Арка Нина Поселенцева

Дивный город Одинцово находится на Старом Смоленском тракте – важной государевой дороге. Первое упоминание в летописи о селе Одинцово относится к концу XV века. Свое название село получило по прозвищу боярина великого князя Дмитрия Донского Андрея Ивановича Одинца. В конце XIX – начале XX века здесь проводили летние сезоны поэт В. Я. Брюсов, живописец И. И. Левитан, актеры П. Н. Орленев и О. Л. Книппер-Чехова. Город молод, но богат своей историей: будучи еще селом, неоднократно менял своих владельцев.

В середине XVII века село Одинцово приобрел боярин Артемон Матвеев, «великого государя (Алексея Михайловича) ближний боярин», один из первых «западников». Он стоял у истоков придворного театра и был в числе организаторов первой аптеки в Москве. Артемон Матвеев уделял внимание не только западному направлению внешней политики, ценил общение с иностранцами и охотно перенимал на русскую почву заморские новинки. Он организовал типографию при Посольском приказе, собрал огромную библиотеку. При нем сельская деревянная церковь была освящена в честь небесного покровителя боярина – священномученика Артемона, который во времена гонения на христиан был приговорен к смерти. Во время молитвы святого перед казнью прибежал олень и припал к честным стопам мученика и лизал их. Видя в обличении дикого животного не что иное, как только волхвование, исполнитель казни пришел в ярость и приказал воинам убить оленя; один из них взял копье и с силой бросил его в последнего, но олень отскочил, а копье ударило в одного приближенного и пробило ему чрево, так что тот сразу же умер. Своим появлением олень спас жизнь святому Артемону. Олень стал спутником святого Артемона, что много позднее нашло отражение в гербе города Одинцово.

С вводом в строй железной дороги Москва – Смоленск близ села возник пристанционный поселок Одинцово; живописные окрестности села и поселка (Отрадное, Красная Горка и другие) превратились в популярное дачное место. Самые высокие его постройки были не выше трех этажей, а расположенные по обе стороны от станции районы назывались Запрудная и Привокзальная стороны.

Здание железнодорожного вокзала было построено по проекту архитектора Л. Кекушева. Кекушев, зная о славе Одинцово как дачного поселка, изначально проектировал вокзал в виде похожего на особняк небольшого компактного здания с характерной для подмосковных дач башенкой.

Недалеко от вокзала построено здание в псевдорусском стиле, которое является памятником архитектуры XIX века. Здесь располагались конторы московского купца, мецената, владельца кирпичных заводов и усадьбы Введенское, коммерческого советника Василия Ивановича Якунчикова. В настоящее время здесь находится краеведческий музей, в котором сконцентрировалась культурная жизнь города, здесь, в дополнение к стационарной экспозиции, регулярно проводятся художественные выставки, открытые уроки для школьников, другие культурно-массовые мероприятия.

Статус города областного подчинения Одинцово получило в 1957 году.

Справка об объекте

Арка стоит в двух направлениях: одна – со стороны Москвы, другая – на Можайском шоссе со стороны Смоленска.

Из Москвы дорога на запад существовала уже с XIV столетия. В нескольких исторических документах западных авторов есть упоминания о ней. Дорога проходила не только по суше, но были и водные участки.

Дорога шла от Москвы через Можайск, Зубцов, Вязьму, Дорогобуж, Кардымово, Смоленск. Дальнейшее формирование, спрямление направления, создание характерной для тех времен инфраструктуры происходит к XVIII веку. Возле деревни Соловьево стараниями жителей была устроена переправа через Днепр, что позволило использовать дорогу круглый год.

Как раз на этой самой переправе в 1812 году велись тяжелые бои с французами. Именно по этой дороге шло отступление французских войск в 1812 году, здесь Наполеон бросил свои замерзающие полки и бежал во Францию.

В Великую Отечественную войну в районе Старой Смоленской дороги шли ожесточенные оборонительные бои.


Загрузка...