[О том, как] охотничья дичь разъяснила льву об уповании (на Аллаха) и об отказе от приложения усилия

900 Скопище охотничьей дичи в долине приятной

находилось из-за льва постоянно в раздоре.

Столько тот лев из засады [ее] нахватал,

что пастбище для всех неприятным сделалось.

Хитрость задумав, пришли они ко льву[, говоря:]

«В обязанности нашей тебя содержать сытым,

впредь ты по следу дичи не приходи,

дабы не стала горькой для нас эта трава».

[О том, как] ответил лев охотничьей дичи и что сказал о пользе приложения усилия

Сказал он: «Да, коль верность [слову] увижу я, а не ухищрение.

Ухищрений вдоволь я уже видал от таких и сяких /букв.: от Зайда и Бакра/.

905 Я до погибели [доведен] поступками и ухищрениями людей,

я искусан [от] ударов [людской] змеи и скорпиона.

Людская душа, что из нутра моего в засаде,

всех людей хуже в ухищрении и злобе[156].

Мои уши „Верующего не укусят“ [дважды][157] услышали,

слово Посланника душой и сердцем предпочтя».

[О том, как] охотничья дичь предпочла приложению усилия и приобретению упование (на Аллаха)

Все они сказали: «О мудрец сведущий,

Осторожность прочь гони! Ибо не избавиться от Предопределения[158].

При осторожности вздымаются смятение и зло (шур-у-шарр).

Иди! Уповай (на Аллаха), упование (на Него) – лучше!»

910 С Непреложным приговором в схватку не вступай, о неистовый и яростный,

чтобы не схватился и Непреложный приговор с тобою [в] сваре.

Мертвецом [= безропотным] надо быть пред решением Истинного[159],

чтобы не пришел удар от Господина зари.

[О том, как] лев предпочел приложение усилия и приобретение упованию (на Аллаха) и покорности

Сказал он: «Да, если упование (на Аллаха) проводником является,

то и эти средства [= усердие и приобретение] сунной Посланника являются».

Сказал Посланник гласом громким /высоким/:

«Уповая (на Аллаха), колени верблюда опутай»[160].

Намек [в словах] «Зарабатывающий – любимец Аллаха»[161] услышь,

из-за упования (на Аллаха) в средствах лентяем не становись[162].

[О том, как] охотничья дичь предпочла приложению усилия упование (на Аллаха)

915 Стадо сказало ему: «Заработок от слабости (божьих) тварей,

кусок обмана считай по размеру глотки [во рту].

Нет лучше заработка, чем упование (на Аллаха),

что более любо, чем покорность [Ему]?»

Многие убегают от беды к беде.

Многие отскакивают от змеи к дракону.

Схитрил человек, а хитрость его [ему] западней была,

то, что он душой полагал, [его] кровопивцем было.

Дверь запер он, а враг-то внутри [его] дома был.

Хитрость Фир‘ауна из таких историй была.

920 Сто тысяч детей убил тот злодей,

а тот, кого он искал, [находился] в доме его.

Око наше, раз много изъянов в нем,

то ступай, раствори (фана’) взор свой во взоре Приятеля.

Взор наш на взор Его – благая замена,

обретешь ты во взоре Его любое устремление.

Дитя, покуда [само] хватающим и рыщущим не будет,

ездовым его кроме как шеи отца [никто] не будет.

Назойливым став и руки, и ноги в ход пустив /показав/,

в затруднение он попал и в слепоту и срам (кур-у-кабуд).

925 Души людей еще до [сотворения] рук и ног

летали благодаря [своей] верности в чистоте.

Когда по повелению «Низвергнитесь»[163] связанными они оказались,

то узниками злобы, жадности и довольства они оказались.

Мы [все] суть семья Присущего и требующие молока [= грудные младенцы].

Сказал [Пророк]: «Люди – это семья Аллаха»[164].

Тот, кто с небес дожди подает,

также может Он из милосердия хлеб подать.

[О том, как] лев предпочел приложение усилия упованию (на Аллаха)

Сказал лев: «Да, однако Господин [Своих] рабов

лестницу под ноги наши поставил.

930 Ступенькой за ступенькой идти дулжно к крыше,

джабаритом быть – тут алкание тщетное».

Ноги есть у тебя, почему делаешь себя ты хромцом?

Руки есть у тебя, почему прячешь ты когти?

Когда господин (хваджа) лопату в руку рабу подал /вручил/,

без языка известно стало тому желание [его].

Рука, как и лопата, – указания Его,

об окончании [нам] подумать – выражения /истолкования/ Его.

Когда указания Его ты в душу вложишь,

в исполнении тех указаний ты душу /жизнь/ отдашь.

935 Затем указания на таинства [единения] тебе Он даст,

груз [неведения] снимет с тебя и дело тебе даст.

Обременен ли ты [Его грузом]? Обремененным Он сделает тебя.

Принимаешь ли ты [Его указания]? Принимающим Он сделает тебя.

Принимая повеление Его, говорящим ты станешь,

соединения [с Ним] ища, затем соединившимся [с Ним] ты станешь.

Попытка благодарности за благодеяние Его мощью бывает,

принуждение (джабр) твое отвержением того благодеяния бывает.

Благодарность за мощь мощь твою увеличит[165],

принуждение же благодеяние из ладоней твоих выдернет.

940 Принуждение твое есть спячка, ты в пути не спи!

Покуда не узришь врата и порог, ты не спи!

Ой не спи, эй, джабарит опрометчивый,

кроме как под тем древом, плоды имеющим.

Потому что ветви сотрясет в любой момент ветер,

голову спящего осыпая сладостями и (путевым) припасом.

Принуждение и спячка посреди разбойников:

птице неурочной[166] как обресть безопасность?

Если от указаний Его ты нос [свой] вздернешь,

мужчиной посчитаешь [себя] ты, а когда увидишь – то женщина ты.

945 Это количество разума, которым ты обладаешь, потеряется:

голова, разум из которой вылетит, в хвост превратится.

Поскольку неблагодарность бывает злосчастной и роковой,

унесет она неблагодарного в бездну (адского) Огня.

Если ты уповаешь (на Аллаха), то [это] в деле проявляй:

поле засей, затем опирайся на Принуждающего (Джаббар).

[О том, как] охотничья дичь вновь предпочла упование (на Аллаха) приложению усилия

Все они на него кричать взялись:

«То жадные (люди), что средства [к существованию] посеяли.

Сотни тысяч и тысяч из мужчин и женщин

почему же тогда обделенными остались Судьбой?

950 Сотни тысяч поколений от начала [сотворения] мира

подобно драконам раскрыли сотни ртов.

Ухищрений наделала та знающих группа,

так что с корнем была вырвана от тех ухищрений гора.

Описал ухищрения их Обладатель великолепия [= Аллах]:

даже если от него задвигаются /обрушатся/ вершины гор[167].

Кроме той части [из них], что ушла в извечность,

лицо [свое никто] не проявил ни на охоте, ни в действии.

Все они выпали из [своего] обустройства и дела,

остались деяние и решения Зиждителя (Кардгар).

955 Зарабатывание лишь именем /названием/ считай, о имя имеющий!

Усилие лишь чем-то воображаемым считай, о удалец».

