Предисловие ко второму изданию

Братья и сестры!

Вы держите в руках вторую книгу из серии «Планета Афон», которую я назвал «Крестный ход». Почему именно так?



Каждому православному человеку, приходящему в этот мiръ, при рождении даётся не просто имя – у него появляется Ангел-хранитель, который ведёт его по жизни, спасает от бед и напастей, и будет ходатайствовать за него перед Всевышним Богом на Страшном Суде.

Так и каждая книга, получив «путёвку к сердцу читателя», одновременно получает имя, которое, подобно ангелу, что в переводе с греческого означает «вестник», несёт благую весть о том, что автор хочет выразить своим творением.

Откуда вообще возникло это понятие, крестный ход?

Считается, что первый крестный ход совершил Спаситель наш Иисус Христос, взойдя со Своим Крестом на Голгофу. Однако ещё до Своего пришествия в мiръ, ещё будучи во утробе Своей Пречистой Матери – Пресвятой Богородицы, Он совершает крестный ход из Назарета в Вифлеем. И потом, повинуясь Божиему гласу, Спаситель вместе со Своими Богоизбранными родителями совершил крестный ход из Израиля в Египет, спасаясь от лютой смерти, грозящей Святому Семейству от рук нечестивого царя Ирода.

«Крестные ходы спасут Россию», – так во все века говорили святые отцы. И сколько раз эта истина становилась явью.

Достаточно вспомнить крестный ход с чудотворной Владимирской иконой Пресвятой Богородицы, совершённый нашими предками в далёком 1395 году, спасшим столицу Руси Первопрестольный град Москву от нашествия Тамерлана.

А сколько совершалось на Святой Руси крестных ходов во время страшных эпидемий чумы и моровой язвы, природных катаклизмов, нашествия иноплеменников! И даже в новейшей истории богохранимого отечества нашего нельзя не вспомнить крестный ход с той же чудотворной Владимирской иконой – Небесной покровительницей Москвы, – спасший Третий Рим от «коричневой чумы» – гитлеровского фашизма.

Произнося «крестный ход», часто имеют в виду пешешествие с животворящим крестом или чудотворной иконой. Однако научно-технический прогресс вносит и во благое дело свою лепту. В наши дни крестные ходы совершаются и на поездах, и на автомобилях, и на самолётах и даже на космических кораблях.

Не только чудотворная Казанская икона Богоматери, но и Пояс Пресвятой Богородицы, хранящийся в монастыре Ватопед и привезённый по благословению вселенского патриарха со Святой Горы Афон в Златоглавую столицу, совершали крестный ход по всему периметру нерушимых границ Богохранимого отечества нашего. Миллионы православных верующих смогли поклониться святыне и получить от неё благодать.

Невозможно перечислить все крестные ходы, которые стали в России доброй православной традицией и совершаются ежегодно. К примеру, крестный ход на Ганину Яму, где покоится прах царственных страстотерпцев. Или в Алапаевске, на место гибели святых великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Можно вспомнить Иринарховский крестный ход из Ростова Великого или крестный ход из Балашова в Вавилов Дол в память новомучеников и исповедников Российских, репрессированных в годы «красного террора». А также многие другие.

И, конечно же, нельзя не отметить в этой связи самый протяжённый в России и в мiре многодневный Великорецкий крестный ход с чудотворной иконой святителя Николая Чудотворца.

Паломничество ко святым местам всегда было благочестивой традицией русских людей. С верой и молитвой отправлялись они на Святую Землю, Святую Гору Афон, Киево-Печерскую лавру, на Соловки, Валаам. Но по своим масштабам и значимости, по древности традиции Великорецкий крестный ход вполне может встать в один ряд с общепризнанными центрами святости, куда и поныне каждый год стекаются тысячи паломников со всей необъятной России, а также из-за рубежа.

История Великорецкого крестного хода уходит корнями в XIV век и насчитывает уже более шестисот лет, когда на берегу реки Великой был явлен образ Николая Чудотворца. Это самый протяжённый крестный ход в России – паломники идут шесть дней, и пять ночей около двухсот километров по бездорожью.

