Утром вставать не хотелось. Ночь прошла как мгновение, и спали ребята как убитые. Сейчас глаза с трудом открывают, а их на зарядку гонят на улицу.
В детдоме зарядку в вестибюле проводили. Антон стоит с закрытыми глазами и досыпает, в таком же состоянии и друзья, делают вид, что зарядку выполняют. Спать хочется, зевают, не выспались после вчерашних эмоций и впечатлений, и сегодня их, наверное, будет не меньше.
Столовая в школе огромная, два больших зала. После завтрака многие классы направились на пруд. Через речушку переброшен мостик, а за ним ― большая поляна, где всем хватало места. Огромный старый дуб на краю поляны рос. Так уж повелось, кто первым на пруд приходил, тот под дубом и располагался. Вот наши первоклассники первыми под дубом и приютились. И уже никто не выгонит, с ними Надежда Николаевна. Надо сказать, что им очень повезло, так как их воспитатель работала в школе ещё и учителем физкультуры. А этим малышам дай только мячик, и они уже заняты, но мячи – большая редкость, не в каждом классе он был, а им наличие мяча гарантировано. Надежда Николаевна сказала, что они будут играть в футбол, но не объяснила, что эта за игра.
И вот сейчас, направляясь на пруд, ребята пытались выяснить, что такое футбол. Шедший впереди Сашка Козлов объяснил.
– Футбол – это игра с мячом, играют две команды, и они забивают мяч в ворота ногами, называется это – гол, кто больше забьёт, тот и выиграл! Меня папка не раз водил на футбол, и я умею играть! – он с гордостью посмотрел на детдомовцев. «От, дураки, не знают, что такое футбол, драться только умеют!»
Он и Витька Сикорский наперебой стали объяснять остальным правила. И когда пришли на место, все уже знали, умели и готовы были показать мастерство игры, дайте только мяч.
Слушая их рассуждения, Надежда Николаевна только улыбалась, и когда ребята разделились на команды, бросила им мяч. Получалось играть в футбол не очень.
Видя, что первоклашки играют в футбол, к ним тут же подошла команда футболистов со второго класса с предложением.
– Эй, малявки, давайте сыграем с вами!
Малыши, представляя себя великими футболистами, тут же согласились. Как самый умелый футболист, Сашка был избран капитаном, но в команду пришлось брать всех детдомовцев, по-другому вопрос не решался.
Команды были готовы, и по свистку игра началась. Футболисты второго класса сразу завладели мячом. И началось…
Все первоклассники толпой ринулись за мячом, у ворот остался только Колька, но и он готов был броситься вперёд. Мяч, перелетев через толпу мальчишек, оказался у ожидавшего его второклассника, и тот спокойно, обыграв Кольку, закатил мяч в пустые ворота. А дальше ещё больше, Колька пропускал все мячи, которые летели в его сторону. Сашка бегал, ругался, кричал, но его никто не слушал. Счёт быстро рос в одну сторону – это был полный разгром, и когда достиг пятнадцати мячей, Надежда Николаевна прекратила этот позор. Прозвучал свисток.
Второклассники с криками радости покидали поле, но они ещё издевались и насмехались.
– Мазилы! Вы ничего не умеете, учитесь играть! Слабаки!
А мокрые от пота первоклассники сидели на земле и не скрывали слёз, плакали от обиды. К ним подошла Надежда Николаевна и попыталась успокоить, но плач только усилился.
Антон сидел здесь же, слёз не было, но глаза были злыми. Он молчал, потом ударил кулаком по земле и заявил всем.
– Ничего, пацаны, мы у них ещё выиграем, вот увидите!
Надежда Николаевна с интересом посмотрела на этого щуплого малыша: «А этот с характером!» и приказала собираться, подоспело время строиться на обед и готовиться к завтрашнему дню.