[О том, как] взглянул ‘Азра’ил на некоего мужа, как тот муж убежал во дворец Сулаймана и об установлении предпочтения упования (на Аллаха) приложению усилия и малополезности приложения усилия

Некий свободный человек, едва утро настало,

во Дворец справедливости Сулаймана[168] вбежал.

Лицо его от печали пожелтело, а губы посинели.

Тогда Сулайман сказал [ему]: «Эй, господин (хваджа), что стряслось?»

Сказал он: «‘Азра’ил [= Ангел смерти] на меня этакий

бросил взгляд, исполненный злобы и гнева».

Сказал [Сулайман]: «Ну же! Сейчас что ты хочешь? Проси!»

Сказал тот: «Прикажи ветру, о души убежище,

960 чтобы меня он отсюда в Хиндустан унес.

Возможно, если [твой] раб там окажется, то [свою] душу /жизнь/ спасет»[169].

Так вот от бедности /букв.: от дарвишества/ убегают люди;

кусок жадности и чаяний от того представляют собой люди.

Страх дарвишества, пример тому ужас [смерти],

жадность и старание ты Хиндустаном считай.

Ветру велел он [= Сулайман], чтобы тот его [= мужчину] спешно

перенес в глубь Хиндустана по воде.

На следующий день во время совета и встречи

затем Сулайман сказал ‘Азра’илу:

965 «На того мусульманина ты злобно ради того

посмотрел, чтобы стал он скитальцем вдали от дома?»

Сказал [‘Азра’ил]: «Я от злобы когда бросил взгляд [на него]?

В изумлении я увидел его по дороге,

потому что мне повелел Истинный: Сегодня же, смотри,

душу его ты в Хиндустане прибери!

Изумившись, я сказал [про себя]: Даже у него сто крыльев будь,

ему в Хиндустан отправиться далеким является путь».

Ты все дела (сего) мира также

сравни, раскрой глаза и присмотрись.

970 От кого мы бежим? От себя? Что за чушь!

У кого мы крадем? У Истинного? Что за беда!

[О том, как] лев вновь предпочел приложение усилия упованию (на Аллаха) и объяснил пользы от приложения усилия

Лев сказал: «Да, но также ты увидь

усилия пророков и верующих.

Истинный Всевышний усилие их направлял.

То, что они испытали – от черствости [людей], жары и холода».

Хитрости их во всех состояниях становились изящны:

всякая вещь от искусного [человека] является искусной.

Силки их Птицу Небесную словили,

все недостающее у них [тогда] прирастать взялось.

975 Усилие прилагай, пока ты можешь, о царь (кийа),

на стезе пророков и аулийа’.

С Непреложным приговором схватиться не будет джихадом[170],

потому что его сам Непреложный приговор на нас возложил.

Неверный – я, коль ущерб понес кто-то

на пути веры и повиновения в какой-то момент.

Голова [твоя] не разбита, ты эту голову не бинтуй[171],

денек-другой приложи усилие, оставшиеся смейся.

Плохое место /прибежище/ нашел тот, кто дольний мир искал,

хорошее состояние нашел тот, кто грядущий мир искал.

980 Ухищрения в зарабатывании дольнего мира зябки /слабы/,

ухищрения в отказе от дольнего мира уместны /входят [от Бога]/.

Ухищрение в том будет, чтобы в тюрьме подкоп устроить,

а подкоп зарыть – то ухищрение есть постылое.

Сей мир – тюрьма, а мы – заключенные [в ней][172];

подкоп сделай в тюрьме и себя освободи.

Что есть дольний мир? О Господе несведущим быть!

Это – не ткань, не золотая нить, не весы, не женщина.

Имущество, что ты ради религии взваливаешь [на себя] /тащишь/,

«каким прекрасным имуществом благочестивым» назвал его Посланник[173].

985 Вода внутри судна – гибель [для] судна,

вода под судном – опора [для судна].

Раз имущество и царствие из сердца прогнав,

от того Сулайман себя иначе как бедняком не называл.

Кувшин с закупоренным горлом в потоке бурном

из-за сердца /нутра/, полного воздуха, поверх воды поплыл.

Когда ветер дарвишества в [чьем-то] нутре бывает,

тот на поверхности вод [сего] мира спокойно пребывает.

Хоть весь этот мир есть царствие /владение/ его,

владение [это] в глазах сердца его есть пустяк.

990 Тогда уста [своего] сердца запри и опечатай,

наполни его воздухом величия от (Его) близости[174].

Усилие есть Истинный /Истина/, и лекарство есть Истинный /Истина/, и боль.

Отвергающий в отрицании усилия своего, усилие [сам] приложил.

[О том, как] было утверждено превосходство усилия над упованием (на Аллаха)

В такой манере много доказательств высказал лев,

так что от ответа [ему] те джабариты пресытились.

Лиса, газель, заяц и шакал

от принуждения отказались /букв.: оставили/ и от словес.

Соглашения заключили они со свирепым львом,

что в этой сделке он не окажется в ущербе:

1995 доля каждого дня его будет поступать без печали,

нужды у него не будет требовать что-то еще.

Всякий, на кого жребий выпадал изо дня в день,

к тому льву бежал словно гепард.

Когда же до зайца дошла сия чаша по кругу [= черед],

то закричал заяц: «Ну сколько можно произвола?»

[О том, как] охотничья дичь порицала зайца за то, что он медлил идти ко льву

Стадо сказало ему: «Вот уже сколько времени кряду мы

душой /жизнью/ жертвовали [своей] в уговоре и верности [слову].

Ты не пытайся опорочить имя наше, упрямец,

покуда не обиделся лев, иди, иди побыстрей да поживей!»

[О том, как] заяц ответил им

1000 Сказал он: «О друзья, вы мне отсрочку дайте,

чтобы с ухищрением моим от беды избавились вы,

чтобы безопасность обрели с ухищрением моим души ваши,

чтобы осталось это наследством детям вашим».

Каждый пророк народы в (этом) мире

точно так же к избавлению /к убежищу/ обычно призывает.

Ибо с Небосвода он путь освобождения уже увидал,

[хотя], на взгляд [людей], он [= пророк/путь] как зрачок был сжат /свернут/[175].

Люди как зрачок его [= пророка] считали малым,

в [подлинное] величие зрачка никто не проник.

Возражение охотничьей дичи на речь зайца

1005 Стадо сказало ему: «Эй, осел, ухо навостри!

Себя по мерке зайца /как подобает зайцу/ ты держи!

Ну что за бахвальство эта [выдумка], которую тебя получше

не придумали в мыслях?

Самоуверен ты или сам Непреложный приговор нам идет вослед?

Если же нет, то сии слова разве достойны такого, как ты?»

Ответ зайца охотничьей дичи

Сказал он: «О друзья, Истинный мне наитие (илхам) дал:

на слабого [телесно] решение сильное ниспало».

Того, чему Истинный научил пчелу,

не будет ни у льва, ни у онагра.

1010 Ульи наполнит она сладостью свежей:

Истинный ей того знания отворил ворота[176].

То, чему Истинный обучил червя-шелкопряда,

разве слон познает того рода хитрость?

Адам[, созданный из] праха, у Истинного выучился знанию,

вплоть до Седьмого неба всполохнув /вознеся/ [свое] знание.

Имя и честь ангела он сокрушил,

слепоту того, кто относительно Истинного находится в сомнении.

