Вещий сон Яна Поляруш

Свидетелей тех событий уже нет. И документы не сохранились. Хотя какой документ может быть у сна? Однако людская молва, из уст в уста, донесла до наших дней эту удивительную историю. Молодой минометчик Александр закемарил после сложного боя. Он еще не был окончен. Но случилась передышка. Почти два года в окопах приучили организм Александра засыпать мгновенно, коли выдалась возможность. Сон – верное средство быстро восстановиться, набраться сил и быть готовым к любым поворотам. В последнее время сны Александра были такими, словно их и не было вовсе. Провал, казалось, на секунду. И вдруг голос командира. Глаза открывались и тело принимало боевую готовность быстрее, чем он успевал все это осознать. Но только не в тот день. Точнее вечер. Дело к зиме шло. Ночи становились все темнее и длиннее.

Снилась Александру брусчатка под ногами. Ладно сделанные дома по обочинам улиц. По всему видно – не наши. Чужеземные. Он поднимает голову и видит над городом красный флаг. Странно, город иностранный, а флаг – наш. Но от этого почему-то радостно на душе. Это потом, когда он дойдет до Берлина уже в звании подполковника, его словно током пробьет воспоминание о том сне. Вещем сне.

Но это было не все. Во сне он будто что-то искал. В одно здание заходил, в другое. Все не то. И будто все ему отказывают. Не туда, браток! Не здесь. И уже совсем было отчаявшись, он вдруг оказывается перед старинным особняком. Чувствуется в нем дух и культура русская, знатная. Аж дух захватывает от восторга, и даже робость какая-то. Смеет ли войти сюда?!

Но вот видит Александр, что он уже внутри этого здания. Идет по нему, тишина. Слышен скрип половиц. И запах свежего ремонта. Оглядывает стены и понимает он, что это музей! Он подходит к столу, а на нем большие тетради. Подходит к одной. Листает и удивляется – там газетные вырезки о родном ему Одинцово и окрестностях. И так тепло на душе ему стало. Словно семейный альбом открыл. Как если бы дома очутился. И вдруг замечает он, что под вырезками подписи рукой сделаны. Смотрит и глазам своим не верит. Да его ж это почерк. Как есть – его! А вот и вовсе подписано – краевед А. А. Пузатиков.

От поднявшегося в душе волнения боец Пузатиков проснулся. Оглянулся – окоп, сослуживцы – все здесь. Как и он здесь. Да только будто он уже и не он вовсе. Не тот, что был до сна. Отныне тайна у него есть – удивительная, вдохновляющая, дающая желание жить и работать! И все же странно, «краевед» – ведь и в мыслях не было. Приснится же такое?!

Врут люди или правду говорят, да только сбылся тот сон Александра Андреевича целиком и полностью. И до Берлина дошел, и музей открыл. И сам, своими руками архивные папки делал. По крупицам собирал и с любовью сохранял все, что касалось его родного края.

Справка об объекте

История создания Одинцовского историко-краеведческого музея начинается в 70-х годах прошлого века и прочно связана с именем краеведа Александра Андреевича Пузатикова.

А. А. Пузатиков долгие годы был кадровым военным. Во время Великой Отечественной войны воевал на гвардейских минометах «Катюша» и дошел до Берлина, а после – служил в ракетных войсках стратегического назначения.

Выйдя в отставку в звании подполковника и имея множество правительственных наград, Пузатиков «перешел на мирные рельсы», окончил Московский государственный заочный педагогический институт и стал преподавать в школах Одинцовского района рисование и черчение.

Тогда же увлекся краеведением и историей, увлекая и своих учеников. Вместе со школьниками создал клуб «Поиск», посвятивший свою работу розыску сведений о воинах Красной Армии, умерших от ран в Одинцовских госпиталях во время обороны Москвы в 1941—1942 годы.

Именно благодаря этим поискам впоследствии в Одинцово был сооружен мемориал «Вечный огонь», на гранитных плитах которого выбиты имена более шестисот красноармейцев, похороненных здесь же, в братских могилах.

В одинцовской школе №11 стараниями Александра Андреевича Пузатикова и учащихся был создан школьный краеведческий музей, своей тематикой охватывающий все сферы жизни Одинцовского района.

Из-под пера А. А. Пузатикова в районных и областных газетах за многие годы вышли сотни статей и заметок по истории города и района.

Краеведческая работа учителя и школьников постепенно перерастала рамки школьного музея. К тому же в городе Одинцово и Одинцовском районе работали и другие неравнодушные люди, озабоченные сохранением исторической памяти о нашем крае.

В 1971 году в районной газете «Новые рубежи» за подписью краеведов В. Морошкина, В. Шишкова и А. Пузатикова были опубликованы статьи «Городу Одинцово – краеведческий музей» и «Краеведческой работе – широкие горизонты». Обращение к общественности свидетельствовало о серьезных планах по изучению и сохранению истории родного края на более широком и серьезном уровне, не замыкаясь на локальных темах.

Но прошло еще полтора десятка лет, прежде чем исполком Одинцовского городского совета депутатов 12 июня 1987 года принял решение о создании с 1 февраля 1988 года в городе Одинцово краеведческого музея на общественных началах.

Создание музея на общественных началах не предполагало больших финансовых расходов на его содержание. Но музею был сделан поистине царский подарок в виде здания XIX века, бывшей конторы кирпичного завода купца В. И. Якунчикова, одного из немногих городских старинных сооружений оригинальной архитектуры.

Музей занял второй этаж здания, первый же был отдан на 20 лет в аренду предпринимателю В. Кудряшову, под обязательство некоторой финансовой поддержки работы музея.

Еще два года ушло на создание экспозиции музея, создававшейся из разных источников. 550 предметов передал в музей его создатель и первый директор Александр Андреевич Пузатиков, свою лепту внесли также другие краеведы, творческие люди и простые жители Одинцово. Личные реликвии времен Великой Отечественной войны и собственные картины передал художник Н. Н. Блинников, много работ подарил музею скульптор А. С. Хижняк, немало экспонатов поступило из музеев одинцовских школ №5, 9, 11.

Особое место в музее заняли работы и личные вещи жившего в Одинцово в первой трети двадцатого века главного художника Гознака Ивана Ивановича Дубасова: собственноручно сделанные фотографии начала ХХ века, его рисунки в журнале «Лапоть» 1920-х годов. Многое он подарил музею лично, что-то впоследствии принес его сын.


Загрузка...