Но крестноходцы знают, что даже несколько шажков по пути на Великую – жертва Богу и святителю Николаю, и святой точно не оставит, поможет в делах и в скорбях утешит.

Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над тем, зачем он «пришёл» в этот мiръ, какова высшая цель его существования? Следствием этого становится его стремление не только к профессиональному совершенствованию, но и к духовному становлению. Истинное человеческое бытие находится на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни. Без стремления к совершенствованию по вертикали, духовному развитию, жизнь становится бесконечным забегом за мнимым материальным благополучием.

Только в гармонии материального и духовного человек получает точку соединения, которая воссоздаёт крест. Именно в момент пересечения линий умственного развития и духовного становления мы соединяем в себе земное и Небесное, плотское и духовное – это и есть крестная ноша каждого из нас, призванных в этот мiръ.

Обретение Великорецкого образа Николая Чудотворца «В лето мироздания 6891 от воплощения Бога Слова» явилось событием поистине знаковым. В 1555 году царь Иоанн IV в первый раз запросил чудотворный образ в Москву.



В тот год началось строительство памятника в честь Казанской победы – собора Покрова на рву или храма Василия Блаженного. По указу царя один из приделов был освящён честь Великорецкой иконы.

В ознаменование этой великой победы, в праздник Рождества Николая Чудотворца 29 июля/11 августа сюда совершается крестный ход из Успенского собора Кремля.

Второй раз Образ пренесен в Москву в 1614 году после Великой смуты. Царь Михаил Феодорович Романов утвердил статус иконы как Всероссийской святыни, Богом данной «роду христианскому во всех странах, градех и весях». В 1658 году по благословению патриарха Никона первый архиепископ Вятский и Великопермский Александр своим указом установил день празднования Великорецкой иконы 24 мая/6 июня.

Изначально Крестный ход проходил по рекам, покуда епископ Вятский Лаврентий не издал указ об учреждении сухопутного пути. С того времени маршрут не меняется и по сей день.

В годы советской власти на крестноходцев обрушивались страшные гонения, вплоть до заточения на каторгу и расстрела. Троицкий кафедральный собор, где хранилась чудотворная икона, был взорван. Образ бесследно исчез.

Но крестный ход продолжался, несмотря на запреты. Люди шли и несли иконы Николая Чудотворца, хотя многие из подвижников подверглись репрессиямям.

В 1978 году Великорецкий крестный ход воссоздан в его былом величии. Он ещё известен тем, что сто лет назад от привезённой на Вятскую землю со Святой Горы Афон иконы Богородицы «В скорбях и печалех утешение» произошло множество чудесных исцелений. В благодарность вятичи изготовили колокола для русского Андреевского скита на Афоне.

Августовская революция 1991 года дала возможность окончательно возродить древнейшую православную традицию русского народа. В 1983 году, к 600-летию обретения Чудотворного Образа Великорецкому крестному ходу был придан статус Всероссийского.

Лёгких крестных ходов не бывает. Во всём созвездии молитвенных шествий по русской земле – если только они будут истинно покаянными – видится наш спасительный путь. Без этого Россию не возродить и величия её не воссоздать. Благодаря таким крестным ходам, как Великорецкий, Отечество наше всё ещё остаётся одним из островков духовности на планете Земля. Россия есть подножие Престола Господнего. Пока она будет существовать на карте мiра как суверенное православное государство, не иссякнет и вера истинная – Православие.

Но крестный ход – это не только – в его классическом понимании – шествие со святынями. Крестный ход проходит каждый человек своей жизнью – угождая Богу, либо отрицая Его. Нет промежуточного звена или – как модно говорить – «золотой середины». Либо ты христианин, либо мракобес. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» [Мф. 7;18].

Свой крестный ход проживает и каждый народ, каждое государство, каждая цивилизация. И в зависимости от того, угодно ли это Богу или богопротивно, нации и народы возрождались или вымирали, истреблялись; государства становились могущественными или приходили в упадок; империи и цивилизации процветали или рушились и исчезали.