Аскету (захид) шестисоттысячелетнему [= Иблису]

намордник Он [= Господь] справил тому теленку[177],

1015 чтобы не смог он молока знания религии испить,

чтобы не кружил он вокруг того вознесенного замка.

Знания людей чувства оказались намордником,

чтобы не набрали они молока из того высокого знания.

В каплю [крови] сердца единственная жемчужина попала,

которую Он ни морям, ни небесным сводам не даровал[178].

Сколько форм еще, о формы поклонник?

Душа без (духовного) смысла /сущности/ твоя от формы не освободилась?

Если по форме человечество было бы как один человек,

то Ахмад [= Мухаммад] и Бу Джахл были бы одинаковы [= на одно лицо].

1020 Рисунок на стене подобен человеку /Адаму/.

Вглядись, в форме чего ему не достает?

Души не достает той форме лучезарной.

Ступай найди ту жемчужину редконаходимую!

Стали головы львов мира все склоненными долу,

когда собаке обитателей [Пещеры] подали руку[179].

Что за ущерб ей от рисунка отвратного,

коль душа ее погрузилась в океан [Божественного] света?

Описание и форма не входят [в занятие] пера:

«ученый» и «справедливый» были в письменах.

1025 «Ученый» и «справедливый» все суть лишь (духовный) смысл,

который ты не сыщешь ни в [каком] пространстве, ни впереди, ни позади.

Бросая [лучи] на тело со стороны Беспространства (ла-макан),

не вмещается в Небосвод солнце души.

Упоминание о знании зайца и разъяснение достоинства и выгод познания

Этим речам несть конца, рассудок навостри!

Рассудок на историю зайца навостри!

Уши осла продай и другие уши купи,

ибо эти речи не воспримут уши осла.

Ступай на лисью игру зайца посмотри,

на ухищрение и льванизвержение зайцем посмотри.

1030 Печатью царства Сулаймана является знание.

Весь мир – это форма, а душа – это знание.

Перед человеком от этого искусства беспомощны стали

твари морей, твари гор и равнин.

Его леопард и лев боятся, как будто мыши,

от него крокодил и океан исходит желчью и бурлит.

От него пари[180] и див по берегам /краям/ [земли] отстранились,

каждый в месте сокрытом место избрав /осев/.

У человека врагов скрытых хватает.

Человек остережения есть разумный некто.

1035 Твари скрытые – [мысли] мерзкие их и добрые их,

приходятся в сердце каждый миг удары их.

Ради (полного) омовения (гусл) коль войдешь ты в ручей,

то тебе боль причинит [скрытая] в воде колючка.

Хотя скрыта колючка в воде глубоко,

когда в тебя она вопьется, ты узнаешь, что [там] она есть.

Уколы (Божественных) внушений (вахийха) и искушенья (васваса) [Сатаны]

от тысяч людей бывают /исходят/, а не от кого-то одного.

Жди [терпеливо], пока [животные] чувства твои не заменятся,

чтобы увидеть их [= уколы], и трудность разрешится,

1040 чтобы [понять], речи чьи ты отверг

и кого предводителем своим ты сделал.

[О том, как] охотничья дичь потребовала у зайца открыть тайну его замысла

Затем они сказали: «О заяц проворный,

выкладывай-ка [все] то, что в восприятии твоем.

О ты, что со львом [в борьбе] завертелся,

выскажи то мнение /решение/, что ты надумал:

совет восприятие и рассудительность даст,

разумы разуму свою помощь окажут».

Сказал Посланник: «Устраивай, о мнение высказывающий,

совет, ибо испрашиваемый совета заслуживает доверия»[181].

[О том, как] заяц отказал им в [своей] тайне

1045 Сказал он [= заяц]: «Любую тайну не до́лжно раскрывать:

чет то становится нечетом, то нечет – четом».

Из [сердца] чистоты [= искренне] если дыхнешь ты на зеркало,

то помутнеет быстро для нас /букв.: с нами/ зеркало.

Объясняя об этих трех [вещах], поменьше шевели губами своими:

об отбытии, о золоте и о мазхабе [= о религии] своем.

Потому что у этих трех есть недругов множество, и враг

в засаде на тебя встанет, когда [о какой-либо из них] узнает он.

Если скажешь ты одному-двум, то прощай [тайна]:

любая тайна превыше, [чем для] двух, распространяется [для всех][182].

1050 Если две-три птицы ты свяжешь вместе,

то на земле останутся они, заточенные от мэки.

Совет считают прикрытый [= неявный] хорошим,

[когда тот с] намеком, [когда тот] с иносказанием путающим[183].

Советовался обычно Посланник, [спрашивая] прикрыто,

говорили они ему ответ и [пребывали] в неведении.

В притчу завернутое он [обычно] высказывал мнение,

чтобы не отличил недруг от головы ногу.

Он ответ для себя получал [обычно] от него,

а от вопроса его не чуял посторонний запаха [= сути].

История об ухищрении зайца

1055 На часок задержал он [свой] приход [ко льву],

затем пришел ко льву, когтями [добычу] дерущему.

По той причине, что с приходом он опоздал,

землю [в ярости] рыл лев и рычал.

Сказал он: «Я говорил, что договор с тем отребьем

будет пустым – пустым, шатким и недозрелым.

Лукавство их меня сбросило с осла [= с толку сбило].

Сколько [еще] надувать меня будет такая Судьба, сколько?»

Крепко увязнет повелитель (амир) жидкобородый [= наивный],

когда не смотрит ни взад, ни вперед из-за глупости своей.

1060 Дорога [кажется] ровной, но под ней [скрыты] силки:

голод по смыслу среди [множества их] имен.

Слова и имена – что силки.

Слово сладкое – песок[, поглощающий] воду жизни нашей.

Тот единственный песок, закипает вода от которого,

очень редко находим. Иди его поищи!

Источником мудрости станет мудрость взыскующий:

освободится он от обучения и от [его] причины.

Хранящая скрижаль [его] одной Хранимой скрижалью[184] станет,

разум его от Духа наделенным станет.

1065 Раз учителем был разум его сначала,

после этого стал разум учеником его [самого].

Разум, как Джабрил, скажет: «О Ахмад [= Мухаммад],

если я [еще] один шаг ступлю, то он сожжет меня!

Ты меня [здесь] оставь, отсюда [один] вперед гони,

предел мой таков, о Султан души![185]»

Всякий, кто остался из-за лени без благодарности [Богу] и терпения,

он знает только то, что ему следует идти в ногу с принуждением (джабр).

Всякий, кто принуждение привел [в оправдание], себя страдальцем сделал:

то же самое страдание его в могилу сведет.

1070 Сказал Посланник: «Страдание в шутку

страданье [подлинное] наведет, что умрет /потухнет/ он как светильник»[186].

Принуждение (джабр) чем бывает? – Сомкнуть [часть] сломанную

или связать какую-то жилу порванную[187].

Раз на этом пути ты ногу свою не сломал,

то над кем ты смеешься? Зачем ты ногу перевязал?

А к тому, чья нога на пути [Божественного] усердия сломалась,

подоспел к нему Бурак[188], и он уселся [и помчался].

Носителем религии был он, переносимым став.

Принимающим повеление [Аллаха] был он, принятым став.

1075 До сих пор он получал повеление от Шаха /Царя/;

отныне он повеление доводит до войска.

До сих пор звезды воздействовали на него;

отныне будет повелителем звезд он [сам].

