иудейской войны. Эти произведения имели целью ознакомить античный мир с историей и культурой евреев и развенчать устойчивые предубеждения против этого народа.
Жизнь Иосифа Флавия чрезвычайно интересна. Когда в 66 году вспыхнуло вышеописанное народное восстание против римлян, он встал во главе одного из повстанческих отрядов. Ему была поручена оборона Галилеи. Но римляне побеждали, продвигаясь по стране. Когда они достигли города, обороняемого Иосифом, он со своим отрядом укрылся в крепости. Однако ни мужество защитников, ни военные хитрости не спасли воинов. После 47-дневной осады крепость пала. Иосиф вместе с сорока товарищами успел скрыться в пещере. Убежище это было обнаружено врагом. Сам Веспасиан, не будучи ещё императором, увещевал Иосифа сдаться, обещая ему полную безопасность. Иосиф согласился, но не мог склонить к тому же своих товарищей, поклявшихся убить его за измену. Тогда он предложил по жребию постепенно умерщвлять друг друга. В конце концов в живых остались только двое: Иосиф и его товарищ. Они сдались римлянам.
Иосиф был закован в кандалы, но предсказав честолюбивому Веспасиану, что тот будет императором (как впоследствии и случилось), был освобождён. Иосиф поселился в Риме и, согласно римским законам, принял родовое имя императора – Флавий. Император Веспасиан дал бывшему врагу права римского гражданства, пенсию и помещение во дворце, где тот спокойно мог заниматься историческими трудами. В Иудее Иосиф Флавий после этого так никогда и не побывал. Скончался он в Риме около 100-го года новой эры.
Не наше дело осуждать Флавия, который, вопреки иудейским духовным законам, сдался в плен врагу, а не покончил с собой. За это он до сих пор не признан евреями. Но все же Иосиф Флавий полностью искупил свою вину, поведав миру о судьбах еврейского народа, о его победах, героизме и силе духа, не ведомых ранее. Может быть, без Иосифа Флавия об этом бы так и не узнали. А вот в своём произведении «Против Апиона» Флавий достойно ответил клеветникам-антисемитам, подчёркивая этическое превосходство иудаизма над эллинистическим язычеством.
И если евреи отвергали Флавия, то среди христиан популярность его возросла настолько, что появилась легенда, будто бы он принял христианство и стал епископом. Однако, как видно из его сочинений, Иосиф до конца жизни оставался верен иудаизму и своим еврейским корням, хотя внешне склонился перед владычеством Рима и даже признал мессианскую роль его императора. Может быть, это было необходимо для того, чтобы его оставили в покое.
По следам трудов Иосифа Флавия замечательный немецкий писатель еврей Лион Фейхтвангер написал знаменитую трилогию. Первая её часть – «Иудейская война» – вышла в 1932 году, вторая – «Сыновья» – в 1935 и заключительная часть – «Настанет день» – в 1945 году.