Экзамен

Документы в университете приняли, не заподозрив никакого подвоха в аттестате. Митю пригласили на экзамены. Ему предстояло написать сочинение и сдать устно два экзамена – один по русскому языку и литературе, а другой – по истории. За историю Митя не переживал. Сочинения тоже всегда давались легко. По литературе в школьной программе были пробелы, но он нашел решение, как быстро наверстать упущенное, – купил книгу «Все произведения школьной программы в кратком изложении». По русскому языку вся надежда была на удачу. Митя обладал врожденной грамотностью, умел правильно писать, но объяснить правильность написания не мог. Пришло время экзаменов. Митя взял на работе неделю отпуска. Первым испытанием было сочинение.


Из нескольких предложенных на выбор тем взял «Тему любви в поэзии Александра Сергеевича Пушкина». Митя на четырех листах раскрыл тему жертвенной любви старика из «Сказки о рыбаке и рыбке». Когда на следующий день абитуриенты пришли узнавать о результатах, в коридор вышла заведующая кафедрой.

– Я бы только за одно сочинение приняла вас к нам в институт, – сказала пожилая женщина-профессор, крепко пожимая руку нашему герою. – Давно я не читала таких глубоких и таких неожиданных размышлений. А вот за запятые я буду с вас драть три шкуры!

Митя был очень польщен такой оценкой и в этот же день на «отлично» сдал историю, рассказав обо всех переменах в жизни страны, выпавших на время правления Иоанна Грозного.

Осталось последнее, самое страшное испытание. До экзамена было два дня. Митя пробовал читать учебник по русскому языку, но правила орфографии были для него как китайская грамота. Надежда была только на чудо.

Настал день экзамена. Митя нарядился в самую лучшую одежду, приехал в институт за полчаса до начала работы экзаменационной комиссии и вошел в кабинет в числе первых. Две девушки, вошедшие в кабинет вместе с ним, вытянули билеты и сели готовиться к ответу. Митя взял билет и сел на стул лицом к экзаменаторам – трем дамам преклонных лет, среди которых была и завкафедрой.

– Вы прямо сразу, без подготовки? – удивилась профессор. – У вас есть законные 20 минут.

– Больше, чем я знаю, все равно не расскажу, даже если просижу час.

– Читайте ваш билет.

– Вопрос №1: Прочтите и проанализируйте стихотворение Сергея Есенина.

– Читайте.

Митя задумался.

– Вы не знаете ни одного стихотворения Есенина?

– Нет! Что вы! Это – мой любимый поэт! Я просто не могу решить, что именно прочесть.

– Прочтите самое любимое!

– Самых любимых у меня с десяток.

– Ну начните уже с чего-нибудь!

– «Сукин сын»!

Митя прочел историю о безответной юношеской любви поэта и о том, как спустя годы ему напомнил о тех чувствах кобель – сын собаки, которая носила в своем ошейнике невостребованные любовные письма. Затем рассказал о чувствах, которые у него вызывает это стихотворение, о юношеских комплексах и неуверенности в себе и о тоске зрелого человека по утраченной наивности и чистоте.

– А можно я вам еще одно стихотворение расскажу?

– Давай!

– Мне осталась одна забава – пальцы в рот да веселый свист. – Митя от избытка чувств вскочил со стула и стал жестикулировать, приковав к себе внимание не только экзаменаторов, но и будущих однокурсниц, пыхтевших над билетами. Закончив декламировать, он ударился в размышления над покаянием Есенина, коим, по его мнению, был наполнен этот стих. Заразившись революционной романтикой, он искренне поверил в светлое будущее, в социальное равенство и прочие коммунистические сказки, обвенчав «белую розу», под которой подразумевал счастье трудового народа, с «черной жабой» гражданской войны, обернувшейся массовым кровопролитием, голодом, погромами и разрушением храмов.

– А еще один стих можно рассказать?

– Нет! Все! Хватит. Экзамен сдал. Можешь быть свободен до сентября!

Вопрос о правилах написания деепричастных оборотов, на который Митя не знал ответа, остался незаданным. Так наш герой стал студентом.

Загрузка...