Если у тебя затруднение возникнет во взгляде,

тогда ты сомнение имеешь в [том, что] расколется месяц[189].

Освежи [свою] веру, но не через речь языка [= не на словах],

о ты, что прихоть освежил скрытно.

Покуда прихоть свежа, вера свежей не будет,

ибо сия прихоть есть не что иное, как замук тех врат.

1080 Сделал ты истолкование Слова девственного,

себя ты [лучше] истолкуй, а не Поминание (Зикр) [= Коран].

По прихоти ты истолкование Корана делаешь,

принижен и искорежен из-за тебя смысл [Корана] возвышенный[190].

Поддельность жалкого истолкования мухи

Некая муха[, сидя] на былинке соломы и [средь лужи] мочи ослиной,

подобно кормчему то и дело поднимала голову,

говоря: «Я о море и судне уже прочитала [= изучила][191],

время какое-то в раздумье о них пребывала.

Итак, это – море, а это – судно и я —

муж-кормчий и команда, и лоцман».

1085 По поверхности «моря» гонит, бывало, она [свой] плот,

представлялся ей его [= «моря»] размер вне [всяких] границ.

Было безграничным то дерьмо /та моча/ по отношению к ней.

Тот взгляд, что увидел бы его прямо [как есть], где?

Мир ее простирался настолько, как и зрение ее.

Глаз /взор/ насколько, океан настолько же ее.

Обладатель [= автор] истолкования никчемного [на Коран] подобен мухе:

воображение его – моча осла, а представление – соломинка.

Если муха истолкование оставит по [своему] разумению[192],

ту муху Судьба превратит в [птицу] Хумай [= Феникс].

1090 Тот не муха, кому сие (примерным) уроком будет,

дух его не подходящим [его внешней] форме будет.

Рычание льва из-за опоздания зайца

Как тот заяц, что на льва замахнулся /со львом столкнулся/,

дух его разве был подстать [его] стану?

Лев говорил от верха ярости и гнева:

«Через уши мои враг завязал [мне] глаза.

Ухищрения принужденцев /джабаритов/ меня связали,

клинок деревянный их тело мое изранил.

Отныне и впредь я не стану слушать то лукавство —

вопли дивов и гулов они все».

1095 Разорви на куски, о сердце, ты их, не мешкай;

кожу /шкуру/ с них сдери, ибо они суть ничто кроме кожи /шкуры/.

Кожа /шкура/ чем бывает? Разговорами цветистыми,

как рябь на воде, у которой не бывает [на месте] задержки.

Такую речь подобной кожуре, а смысл ядром считай,

такая речь подобна рисунку, а смысл подобен душе.

Кожура ядра дурного порок прикрывает,

ядра прекрасного /спелого/ она из ревности Сокровенный мир прикрывает.

Когда перо – из ветра, а тетрадь – из воды,

все, что напишешь ты, исчезнет (фана’) быстро.

1100 Рисунок на воде: если верности ты ищешь от него,

то вновь станешь [от разочарования] руки свои кусать.

Ветер среди людей – это прихоть и желание;

когда прихоть оставил ты, тогда [придет] послание от Него[193].

Приятны послания Зиждителя,

ибо они от головы и до ног непоколебимы[194].

Хутба за шахов меняется [= она преходяща] и их владычество,

исключая владычество и хутбы пророков[195].

Потому что величавость падишахов – от прихоти,

письмо груза пророков – от Величия.

1105 С дирхамов имена шахов сбивают /соскребают/,

имя Ахмада [= Мухаммада] навечно [на них] выбивают.

Имя Ахмад (Наипохвальный) есть имя всех пророков:

когда [по счету] сто пришло, девяносто также есть уже у нас[196].

Также об ухищрении зайца

С приходом заяц очень задержался,

ухищрения про себя устанавливая [= проигрывая].

Пустился в путь он после задержки длительной,

чтобы на ухо льву сказать одну-две тайны.

Сколько миров пребывают в сделке /в обмене/ с Разумом!

Насколько распростерто это море Разума!

1110 Формы наши в этом океане мучения

бегут подобно [пустым] чашам по глади воды:

покуда не наполнятся, они на поверхности моря как таз,

лишь наполнившись, таз в нем утонет.

Разум сокрыт, а явен (внешний) мир,

формы наши – волны или брызги от них.

Любое средство, что форма создаст для [достижения] его [= Разума],

тем [же] средством океан [Разума] вдаль отбросит ее.

Покуда не увидит сердце Подателя тайны,

покуда не увидит стрела вдаль стреляющего [Лучника],

1115 коня своего он [= невидящий] считает беспечным и из-за свары

гонит коня своего по дороге быстрее.

Коня своего считает беспечным тот тчивый,

тогда как конь сам его тянет словно ветер.

В стенании и в поисках [коня] тот бестолковый

[мечется] во все стороны, спрашивая и ища от двери к двери:

– Кто тот, что похитил нашего коня? Где он и кто?

– Это, что под бедрами твоими находится, о хваджа, что такое?

– Да, это конь, но этот конь где?

– В себя приди, о шахский наездник, коня ищущий!

1120 Душа из-за очевидности и близости пропала:

как чрево, полное воды и с сухим краем, как у кувшина[197].

Как увидишь ты красное, зеленое и бурое,

пока не увидишь ты прежде этих трех [цветов] свет?

Но поскольку в цветах затерялся рассудок твой,

то вышло от света тех цветов лицевое покрывало твое.

Поскольку ночью те цвета прикрытыми были,

то увидел ты, что [твое] ви́дение цвета от света было.

Нет въдения цвета без света наружного

точно так же, как цвета представления внутреннего.

1125 Сей наружный [свет исходит] от Солнца и от [звезды] Суха[198],

а внутренний [свет] – от отсветов Наивысшего.

Свет света глаз сам светом сердца является,

свет глаз от света сердец приобретением является.

Опять же свет света сердца – свет Господа,

который от света разума и чувств очищен и отделен.

Ночью нет света, и ты не видел цветов,

тогда через противоположность света [= темноту] он стал явным тебе.

Увидеть свет [сначала], затем – ви́дение цвета,

и это через противоположность света узнаешь ты без задержки.

1130 Страдание и печаль Истинный ради того сотворил,

чтобы через такую противоположность радость сердца стала явью.

Итак, скрытые (вещи) через противоположности проявятся;

так как у Истинного нет противоположности, то Он сокрыт.

Ибо взгляд [сначала] на свет бывает, а уж затем на цвет:

противоположность через противоположность явленной бывает,

как румиец и темнокожий [= эфиоп].

Итак, через противоположность света познал ты свет:

противоположность [свою] противоположность показывает в событии.

Свету Истинного нет противоположности в существовании,

чтобы через противоположность Его можно было найти.

1135 Неизбежно взоры наши не постигают Его,

а Он постигает [взоры][199]: увидь ты [это] из [примера] Мусы и Горы [= Тур].

Форма [выпрыгивает] из (духовной) сущности, как лев из зарослей, знай,

или же как голос и речь из мысли, знай.

Эти речь и голос из мысли взошли,

ты [ведь] не знаешь, где океан мысли.

Однако когда волну речи ты увидишь изящной /субтильной/,

океан тот узнаешь, что он также благороден.

Когда из [океана] Знания волна мысли устремилась,

из речи и голоса ее оно форму создало.

