Митя учился заочно на первом курсе филологического факультета. В универ он поступил неожиданно для самого себя и уж тем более неожиданно для всех окружающих. Митю вполне устраивала его работа. Ему нравилось в Электросетях. Начальство его ценило и регулярно поощряло премиями. Товарищи по работе относились с уважением. А Саня Василенко после пьяной беседы про золотую рыбку стал относиться к другу не просто с уважением, а даже с почтением. Он продолжил отношения с той самой девушкой Ольгой, встречаясь с ней по выходным в Южно-Сахалинске.
Новое прочтение старой сказки настолько потрясло его, что он постоянно возвращался к разговору о сказках не только за бутылкой, но и на трезвую голову.
– А какой смысл, например, ты видишь в сказке про репку?
– Да там же все очевидно!
– Нет. Ты скажи! Тебе и про золотую рыбку было очевидно, а для меня – гром среди ясного неба.
– Мораль, по моему убеждению, в том, что даже маленькая мышка может сыграть важную роль, когда она на своем месте делает то, что от нее требуется.
Тему с толкованием сказок охотно подхватили остальные коллеги. То и дело, когда выдавалась свободная минута, какой-то технологический перерыв в работе, кто-нибудь из бригады спрашивал Митю:
– А «Курочка Ряба» про что?
– Про яичко.
– Это я знаю! Ты мне мораль извлеки!
– Да нету никакой морали. Просто чтобы ребенок уснул.
– Нет! Ты же сам говорил, что в сказке обязательно должна быть мораль. Здесь она какая?
– Наверное, в том, что простое яйцо лучше, чем золотое.
– Это чем же оно лучше? Я бы сотню простых яиц отдал за одно золотое.
– А глаза бы свои на золотые променял?
– Нет. Глаза мне самому нужны.
– Стало быть, простые глаза лучше золотых?
– Тебе бы, братец, не провода к опорам прикручивать. Тебе в школе работать надо! Детей уму-разуму учить! – сказал однажды старый монтер Захарыч, слушая Митины рассуждения о сказках.
Митя вместе с остальными посмеялся над предложением старика, но мысль эта зацепилась за его сознание. Несколько раз он возвращался к ней, представляя себя учителем, обсуждающим с учениками литературные произведения. Да. Ему было что заказать детям. Но какой из него учитель. Попадется парочка хулиганов, начнут обзывать рыжим. Нет! Такого унижения он не выдержит.
Однажды Митя поехал в Южно-Сахалинск сдавать очередные квалификационные экзамены, дающие право работать на электроустановках. Экзамен прошел как по маслу. Получив на руки документы, он сел в 115-й автобус и поехал в Корсаков. Автобус шел по улице Ленина мимо главного здания Сахалинского государственного университета – бывшего педагогического института. «Вот где на учителей учатся!» – подумал Митя. Следующее здание тоже относилось к университету. На нем висела вывеска «Заочное отделение». А над одной из дверей Митя увидел еще одну надпись: «Приемная комиссия». Как ошпаренный он вскочил и бросился к выходу с криком:
– Остановите! Мне нужно выйти здесь!
– Ты что как бешеный! – закричал в ответ водитель, резко ударив по тормозам. – Я из-за тебя чуть аварию не устроил!
– Простите, пожалуйста! Мне правда нужно выйти прямо здесь.
– Деньги за билет я не возвращаю!
– Не надо! Спасибо! – крикнул Митя, выпрыгивая на тротуар.
В приемной комиссии сидели молоденькие девушки – ровесницы Мити.
– Прием документов на заочное отделение закончился три дня назад! – сказала строгим голосом одна из них.
– Как же так? Неужели ничего нельзя сделать?
– А где же вы раньше-то были? – уже не так строго спросила девушка. – Надо было хотя бы три дня назад прийти.
– Три дня назад я не даже думал о том, чтобы поступать!
– Когда же вы приняли решение?
– Минуту назад.
– Всего минуту?
