Недруга легко распознать. Он следит, клевещет, старается навредить. Всячески пытается причинить наиболее ощутимый вред.
А есть не друг. Которого распознать вовремя очень трудно. Он точно такой же с виду, как друг. Есть такой гриб; так и называется – «сатанинский гриб». Копия белый. Но ядовитый. Внешне отличий почти нет. Так и не друг; внешне отличий от друга нет. Почти.
Есть все же два признака.
Явный – когда требуется помощь, когда надо отдать что-то, пожертвовать чем-то, чтобы нас спасти от опасности или помочь в несчастье, не друг тут же сольется, как говорят. Найдет тысячу причин, по которым не может помочь! Или просто тихонько убежит и спрячется. Это явный и очевидный признак.
Если же помощь не требуется, как распознать не друга?
Есть признак малозаметный, но самый точный. Я писала о нем, о нем же упомянул и философ Шопенгауэр. Когда не друг узнает о постигшем нас несчастье, о проблеме, которая обрушилась на нас, на его лице промелькнет «постороннее выражение», как писал Шопенгауэр.
«Обычные, “так называемые” друзья еле могут подавить в таких случаях легкую довольную улыбку. – Очень немногое может столь безошибочно привести людей в хорошее настроение, как рассказ о значительном несчастии, недавно нас постигшем…»
Я называю это быстро промелькнувшее выражение «аттической полуулыбкой»; на лицах древних статуй можно ее увидеть.
Потом не друг спохватывается, и едва заметная улыбка исчезает. И он горячо, заинтересованно выпытывает подробности, охает, ахает, советы дает…
Но выражение довольства на лице и в голосе сохраняется. Мы просто охвачены своими переживаниями и можем не обратить внимания на этот момент. Сначала.
А потом обязательно вспомним. Обязательно! И будем уверять себя, что нам показалось…
Но дальнейшие события убедительно докажут, что не показалось. Когда не друг перестанет притворяться и примкнет к врагам. Так обычно бывает…