1140 Из речи форма родилась и вновь умерла,

волна себя же вновь в океан унесла.

Форма из бесформенности вышла наружу,

вернулась [в нее же], ведь, «Поистине, к Нему мы и вернемся»[200].

Итак, для тебя каждое мгновение – смерть и возвращение;

Мустафа (Избранник) изрек: «Дольний мир – один [лишь] час»[201].

Мысль наша есть стрела[, пущенная] от Него в воздух.

В воздухе как она продержится? Вернется к Богу.

Каждый вздох обновляется дольний мир[202], а мы

не ведаем о [его] обновлении в пребывании.

1145 Жизнь, как ручей, новой и новой приходит,

постоянной представляясь во плоти.

Она из-за стремительности постоянной по очертанию показалась,

как искра [от тлеющей головни], которую ты быстро раскрутишь рукой.

Головешку, если раскрутишь ты ловко,

то взору [языком] огня она представится, довольно протяженным.

Эта протяженность промежутка (времени) от быстроты (Божественного) акта

показывает постоянно ускорение (Божественного) акта[203].

Искателем сего таинства пусть даже всеведущий ученый является,

а вот [тебе] Хусам ад-дин, кто превосходной книгой является.

[О том, как] заяц прибыл ко льву

1150 Лев, пылая /букв.: в огне/, и в злобе и ярости,

увидел, как тот заяц идет[, еще] издали.

Бежал без смятения и вольно он,

озлобленно, быстро, резко и с хмурым лицом.

Ибо от смиренного прихода подозрение бывает,

а от смелости устраненье любого колебания /сомнения/ бывает.

Когда приблизился он совсем к порогу,

воскликнул лев: «Ну, эй, выродок!

Я же слонов на куски разрывал,

я же уши льву свирепому надирал!

1155 Недозаяц /букв.: полузаяц/, кто он такой, чтобы эдак

повеление мое швырять оземь?»

Отбрось сон беспечности зайца,

рев этого льва, эй, осел, послушай!

[О том, как] заяц принес извинения

Сказал заяц: «Пощади! Извинение у меня есть,

если подаст прощения превосходительство твоего руку».

Сказал [лев]: «Что за извинение, о ограниченность бестолочей!

Разве сейчас ему время предстать пред царями /шахами/?

Птица неурочная ты[204], голову твою надо рубить.

Извинения глупца не следует выслушивать.

1160 Извинения глупца хуже, чем преступление его, бывает[205].

Извинение невежды ядом любому знанию бывает.

Извинение твое, о заяц, от знания опустошено:

я не заяц [= не ослоухий][206], чтобы в уши мои [его] ты вложил».

Сказал [заяц]: «О царь /шах/, ничтожного кем-нибудь сочти,

на извинение насилье испытавшего ухо навостри.

Особенно ради заката [= чистоты /отчисления/] сана своего[207]

заблудшего ты не прогоняй с пути своего.

Океан, что воду любому ручью подает,

всякий мусор на поверхность и гладь выносит.

1165 Не уменьшится море от такой щедрости,

от [своей] щедрости море не станет ни больше ни меньше».

Сказал [лев]: «Воздам [каждому] я щедростью по месту его,

ткань каждому отрежу по росту его».

Сказал [заяц]: «Послушай, если я не достоин [твоей] милости,

то голову [свою] склоню перед драконами [твоей] жестокости.

Я ко времени завтрака [твоего] в путь пустился,

с товарищем своим к царю /шаху/ отправился.

Со мной тебя ради зайца еще одного

парой и попутчиком сделали те [звери].

1170 Лев какой-то в пути нацелился на [сего] раба,

нацелился на обоих попутчиков, идущих [к тебе].

Сказал я ему: Мы – рабы царя царей (шахиншаха),

соратники /слуги/ ничтожные того (высокого) порога».

Сказал он: Царя царей! Кто ж будет он? Постыдись!

При мне поминать ты всякое ничтожество не смей!

И тебя, и царя твоего я в клочья разорву,

если ты и друг твой развернетесь от двери моей.

Сказал я ему: Позволь разик еще

лик [моего] царя /шаха/ увидеть и принести [ему] о тебе весть.

1175 Сказал он: Попутчика в залог оставь при мне,

а если нет, то жертва – ты, по верованию моему /в колчане моем/.

Умоляли мы его долго, пользы не принесло.

Друга моего он схватил, меня отпустив одного.

Друг мой тучностью раза в два превосходил меня,

и миловидностью, и красотой, и телесами.

Отныне из-за того льва сия дорога перекрыта.

Перипетия моя была такова, и тебе [о ней] сказано.

От [установленного] содержания отныне надежду отсеки;

истину говорю я тебе, а Истина – горька!

1180 Если содержание нужно тебе, то путь расчисть!

Давай иди да отпор тому бесстрашному дай!»

[О том, как] лев ответил зайцу и отправился с ним

Сказал [лев]: «Во имя Аллаха (Бисми-Ллах), иди покажи [мне], он где!

Вперед пошел, если говоришь ты правду!

Чтобы я по заслугам его и сотни подобных ему воздал,

а если ложь все это, то по заслуге тебе воздал».

Отправился в путь [заяц], как поводырь, впереди,

чтобы привести его [= льва] к силкам своим —

к колодцу, который он уже наметил,

колодец глубокий силками [для] жизни /души/ его он уже сделал.

1185 Пошли они оба вплоть до колодца.

Вот тебе заяц, что вода под соломой![208]

Вода солому на равнину выносит:

вода, удивительно, как же гору сносит?

Силок ухищрения его петлей для льва был —

диковинка зайца, что (целого) льва затащила.

Какой-то Муса Фир‘ауна водами Нила

убивает с [его] войском и армадой тяжелой[209].

Какой-то комарик Намруду половинкой крыла

рассекает бесстрашно голову по шву[210].

1190 Перипетии того, кто слово врага послушал,

увидь [и] наказание тому, кто стал другом завистника —

перипетии Фир‘ауна, что Хамана[211] послушал,

перипетии Намруда, что Дьявола послушал.

Врага, хоть по-приятельски и заговорит он с тобой,

силками считай, хотя о зерне и заговорит он с тобой.

Если тебе (кусок) сахара он подаст, его ядом считай,

если с телом как-то обходительно поступит, это подавлением (кахр) считай.

Когда Непреложный приговор придет, не увидишь ты [ничего] кроме кожуры[212],

врагов не распознаешь от приятелей.

1195 Раз выйдет так, то моленье (искреннее) начинай,

стенанье и восславленье [Аллаха] и пост устраивай.

Стенай: «О Ты, Сведущий о всем сокровенном,

под камнем ухищрения дурного нас не прибей.

Если по-собачьи [= по-свински] мы поступили, о Львотворец,

льва не назначай для нас Ты из этой западни.

Воде питьевой форму огня не придавай,

в огонь форму воды не вкладывай.

Когда от вина подавления Ты [нам] опьянение дашь,

не́бытям (нистха) форму быти /бытия/ Ты дашь».

1200 Что есть опьянение? Повязка на глаза от видения глаз,

так что кажется камень [простой] самоцветом, а шерсть – яшмой.

Что есть опьянение? Чувств замена,

дерева тамариск во взгляде [пьяного] в сандал превращение.