– Да. Я ехал мимо на автобусе и подумал, а почему бы мне не стать учителем?
– Если вы так легко принимаете решение, наверное, так же быстро и откажетесь от него.
– Нет. Если я что-то решил, я не стану себе изменять.
– И по какому предмету вы хотели бы быть учителем?
– По литературе.
Девушки из комиссии переглянулись.
– Вы хотите учиться на филфаке?
– На чем? – смутился абитуриент.
– Вы хотите стать учителем русского языка и литературы?
– Нет. Я русский язык не очень. Мне только литература нравится.
– Но у нас нет такой специальности, как «Литература». У нас есть специальность «Русский язык и литература».
– Ну пусть язык. Ради литературы я готов во всех этих синтаксисах разобраться.
– Маш, давай возьмем парня задним числом, – обратилась собеседница к своей коллеге.
– Да нельзя уже. Список абитуриентов сформирован.
– Ну давай впишем. В кои-то веки парень пришел на филфак. Я сколько работаю, такого не помню, чтобы на заочке на филфаке мужчины учились. Их и на очном-то по пальцам сосчитать можно.
– У вас документы есть? – обратилась к Мите вторая сотрудница.
Митя вынул из кармана паспорт.
– А аттестат?
– Аттестат? – Митя резко переменился в лице. Только сейчас он понял, что для поступления в институт нужно было окончить среднюю школу.
– Да. Аттестат о среднем образовании у вас есть?
– Где-то лежит. – Митя никогда в жизни не врал. Не умел. Но и сознаться в том, что у него нет аттестата, он не мог. Он решил про себя, что где-то наверняка лежит аттестат, который обязательно станет его.
– Я не могу принять у вас документы, которых у вас нет.
– Ну пожалуйста! Примите пока паспорт! А я завтра привезу вам аттестат.
– Завтра суббота.
– Тем более! В понедельник привезу!
Вернувшись в Корсаков, Митя уверенным шагом направился на улицу Калинина, где жил его одноклассник Метр. Вообще-то его имя было Иван, но еще с младшей школы к нему намертво приклеилось прозвище. Первыми его так начали звать старшие ребята во дворе. Ванька был очень дерзким шпанюком, все время тянулся к старшим и завоевал авторитет среди шпаны, которая была его выше на две головы. Старшаки его принимали, но прозвали Метром в кепке. Прозвище приклеилось и скоро сократилось до Метра, и даже когда Иван достиг роста в 185 см, его продолжали звать Метром все, кроме родной мамы.
Метр ушел из школы после девятого класса. Митя не знал, чем конкретно занимался бывший одноклассник, но точно был уверен, что его деятельность тесно связана с криминалом. Во всяком случае, он был единственным из его знакомых, кто мог ему помочь раздобыть школьный аттестат.
– О! Какие люди! Рыжий! Сколько лет! Сколько зим! Заходи!
Мите было очень неприятно, когда его называли рыжим, но он понимал, что Метр сказал так не для того, чтобы его унизить. Он видел, что старый товарищ искренне рад ему, и понимал, что тот в принципе не признает нормальных человеческих имен. Метр пригласил гостя в свою комнату. В ней ничего не изменилось с тех пор, как Митя был в ней в последний раз – лет пять или шесть назад. Разве что на стене появилась фотография Метра в дембельской форме. Полгода назад он вернулся из армии, отслужив два года в Воздушно-десантных войсках.
– Ну рассказывай. – Метр уселся в кресло, закуривая сигарету.
– Мимо шел. Дай, думаю, зайду, – начал Митя, но Метр прервал его.
– Ты мне тут не лепи залепуху! Мимо он шел. Десять лет мимо ходил, а тут решил зайти. Рассказывай как есть. – Метр был очень резок, но при этом с ним всегда было просто иметь дело. Митя хорошо это понимал. Такие пацаны любят простоту и искренность. И если ты не юлишь, тебе всегда придут на помощь.
– Мне аттестат нужен. Вот подумал, может, ты знаешь, где можно достать?
