Северо-Запад России. Валдайская возвышенность. Глухие, болотистые леса Новгородчины. Одно из самых удалённых и малонаселённых мест. Здесь – посреди безлюдного, глухого леса, в нескольких десятках километров от жилья – можно увидеть удивительной красоты белоснежную церковь.
Ещё более удивительна и поучительна история её строительства, служения людям, разорения и восстановления.
Само местечко Платоново (в настоящее время Платаново) до 1927 года относилось к Васильевской волости Боровичского уезда, а до середины XVIII века это место по административному делению на «пятины» входило в состав Бежецкой пятины Новгородской земли.
Во времена Екатерины II в Планах генерального межевания это место обозначалось как «Платоново выставка. Владения церковнослужителей». Когда там впервые появилась церковь, неизвестно. Непонятное слово «выставка» объясняет словарь Владимира Даля: «ВЫСТАВКА – отдельная от приходской церковь, по многолюдству или отдалении части прихода».
То есть как бы «выставленная» наособицу, но служит в ней приходский батюшка.
И по смыслу названия, и по данным 1780-х годов понятно – церковь в Платанове существовала. По-видимому, это была деревянная церковь, которая или сгорела, или разрушилась со временем. Новая – каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1823 году. Это большой одноглавый храм с фасадами, с четырёх сторон украшенными колоннами. К церкви примыкает двухъярусная колокольня.
Старожилы говорят, что это была самая красивая и богатая церковь в районе. В 1907 году она была капитально отремонтирована. Но дальнейшая судьба церкви в Платанове сложилась весьма трагично и характерно для многих храмов нашей Родины.
Последним священником в церкви, по данным 1916 года, был Аркадий Михайлович Астреин. Вот только ведал ли он, что станет последним священником?..
В 1927–1929 годах церковь была закрыта. Сам Аркадий Михайлович в 1929-м был осуждён «за саботаж хлебозаготовок» на 8 месяцев принудительных работ и 500 рублей штрафа. А 3 ноября 1937 года батюшку арестовали. На церковь повесили большой замок.
Следственные дела по священникам отличались краткостью. Особая тройка при УНКВД по Ленинградской области 10 декабря 1937 года приговорила Аркадия Михайловича Астреина за «контрреволюционную агитацию» к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение 17 декабря того же года в районном центре – городе Боровичи. Там этот новомученик и захоронен.
Церковь же в 1938 году была разгромлена окончательно. То в ней зерно хранили, то под другие колхозные нужды приспосабливали… И в таком состоянии она пребывала до 2010 года, пока по инициативе главы Мошенского района Алексея Кондратьева не начали её восстанавливать. Строители сделали новую кровлю, восстановили купола на церкви и колокольне, выполнили внешние штукатурные и малярные работы. К возрождению храма подключились представители бизнеса, органов власти, жители района.
15 октября 2011 года состоялось открытие церкви Покрова Пресвятой Богородицы с участием представителей органов исполнительной власти, духовенства Новгородской епархии, меценатов, деятелей искусства, жителей области.
Они стали свидетелями трогательной картины: среди прихожан, которым доверили первым ударить в новые колокола, оказался Николай Семёнович Скворцов – он был здесь крещён одним из последних, незадолго до разгрома храма. В памяти сразу всплыло: «И последние станут первыми» – вроде не совсем о том было сказано в Евангелиях Матфея и Марка, а всё же… Представляете себе, как он волновался!
Век XXI. Наши дни. Новгородская область. Платановская церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Первую службу в восстановленном храме провёл архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. Его слова многое прояснили в истории храма: «Здесь некогда не только о себе молились люди – молились также обо всей русской земле. И по тому, что известно, это были выдающиеся государственные, военные и общественные деятели государства. И они как верующие люди, болеющие за судьбу России, совершали молитву со всем народом, собирающимся здесь».
Кого он имел в виду? Какие такие «выдающиеся деятели» в мошенской глуши?
Исследования показали, что построена была церковь в двадцатые годы XIX века на средства Василия Ивановича Шенина. Он и похоронен был там же, возле церкви. И, кстати, восстановив храм, наши современники реставрировали и могилу этого мецената.
Кто он был, Василий Иванович Шенин? Что побудило его выстроить за свой счёт белоснежную красавицу-церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы?
Следует отметить, что Покров Пресвятой Богородицы почитался как символ особого покровительства Богоматери Русской земле. Большое значение для средневековой Руси имело «заложенное в символе Покрова общественное начало». Покров – это ограда, защита. Он и сам был защитником родной земли, Василий Шенин.
Родился 28 октября 1751 года. Воспитывался в Морском кадетском корпусе, откуда выпущен в гардемарины в 1764 году, и до 1770 года плавал на разных судах в Балтийском и Средиземном морях. В 1769 году на 66-пушечном корабле «Святой Иануарий» перешёл из Кронштадта в Порт-Магон в Первой Средиземноморской эскадре адмирала Григория Андреевича Спиридова. В 1770-м произведён в мичмана. На «Святом Иануарии» же участвовал в морской экспедиции в Средиземное море и в Чесменском сражении.