История удода и Сулаймана в пояснение того, что с приходом Непреложного приговора ясные глаза закрываются

Когда для Сулаймана (дворцовый) шатер разбили,

все птицы его для услужения [к нему] пришли.

Одноязычным и родней себе [его] они нашли[213],

к нему одна за одной с [открытой] душой они поспешили.

Все птицы бросили чириканье [свое],

с Сулайманом стали они красноречивее брата твоего.

1205 Одноязычие – это свойству и спаянность,

человек с неродней подобен узнику [в цепях].

О как много хиндустанцев и тюрков одноязычных!

О как много двух тюрков словно чужих!

Стало быть, язык родства как таковой иной:

односердечие одноязычия лучше.

Без речивости и без знака и предписания

сотни тысяч переводчиков встают из сердца.

Все птицы по одной таинства свои

об искусстве, о знании и о деле своем

1210 Сулайману одна за другой раскрывали,

предлагая [их], себя нахваливали.

Не от высокомерия и самодовольства,

а ради того, чтобы он допустил их [к себе] поближе.

Когда пленнику /рабу/ понадобится какой-либо господин (хваджа),

предложит он об искусстве [ему] какое-нибудь введение.

Когда же посчитает свою покупку им он позором,

то себя он сделает [= прикинется] больным, глухим, калекой и хромым.

Черед удода настал и ремесла его,

и объяснения мастерства, и мышления его.

1215 Сказал он: «О царь /шах/, об одном искусстве, что ниже [прочих],

я поведаю [тебе]. Сказ краткий [о нем] будет лучше».

Сказал [Сулайман]: «Выкладывай, что ж то за искусство?»

Сказал [удод]: «Я, когда [в парении] бываю на высоте,

вглядываясь с высоты оком уверенным,

то я вижу воду в глуби земли:

где она находится, на какой глубине, какого цвета,

из чего она бьет, из (рыхлой) земли или из скалы.

О Сулайман, для войскового лагеря

во время похода имей [при себе] такого ведуна».

1220 После Сулайман сказал: «О славный товарищ

в пустынях безводных обширных».

Хула ворона на притязание удода

Ворон, услышав [это], пришел из зависти,

Сулайману сказал: «Он искаженно говорил и скверно.

Учтивой не была пред царем /шахом/ [его] речь,

особенно само бахвальство лживое и чушь.

Если у него такой взор был бы всегда,

то как он не разглядел бы под горстью земли силка?

Как увязнувшим оказался бы в силке он?

Как в клетку вошел бы поневоле он?»

1225 После Сулайман сказал: «Эй, удод, допустимо ль,

чтоб из-за тебя при первой чаше такой осадок поднялся?[214]

Как можешь казаться пьяным ты, если выпил ты [лишь] дуг?[215]

Предо мною бахвалиться, затем лгать?»

[О том, как] удод ответил на хулу ворона

Сказал он: «О царь /шах/, на меня, голыша нищего,

наговор врага не слушай ради Бога.

Если ложно притязание мое,

то я кладу голову: руби эту шею мою.

Ворон, который решение Непреложного приговора отвергает,

хоть тысячей разумов он обладай, является неверным.

1230 В тебе покуда [буква] каф имеется от кафиран [= н от неверных],

место вони ты и страсти, как промежность [меж] бедер (каф-и ран).

Я увижу силки[, паря] в воздухе,

если не закроет око разума моего Непреложный приговор.

Когда Непреложный приговор придет, отправится знание в сон[216],

луна темной станет, затягивая солнце.

По Непреложному приговору ужель такой порядок редок?

По Непреложному приговору, знай, он [= ворон] Непреложный приговор

отвергает».

(Бейты 900–1233 – перевод О. Акимушкина)

История Адама, мир да почиет над ним, и [о том, как] Непреложный приговор застил его взор от точного соблюдения запрета и он отказался от [его] истолкования

Отец человечества (Бу-л-башар), кого научил Он именам[217], – владыка,

сто тысяч наук у него – в каждой вене.

1235 Имя всякой вещи, как она есть,

до конца[218] душе его подало руку [= открылось].

Какое бы прозвище ни дал он, оно не изменилось:

кого назвал он проворным, [тот] ленивым не стал.

Всякого, кто в конце [будет] верующим, вначале он увидел,

всякий, кто в конце [будет] неверным, ему стал очевиден.

Имя всякой вещи ты от знающего услышь,

тайну, сокрытую [в словах] «научил Он именам», услышь.

Имя каждой вещи для нас – внешность ее,

имя всякой вещи для Творца – таинство ее.

1240 У Мусы именем (деревянной) трости его был посох,

у Творца же именем ее был дракон /змий/[219].

Было для ‘Умара имя здешнее идолопоклонник,

но верующий было имя его в предвечности.

То, что было у нас по имени семя /сперма/,

пред Истинным сие рисунком было: ты со Мной.

Формой было сие семя в небытии (‘адам),

пред Истинным – существующим, ни больше ни меньше.

Плодом того явилась истина имени нашего

пред Присущим, что есть завершение наше.

1245 Мужу по конечному [состоянию] Он имя даст,

а не по тому, когда Он взаймы имя даст.

Очи Адама, когда в Свете чистом воззрели,

душа и таинство имен стали ему очевидны.

Как только ангел Свет Истинного в нем обнаружил,

пал ниц и в услужение [к нему] поспешил.

Похвалы сему Адаму, имя коего я поминаю.

Ограниченный я [в них], хоть до Воскрешения буду [их] перечислять.

Это все знал он, но когда пришел Непреложный приговор,

в знании запрета одного выпала ему ошибка.

1250 Ведь удивительно, запрет ради заповедания был

или [направлен] на истолкование и воображение был?

Лишь в сердце его истолкованию предпочтение нашлось,

как натура [его] в недоумении к пшенице поспешила[220].

Лишь садовнику колючка в ногу вонзилась,

как вору случай представился – добро унес он быстро.

Когда от недоумения избавился он, вернувшись на [истинный] путь,

то увидел, что унес вор [его] пожитки из мастерской.

Господи наш! Наказали мы сами себя![221] – сказал он, – Ох!

То есть наступил мрак и потерялся путь.

1255 Итак, Непреложный приговор облаком бывает, солнце застилающим,

лев и дракон станут от него будто мышь.

Я коль силки не узрю в пору [Божественного] решения,

то я не один невежда в Пути [Божественного] решения.

Блажен тот, кто добродетельность избрал,

силы [применение] оставил он и плач избрал.

Если Непреложный приговор накроет теменью тебя подобно ночи,

Непреложный же приговор тебя за руку возьмет в конце.

Если Непреложный приговор сто раз на твою душу /жизнь/ покусится,

Непреложный же приговор тебя душой /жизнью/ одарит и исцелит.

1260 Сей Непреложный приговор сто раз коль в пути на тебя нападет,

то на вершине небосвода шатер тебе возведет.

От щедрости, знай, он страшит тебя,

чтобы в царстве безопасности усадить тебя[222].

Этим речам несть конца, стало поздно,

послушай-ка ты историю зайца и льва.

[О том, как] заяц отступил за льва, приблизившись к колодцу

Когда подошел к колодцу лев, то увидел,

что заяц остановился и ноги вытянул.

Сказал он: «Отступил назад ты почему?

Не отступай назад, вперед иди!»

1265 Сказал [заяц]: «Где ноги мои? Руки и ноги пропали,

душа моя затрепетала, а сердце с места сорвалось.