В Богом хранимой стране нашей Российской никогда и ничего не происходило и не происходит того, о чём бы не было сказано во Священном Писании. Но в Евангелии от Луки также сказано: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» [Лк. 12; 48].

Когда мы говорим, что у России свой, особый путь, мы исходим из того, что русские – это богоизбранный народ, и мы не можем, не имеем права жить так, как нам заблагорассудится. «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» [Мф. гл. 26;39].

Кого Господь любит, того и наказывает. Каждый раз, когда в русском народе ослабевала православная вера, Господь Бог попускал очередное искушение, дабы укрепить её в людях.

Не зря символом спасения является крест. Он состоит из вертикальной и горизонтальной его составляющих. И каждая из его составляющих несёт в себе особый духовный смысл.

Если человеком будут двигать только материальные устремления, то это и есть горизонтальная составляющая, то есть движение по кругу. Замкнутый цикл. Тупиковый путь. Такой человек никогда не достигнет духовного совершенства и в конце жизненного пути его ожидает преисподняя.

Вертикальная составляющая животворящего креста – это есть путь к духовному совершенству, лествица от земного к Небесному, стремление уйти от тленного и приблизиться к безсмертному, к Вечности. Недаром все святые, которым человечество поклоняется со времени пришествия в мiръ Спасителя, выбирали в качестве жизненного преоритета именно духовный путь, вертикальную составляющую креста и достигали Царствия Небесного.

Уход от Православия, стремление обрести земное счастье в материальном, во все века приводили к пропасти погибели. Мы помним историю гибели Западной Римской империи, как только римляне захотели единственно «хлеба и зрелищ». Гибель тысячелетней Византийской империи также стала возможной только после того, как восточные ромеи погрязли в роскоши и отпали от Православия, заключив с католиками Флорентийскую унию и признав каноническую власть папы Римского над православной церковью.

Наконец, гибель Российской империи в ХХ столетии произошла по той же самой причине – охлаждению к вере и стремлению к роскоши. А титанические услилия большевиков по индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства вкупе с развязанными страшными гонениями на Православие и вовсе привели русский народ к духовному коллапсу и поставили Россию на грань исчезновения.

Если Бог с нами, то какая разница, кто против нас?! Эта аксиома не нуждается в доказательствах.

Только возвращение к вере православной позволило Святой Руси избавиться в своё время от Ордынского ига. Только неприятие католической веры польских интервентов и избрание на русский престол православного царя Михаила Феодоровича Романова позволило нашей стране преодолеть Великую смуту и стать одной из мощнейших держав на планете.

Наконец, только прекратив гонения на Православную Церковь в России и возвратившись к истокам и корням, Россия смогла одолеть «коричневое» нашествие католической Европы и закончить Вторую мiровую войну в Берлине.

В наши дни не утихают нападки как на Русскую Православную Церковь, так и на Православие вообще. «Высочайшее дарование» в нарушение всех канонов автокефалии раскольнической Украинской псевдоправославной церкви Вселенским Патриархом Варфоломеем – это лишь один из эпизодов гибридной войны, развязанной против Православия. Об этом ещё не так давно предупреждали афонские старцы.

Тот крестный ход, который совершила Россия и Русская Православная Церковь в ХХ веке, несмотря на страшные потери, всё-таки привёл к очищению от скверны и духовному возрождению. И в наши дни, когда открытые гонения на церковь вроде бы прекратились, наступает самое опасное – духовное перерождение. Когда коммециализация и погоня за количеством будет вредить качеству, а фарисейство подменит собой святость.

И в этой битве за души праведников крестные ходы выходят на первый план, отсеивая случайных «захожан» от истинно православных. Кто не боится «сменить уют на риск и непомерный труд», тот никогда не отречётся от Христа, от созданной Им Православной церкви, от Заповедей Божиих.

Книга «Планета Афон. Крестный ход» как раз о тех, кто верит во Христа не лицемерно, а истинно.


До новых встреч на страницах романа!

Мигель Severo.

Загрузка...