Когда умер Шукшин, Высоцкий заплакал. Он сам говорил, что не плакал никогда, даже в детстве. Даже в театре, когда по роли было необходимо плакать! Не мог. А тут заплакал, когда узнал…
Они не были близкими друзьями; встречались, восхищались талантом друг друга, общались. Но известие об уходе Шукшина потрясло Высоцкого.
Так бывает: вроде бы не близок нам был человек. А почему-то весть о его смерти нас страшно огорчает, словно близкого потеряли. Это горе.
Но не всегда это трагедия и горе: иногда мы просто душой отзываемся на события в жизни малознакомого или совсем незнакомого человека. Проникаемся сочувствием, испытываем глубокий искренний интерес, желание его поддержать. Радуемся его успехам и огорчаемся неудачам, как будто это наш близкий, родной человек. Даже если мы незнакомы в реальной жизни.
Это потому, что мы похожи. Души похожи. Биологически человек нам не родня, но у нас родственные души, похожий склад личности. Это наши духовные брат, сестра. Несмотря на разницу в возрасте, в общественном положении, несмотря ни на что. Это наш человек, нашей породы.
Иногда и так бывает: этот человек вообще жил задолго до нас. Но мы горячо отзываемся на события его жизни, на его деяния. Он нам понятен и близок, есть сходство, некое тождество наше…
Интерес к человеку, симпатия к нему, искреннее участие и сочувствие в ответ на его проблемы, желание его победы и успеха, горечь от его поражений, внимание к информации о нем или о ней – признаки духовного родства. Несмотря на отсутствие личного контакта.
И можно лучше понять себя, свои способности, свое предназначение, глядя на такого человека и его судьбу. Это наше зеркало. Наш спутник. Человек нашей породы, духовный родственник. Иногда он ближе, чем родственники биологические…