Цвета лица моего не видишь ты, как золото [желтого]?

Изнутри сам подает цвет мой весть».

Поскольку Истинный облик представляющим [человека][223] назвал,

очи мистика (‘ариф) к облику [прикованы] остались.

Цвет и благоухание известят как колокольчик,

о лошади уведомит призыв [= ржание] лошади.

Призыв всякой вещи донесет о ней весть,

чтоб распознал ты призыв [= крик] осла от призыва [= скрипа] двери.

1270 Сказал Посланник о различении людей:

«Мужчина скрыт, покуда свернут его язык»[224].

Цвет лица о состоянии сердца содержит знак —

смилуйся надо мной, любовь ко мне в [своем] сердце покажи.

Цвет красного лица содержит призыв благодарности,

призыв желтого лица содержит терпение и непризнание.

На меня нашло то, что руки и ноги похитит,

цвет лица, и силу, и облик похитит.

То, что во все, куда низойдет, [его] сокрушит,

любое дерево с корнем и корневищем оно вырвет.

1275 На меня нашло то, от чего омертвели

человек, животное, минерал и растение.

Они сами – части, [но и] цельные [вещи] от него

желтые сделались цветом и гнилыми сделались запахом.

Так что мир порой терпящим является, порой благодарящим,

цветник порой в наряд облачается, порой обнажен.

Солнце, что восходит[, будучи] огню подобно,

часом позже станет опрокинутым.

Звезды, блещущие в чертогах[225] [неба],

миг от мига подвержены воспламенению.

1280 Луна, что превосходит звезды в красоте,

стала от страдания чахоткой /от бремени тоски/ подобной призраку.

Эта земля устойчива и чинна,

введет землетрясение ее в дрожь лихорадки.

Сколь многие горы от такой беды наследственной

превратились в мире в крошку и песок.

Этот воздух с [животным] духом оказался сочетаем,

когда Непреложный приговор придет, он в холеру превратится и гниль.

Приятная вода, духу молочной сестрою став,

в пруду [застоявшись,] поблекла, горькой и мутной стала.

1285 Огню, что распушил усы [= стал самодовольным],

даже порыв ветра произнесет: умри.

Состояние моря – по волнению и бурлению его,

понимай перемены рассудка его.

Небосвод головокружительный, что в поиске пребывает,

состояние его подобно состоянию детей его [= звезд] бывает:

то в перигее, то посреди, то в апогее

в нем предвестников удачи и невезения [= звезд], – мириады.

По себе, о частица, из целостностей смешанная,

понимай положение каждого простого [элемента]!

1290 Когда же у цельных вещей страдание есть и боль,

частям их как не быть лицом желтыми?

Особенно та часть, которая из противоположностей собрана —

из воды, земли, огня и ветра [= воздуха] собрана.

Не так удивительно, что овца от волка отпрянула,

удивительно то, что эта овца сердцем к волку привязалась!

Жизнь миром [между] противоположностями является,

смерть есть то, что между ними вспыхнула война.

Милость Истинного [в том, что] этого льва и онагра

расположил Он [друг к другу], эти две противоположности далекие.

1295 Раз мир страдальцем и узником бывает,

чему удивляться, коль страдалец тленным бывает?

Перечислил льву он [= заяц] в связи с этим советы,

сказав: «Я отступил назад из-за таких оков».

(Бейты 1234–1296 – перевод Ю. Иоаннесяна)

[О том, как] лев спросил зайца о причине его отступления назад

Лев сказал ему: «Ты из [всех] причин [своей] болезни

причину назови мне особую, ибо для меня она – корысть».

Сказал [заяц]: «Тот лев в сем колодце обитает,

внутри сей крепости он от [любых] напастей защищен».

Дно колодца изберет [для житья] тот, кто разумным является,

потому что [только] в уединении чистоты сердца находятся.

1300 Мрак колодца лучше мраков нрава /людей/,

головы не сносить тому, кто последует по пятам за нравом /за людьми/.

Сказал [лев]: «Вперед иди! Удар мой его подавит[226]:

ты посмотри-ка, [сейчас] тот лев в колодце находится?»

Сказал [заяц]: «Я уж обжегся от того огня.

Разве только ты рядом с собой меня поведешь,

чтобы при поддержке твоей я, о рудник щедрости,

смог глаза (широко) раскрыть и в колодец заглянуть».

[О том, как] заглянул лев в колодец и увидел свое отражение и того зайца

Когда лев рядом с собой его [= зайца] повел,

под прикрытием льва тот до колодца добежал.

1305 Едва лишь они взглянули в колодец на воду,

как в воде от льва и его [= зайца] засверкал блик.

Лев отражение свое увидал: из воды засверкало

очертание какого-то льва, рядом с ним – зайца жирного.

Едва лишь врага своего он [= лев] в воде увидал,

оставил его [= зайца] да в колодец сиганул.

Свалился в тот колодец, что он [сам] и отрыл,

потому что притеснение его на голову его [же] и пришлось.

«Мрачным колодцем обернулось притеснение [для] притесняющих»[227]

так сказали все знающие.

1310 Всякий, кто притесняет больше, колодец у того ужаснее.

Справедливость [Высшая] повелела: худшему – худшее[228].

Ты, что, пользуясь [высоким] саном, притеснение чинишь,

знай, что для себя ты [этим] колодец роешь.

Вокруг себя подобно червю-шелкопряду [кокон] не плети.

Для себя роешь колодец, так размеры прикинь.

Слабых ты за не имеющих [тебе] противника не считай,

из Возвещения (Нуби) [= Корана] «Когда придет помощь Аллаха»[229] прочитай.

Если ты слон, твой противник от тебя шарахнулся,

так ведь возмездие стаями птиц тебя настигло[230].

1315 Если некий слабый на земле попросит пощады,

то гвалт поднимется средь воинства Небес.

Если в него зубами ты вонзишься, его кровью зальешь,

то прихватит тебя [приступ] зубной боли – как ты поступишь?

Лев себя увидел в колодце и из-за ретивости

себя не отличил /букв.: не распознал/ в тот миг от врага.

Отражение свое он врагом своим увидал,

поневоле на себя он меч поднял.

Хватает притеснения, которое ты видишь в [поведении] иных,

нрав твой [отражается] в них, о такой-то!

1320 В них проблеснуло бытие твое

из лицемерия, притеснения и буйства во хмелю твоего.

Тот – ты, и тот удар по себе наносишь,

себя в тот момент нитью проклятия ты обвиваешь.

В себе то зло ты не видишь воочию,

иначе врагом ты был бы себе [всей] душою.

Нападаешь на себя ты, наивный простак,

подобно тому льву, что сам на себя напал.

Когда дна нрава своего ты достигнешь,

тогда узнаешь, что из тебя происходил тот нелюдь /то ничтожество/.

1325 Льву на дне [колодца] открылось, что было

изображение его тем, что ему другим [львом] казалось.

Всякий, кто зубы слабого вырывает,

дело того льва, ошибочно зрящего, исполняет.

О ты, что увидел отражение плохое на лице [у своего] дяди,

плох не дядя, то есть ты: от себя не беги!

Верующие зеркалом друг для друга являются[231]:

это предание (хабар) от Посланника приводят.

Перед глазами держал ты стекло синее /синего цвета/ —

по этой причине мир синим тебе представлялся.