Корабль «Святой Иануарий», названный в честь дня рождения императрицы Екатерины II (он отмечался в день святого Иануария 21 апреля по старому стилю), относился к серии кораблей «Слава России» – одной из самых удачных серий парусных двухдечных, то есть двухпалубных линейных кораблей Российского императорского флота. Все они обладали высокими мореходными качествами, хорошей маневренностью и остойчивостью В 1771 году на бомбардирском корабле «Гром», вооружённом мортирами и фальконетами, Василий Шенин участвовал в сражениях при Негропонте и Метелино.
В 1772-м – возвратился из Ливорно в Санкт-Петербург. В конце года произведён в лейтенанты и до 1775 года плавал на разных судах в Балтийском море. В том числе на корабле «Город Архангельск» в эскадре контр-адмирала Василия Яковлевича Чичагова.
В 1780 году произведён в капитан-лейтенанты галерного флота. В 1785-м – награждён орденом Святого Владимира 4-й степени и произведён в капитаны 2-го ранга.
В 1790 году произведён в капитаны 1-го ранга, а в 1796-м получил чин капитана бригадирского ранга, а спустя год был произведён в генерал-майоры и награждён орденом Святой Анны 2-й степени.
В 1802 году произведён в генерал-лейтенанты, а на следующий год уволен от службы.
В 1808–1809 годах был уездным предводителем дворянства Боровичского уезда Новгородской губернии. Умер 26 февраля 1835 года.
Биография и послужной список Василия Ивановича подтверждают местную легенду о том, что генерал-лейтенант Шенин дал обет построить церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в случае, если останется жив в Чесменском бою – это было самое крупное, самое трудное морское сражение в его карьере (читателя может несколько смутить его генеральское звание, вроде бы не соответствующее морским чинам).
Однако внимательное изучение продвижения Шенина по службе показало, что в 1797 году он был назначен обер-экипажмейстером. Морской энциклопедический справочник подсказывает: экипажмейстер (от голландского «equipagie mester», экипажный мастер) в русском военно-морском флоте в XVIII–XIX веках следил за вооружением и снаряжением кораблей, производил закупки в интересах морского ведомства. И эта должность сухопутным званиям вполне соответствовала.
Как балтийский офицер и герой средиземноморских битв оказался здесь, в сугубо сухопутном краю?
В списке землевладельцев Боровичского уезда (1787 г.) есть имя владелицы «Ручья сельца с пустошами – флота капитан-лейтенантши Катерины Алексеевны Шениной». Напомним, что Василий Иванович Шенин получил звание капитан-лейтенант в 1780 году.
Сельцо, которое находилось в одном-двух километрах от выставки Платаново, в первой половине XVIII века принадлежало помещикам Лупандиным. Екатерина Алексеевна в девичестве была Лупандиной, сельцо стало её свадебным приданым, и генерал-лейтенант Шенин после отставки жил в имении жены. Выбор супруги выглядит совсем не случайным. Лупандины – известная на флоте фамилия. Василий Фёдорович Лупандин дослужился до контр-адмирала. До июля 1767 года командовал парусным кораблём «Святой Иануарий», на котором служил мичманом Василий Шенин. В Чесменском сражении командовал 66-пушечным кораблём «Ростислав».
Другой родственник – Фёдор Карлович Лупандин тоже был моряк, капитан 1-го ранга, человек в округе известный – в 1801–1803 годах состоявший предводителем дворянства Боровичского уезда (отставные военные, особенно поведения примерного, всегда пользовались в провинции уважением и доверием).
Это сегодня фамилия Лупандиных не на слуху, но в XVIII веке род, внесённый в Бархатную книгу, оставался известным. Род вёл свою историю, по преданию, от касожского (то есть черкесского) князя Редеди (1022), в древних адыгских сказаниях именуемого «могучим великаном». Редедя упоминается и в Лаврентьевской летописи, и в «Слове о полку Игореве» – как участник поединка с князем Мстиславом Храбрым, в этой схватке павший. Несколько Лупандиных были в XVII веке воеводами, род внесён в VI часть родословных книг Вологодской, Новгородской и Псковской губерний. А главное – он дал России многих исправных служак. Вот и на флоте служило Отечеству и достигло высоких званий немало представителей этой династии, весьма разветвлённой, и мы ещё встретимся с ними.
Так в новгородском лесу, откуда и до Балтики-то – четыре сотни вёрст, не говоря уж о далёком Средиземноморье, сразу повеяло морской солью, а сквозь горько-сладкий запах церковного ладана – горечью пороховых дымов знаменитого Чесменского сражения, в котором участвовал и в память о котором построил красавицу церковь русский морской офицер Василий Шенин. Сражения, которое заняло видное место и в истории России, и в истории рода наших героев – братьев Орловых.