После обеда получили всё, что им причиталось: костюм школьный и костюм вельветовый повседневный, две рубашки, туфли, пальто и кепку. Антон никогда ещё не имел столько личных вещей, вся эта одежда была его. Хочу – надену, не хочу – нет, всё моё!
Обустроились и в спальной комнате, у каждого своя постель и тумбочка на троих, где можно хранить личные вещи, вот только хранить там пока было нечего, кроме одежды.
1 сентября каждый человек запоминает на всю жизнь. День такой, когда проводится черта – было вчера и наступило сегодня. Вчера ты малыш, сегодня уже ученик, неважно какого класса, тебя учат, и ты учишься. Этот день никого не оставляет равнодушным и остаётся в памяти.
Торжественная линейка прошла на улице перед зданием школы. Было всё празднично и красиво, дети услышали много тёплых, душевных слов и напутствий. И погода радовала малышей, подарив им солнечный день. Они делали первые шаги в эту взрослую жизнь и радовались.
А потом они сидели в классе и ждали, хотя знали, что скоро придут их первая учительница Лилия Ивановна и воспитатель Надежда Николаевна. Открылась дверь, и дети дружно встали, их вторые мамы на эти годы вошли в класс. Особенно красива в этот день была Лилия Ивановна, молодая, стройная, с точёной фигурой, а волосы – густые локоны – спадали до пояса. У мальчишек от восторга светились глаза, их учительница самая красивая на свете.
Первоклассники с удовольствием учились, каждый день они узнавали что-то новое, и на уроках вели себя идеально. В это время они были управляемы и увлечены.
Воспитанникам детских домов учёба давалась легко, собственно, всё, что они сейчас начали изучать, дети уже знали, этому их уже обучили в детдоме. Неудивительно, что они получали только пятёрки и в знаниях опережали остальных ребят в классе, но учиться было интересно. Лилия Ивановна усложняла им задания, потому баловаться на уроках было некогда.
Начались школьные будни. Но, помня, как бездарно и разгромно они проиграли в первый день в футбол, ребята после ужина тренировались. Для своих детей у Надежды Николаевны мяч всегда был.
После обеда до тихого часа ещё было свободное время, и ребята пошли на стадион, там всегда кто-то играл. Они устроились у кромки футбольного поля и стали смотреть, как играют в футбол ребята из восьмого класса. Играли профессионалы, а они смотрели и учились.
– Видишь, какой пас вон тот рыжий отдал? – Сашка Козлов комментировал ход игры как футбольный специалист.
Передача мяча была идеальна: он перелетел через защитников, а нападающий соперник, сыграв на опережение, легко им овладел.
– Сейчас будет гол! – вставил своё слово Колька, пятнадцать пропущенных мячей в бытность вратарем, наверное, давали ему повод сделать прогноз. Он оказался прав.
Игрок с мячом быстро приближался к воротам соперника, вратарь в отчаянии бросился под ноги нападающего, но тот, выждав, резко ушёл вправо и оказался перед пустыми воротами. Спокойно и без помех он ударил по мячу, и тот вкатился в ворота.
– Ну, что я говорил! – гордо смотрел на друзей Колька.
– Ты лучше бы их не пропускал! – урезонил друга Борис.
Колька насупился и обиженно отвернулся. И тут его глаза чуть не вылезли из орбит, рядом с ним сидела огромная собака и, казалось, тоже смотрела за игрой.
– Борька, Антон, – запищал он, – собака!!!
Борис посмотрел в его сторону и тоже увидел огромного пса.
– А, это школьная овчарка, Мухтар. Колька, не бойся, она не кусается! Со всеми дружит!
Собака, услышав своё имя, поднялась и, виляя хвостом, подошла к Борьке. Тот, хоть и волнуясь, но всё-таки осмелился погладить её по голове.
– Вот видишь!
Ребята обступили пса, каждый пытался его погладить, Мухтару это нравилось, он привык к детям и позволял им многое. Не было ещё ни одного случая за всё время, пока Мухтар находился при школе, чтобы он кого-нибудь из детей напугал.