Станционная история Наталья Рысева

Это сейчас Одинцово – город, а в далекие-далекие времена он был селом, пожалованным Андрею Ивановичу Одинцу, боярину великого князя Дмитрия Донского. Да и Одинец – это не фамилия вовсе, а прозвище. Так называли на Руси в те времена единственного сына или одинокого человека, бобыля то есть. А сам боярин тот был очень знатного рода…

Так вот, история у Одинцово длинная, аж в 1470 году его упоминали, и поместье это передавалось родовитым боярам, а потом и вовсе было причислено к дворцовым землям. Так и переходило бы оно в дар, если бы не продали его тайному советнику князю Борису Васильевичу Мещерскому. А примечателен факт тем, что у поместья новая жизнь началась – в конце 60-х годов князь Мещерский и граф Уваров создали общество акционерное и обязались построить чудо передвижения того времени – железную дорогу из Москвы в Смоленск. И вот в 1870 году акционеры выполнили свое обещание, и стало село Одинцово стремительно расти. Рядом с первой деревянной железнодорожной станцией, весьма типичной для того времени, образовался рабочий поселок железнодорожников да рабочих кирпичных заводов. И заводы те стали расти как грибы, не мудрено же на богатых-то Одинцовских глинах. Жизнь закипела!

Кстати сказать, у Одинцовского станционного домика есть своя знаменитая история, прямо-таки царская. А было это так.

Как умер Александр III, так и вся страна затаилась в ожидании коронации императора Николая II в Успенском соборе Кремля да и великих перемен с его восшествием на престол. И простоял бы еще много лет первый вокзал в своем невзрачном виде, кабы царь не решил с семьей в поместье Ильинское на отдых поехать перед возвращением в Санкт-Петербург. Тут и маршрут расписали: сначала на поезде до Одинцово, а после на экипажах до поместья. И закрутилась подготовительная канитель! Такой павильон отстроили по проекту Федора Шехтеля, что и от Кремля не отличить: деревянно-изразцовый в псевдорусском стиле, украшенный башнями и флюгерами – ох, и красотища…

Но вот только никто до сих пор и не знает, понравился ли императору новый вокзал. В своем дневнике Николай II напишет: «Переодевшись, отправились на ст <анцию> и простились с Мама; она поехала в Гатчино, а мы тотчас же в обратную сторону по Моск.-Брест. ж. д. до ст. Одинцово, откуда в экипажах доехали до Ильинского. Радость неописанная попасть в это хорошее тихое место! А главное утешение – знать, что все эти торжества и церемонии кончены! Выпив чаю, легли спать».

Даже про отдых написал, что «играл там в теннис, на биллиарде и катался на водных лыжах», а про станционный «кремль» ни слова…

К печали вспомнить, что такие павильоны, построенные к коронационным торжествам, недолго жили. Печальная участь постигла и Одинцовский станционный «кремль» – сгорел спустя два года.

Зато новое каменное здание вокзала по проекту знаменитого архитектора Льва Кекушева соорудили на века, да…

Пройдите немного вглубь вокзальной площади и обернитесь на здание вокзала – вы увидите огромный паровоз с трубой. Такая вот задумка архитектора.

Справка об объекте

Вокзал-паровоз. Кирпичное здание железнодорожного вокзала, отстроенное в 1898—1900 годах в стиле модерн, появилось благодаря проекту популярного в то время архитектора Льва Кекушева. Он хотел, чтобы вокзал своим внешним видом напоминал пассажирам паровоз. Внутри помещения в начале XX века имелись залы ожидания, буфеты, отделения службы движения и багажный отдел.


Загрузка...