1330 Коль ты не слепой, то такую синь считай от самого себя.

Себя злым называй, не наговаривай на кого-либо ты впредь.

Верующий если бы не видел с [помощью] Света Аллаха[232],

то Сокровенный мир верующему оголенным как бы представал?

Поскольку ты видел с [помощью] Огня Аллаха[233],

то[, находясь] во зле, о добре ты беспечным стал.

По чуть-чуть ты воду на огонь сливай,

чтобы стал огонь твой светом, о отец печали!

Ты залей [его], о Господи наш, водой очищающей,

чтобы стал сей всемирный огонь полностью светом.

1335 Воды моря полностью находятся в подчинении у Тебя:

вода и огонь, Владетель их есть Ты.

Если Ты пожелаешь, то огонь водою приятной обратится,

если же не пожелаешь, то и вода огнем обратится.

Сей поиск, что в нас, тоже от сотворенья Твоего.

Избавление от неправосудности, о Господи, – правосудность /дар/ Твоя.

Без [нашего] поиска Ты этим поиском нас одарил;

сокровище благодеяния Ты всем открыл[234].

[О том, как] заяц принес охотничьей дичи благовестье о том, что лев упал в колодец

Когда заяц своему избавлению [от лап льва] обрадовался,

к охотничьей дичи бегом он пустился аж в степь.

1340 Льва когда он увидел в колодце мертвым, плачевным,

то стал описывать круги, радуясь, до луга.

В ладоши хлопал, избежав руки смерти,

свежий и пляшущий в воздухе, как ветка и лист.

Ветка и лист от заточения в земле свободны стали,

подняли голову и собеседником ветру стали.

Листья, на ветке прорезавшись /букв.: ветку расщепив/,

к самой верхушке дерева заспешили.

Языком побега своего благодарность Богу

поет каждый плод и лист отдельно:

1345 «Взрастил наш корень Обладатель дара,

дабы дерево плотным выросло и распрямилось»[235].

Души, заключенные в воде и глине,

когда освободятся от вод и глин на радость сердцу,

в воздухе Любви Истинного танцующими станут,

подобно диску полной луны без изъянов станут.

Тела их в танце, а о душах ты уж не спрашивай;

и о тех, что вокруг души, о них ты уж [тоже] не спрашивай.

Льва заяц в тюрьму засадил.

Позор [тому] льву, что от зайца изнемог.

1350 При таком позоре вот ведь удивительно:

Гордостью религии он захочет, чтобы величали его по прозвищу.

Эй ты, лев, на дне сего колодца одинокий,

душа [твоя] зайцеподобная кровь твою пролила и выпила.

Душа заячья твоя в степи на выпасе,

а ты на дне сего колодца [вопрошаешь,] как да отчего.

К охотничьей дичи побежал тот львов ловец[, крича]:

«Радуйся, о народ [= звери], если прибыл вестник радости![236]

Благовестье! Благовестье! О группа веселье создающих!

Ибо та адская собака [= Цербер] в ад ушла обратно.

1355 Благовестье! Благовестье! Ибо у того врага [наших] душ /жизней/

вырвало подавление [= сила] Творца его клыки.

Того, кто лапой [своей] много голов раскроил,

словно труху метла его смерти тоже смела».

[О том, как] собралась охотничья дичь вокруг зайца и вознесла ему хвалу

Собрались тогда все дикие звери,

радостные и смеющиеся, от возбуждения во вкусе (заук) и бурлении.

Круг они образовали, а он [= заяц], как свеча, посредине,

низкий поклон они отвесили и сказали ему: «Вот,

ты ли ангел небесный или пари?

Нет, ты ‘Азра’ил для львов свирепых.

1360 Кто бы ты ни был, душа /жизнь/ наша – в жертву тебе.

Добился ты успеха. Руки и плечи твои что надо!

Направил Истинный эту воду в ручей твой.

Браво рукам и плечам твоим!

Изложи, как замыслил ты ухищрение?

Тому стражу как навязал /букв.: втер/ ты ухищрение?

Изложи, чтобы история [твоя] снадобьями обратилась.

Изложи, чтобы она бальзамом [наших] душ обратилась.

Изложи, ибо от притеснения того гнет выказывающего

сотню тысяч ударов /ран/ имеют души наши».

1365 Сказал он: «Поддержка Бога была, о почтенные.

А если б не она, то кто такой заяц в мире?

Силу мне Он пожаловал, а сердцу свет подал;

свет сердца [моим] рукам и ногам мощи придал.

От Истинного приходят [кому-то] предпочтения,

опять же от Истинного приходят замены.

Истинный по кругу и очередности сию поддержку

показывает людям сомнения [= ученым] и ви́дения [= суфиям]».

(Бейты 1297–1368 – перевод О. Акимушкина)

[О том, как] заяц дал совет охотничьей дичи: «Не радуйтесь этому»

Смотри, [даруемому] поочередно царству не радуйся!

О ты, связанный очередностью, на свободу не притязай!

1370 Тому, чье царство превыше череды телесной,

превыше семи планет [= над семью планетами] черед [в небесах] отбивают[237].

Превыше череды владыки вечные пребывают,

вокруг неизбывного [их] духи с Виночерпием пребывают.

Если бросишь ты этот запой [= опьянение этим миром] на день-два,

опустишь ты [тогда] в напиток [сада] Вечности (Хулд) морду[238].

Толкование [предания]: Вернулись мы с самого малого джихада для величайшего джихада[239]

О шахи /цари/! Убили мы ворога внешнего,

[но] остался ворог хуже его внутри.

Убить его – не дело разума и рассудка,

лев внутренний не подчинится зайцу.

1375 Ад есть сия душа, а ад есть дракон,

который морями [вод] не умалится и не убавится.

Семь морей поглотит, и все же

не умалится жжение того тварь сжигающего.

Камни и неверные каменносердые[240]

вступят в него плачевными и пристыженными.

Также не успокоится он после многократной трапезы,

пока от Истинного не придет к нему сей зов:

«Насытился ты?» Сытый скажет: «Нет еще!»

«Вот тебе огонь, вот тебе жар, вот тебе пыл!»

1380 Мир (целиком) на кусочки разделал и проглотил,

чрево его [то и дело] вопиет: «Нет ли еще?»[241]

Истинный [свою] стопу на него поставит из Беспространства (ла-макан),

тогда он успокоится [по повелению]: «Будь и сбудется»[242].

Ибо частица ада есть эта (животная) душа наша,

натурой целого обладают всегда [его] части.

Сея стопа – у Истинного, который его убьет,

кроме Истинного кто [другой] Его лук натянет?

В лук не вкладывают кроме как стрелы прямой,

[но] у этого лука [= у души] изогнутые, кривые стрелы.

1385 Распрямись как стрела и спасись от лука,

ибо с лука все прямое сорвется без раздумья.

Раз вернулся я с брани внешней,

лик обратил к брани внутренней.

Вернулись мы с самого малого джихада,

вместе с Пророком в величайшем джихаде находимся.

Силы у Истинного прошу я и помощи и [права для] похвальбы [себе],

чтобы иголкой [= постепенно] выкорчевать эту гору Каф[243].

Мелким /букв.: легким/ льва ты считай, что ряды сокрушит,

ибо [истинный] лев [= силач] тот, кто себя сокрушит[244].

Загрузка...