К определенному возрасту уже никто не идет налегке по жизни.
Все несут свой груз утрат, печального опыта, грустных воспоминаний об ударах судьбы…
Нет уже тех, кто шагает без ноши. У каждого свой мешок. Тяжкая поклажа.
Такова жизнь. И уже нет возможности взять чужой груз или на спине понести взрослого человека. Физически нет такой возможности.
Можно только подсказать, как сподручнее нести поклажу жизни.
Это и есть – помощь.
Нести чужое мы уже не можем. Не хватает сил; свое бы вынести!
В молодости еще есть ресурс нести чужое горе – временно. Если сам еще не имеешь поклажи. А потом, после пятидесяти, все мы нагружены жизнью.
Нужно или носильщика нанимать и платить ему. Психолога, например. Психотерапевта. Или нести самому свои тяготы. Просто потому, что у других – такая же тяжесть, иногда и похлеще нашей.
Кто перешагнул черту среднего возраста, тот получил свой груз. И надо идти дальше. А не пытаться переложить тяготу на других. Подсказать и поделиться опытом люди могут. А понести – нет. Иначе они сами упадут и в груз превратятся. В обузу для близких.
Потому сторонятся жалобщиков. В определенном возрасте надо понимать: все несут свой груз. Все теряли близких. Все переживали удары судьбы. Все преодолевали болезни и депрессию. Может, есть редкие исключения; очень редкие. Но я таких не встречала.
И в определенном возрасте – какое грустное определение! – надо щадить других. И видеть их невидимую поклажу. Их крест.
Он не легче нашего. И лучше помнить об этом, когда захочется поделиться тяготой и печалью. И просто помогать друг другу поочередно, чем можем. Не перекладывая груз жизни на других…