– А ты же до 11-го класса доучился!
– Доучился, но не закончил. Долгая история. Расскажу как-нибудь.
– Я надеюсь, ты не в милицию собрался устраиваться?
– Нет. Я учиться хочу.
– Зачем? Не проще ли сразу диплом купить?
– Нет. Я хочу учиться.
– Странный ты. Ну да ладно. Поехали прокатимся. Есть у меня один человек.
Выйдя из дома, Метр направился к спортивной «Тойоте Супре». Митя, не скрывая своего удивления, присвистнул. Такая машина стоила не менее трех тысяч долларов. Мите, чтобы купить такую машину, пришлось бы работать года три и при этом не есть, не пить и не тратить вообще ни копейки. После обшарпанных стен в комнате и засаленных спортивных штанов, которые были на Метре, его авто особенно впечатляло. Кожаный салон, откидная крыша, мощная аудиосистема.
– Кучеряво живешь!
– Да. Жаловаться грех! Еще бы хату купить. Мамка всю плешь проела уже своими нравоучениями. Но с другой стороны, купишь хату – Светка сразу поселится. Прощай, свобода.
Метр со Светкой встречались уже лет пять. Она была на три года младше него. Честно ждала из армии и рассчитывала, что сразу по возвращении он сделает ей предложение. Но жених свататься не спешил, хотя и разрывать отношения тоже не думал. Ему хотелось иметь надежную подругу без взаимных обязательств.
Метр привез Митю в частный сектор на улицу Восточную. Остановились около старого деревянного барака, рядом с которым было припарковано еще несколько автомобилей. Дорогущий внедорожник и пара японских седанов представительского класса. Митя волновался. Он понял, что приехал в «малину», где его могут подстерегать опасности. Но назад пути не было. К тому же ему к понедельнику нужен был аттестат, и ради этого он был готов на все.
Хозяином дома оказался Белый – довольно известный в Корсакове человек. Митя часто видел его на Пяти углах, где тусовался весь криминальный мир. Белому было около 30 лет. Он носил спортивные костюмы, а зимой – спортивные молодежные куртки.
За столом помимо хозяина сидели двое кавказцев, увешанных огромными золотыми перстнями и цепями, один кореец и две молодые дамы, одна из которых была женой Белого. В соседней комнате играли дети. На столе была дорогая водка «Абсолют», небольшой таз красной икры, креветки, крабовое мясо, таз с вареным гребешком и нарезанный толстыми кусками черный хлеб. Роскошь на столе сильно контрастировала со старой мебелью, ободранными обоями и покрытым слоем пыли советским телевизором, который, судя по всему, давно не включали.
Белый налил Мите водки.
– Ну рассказывай! С чем пришел?
– Мне нужен школьный аттестат.
– В милицию пойдешь работать?
– Нет! В институт хочу поступить.
– Жаль. Нам в милиции свои люди нужны. А зачем тебе в институте пять лет штаны протирать? Я могу тебе диплом сделать.
– Спасибо! Но я хочу учиться.
– На кого?
– На учителя литературы.
– Зачем? – На лице Белого было удивление – чувство ему не свойственное.
– Я знаю зачэм! – вмешался в разговор кавказец. – Училок трахать будэш! Я тебя понимаю! Училки – это как мед! А еще десятиклассницы! Вах!
– Нет. Я не ради училок. Я просто люблю литературу и хотел бы учить детей.
– Зачем? – Белый смотрел на Митю так, как будто хотел разглядеть, что у него внутри. – Кому она нужна, эта литература? Надо учить детей математике, чтобы деньги считать умели, юридическим наукам, чтобы умели законы под себя подстраивать. А какая польза от твоей литературы?
– Литература учит жизни!
– Приведи пример!
– Читали Достоевского «Преступление и наказание»?
– Это где пацан старушку замочил?
– Да.
– И чему тебя научил твой Достоевский?
– Тебе доводилось в тюрьме сидеть?
– Допустим.
– Если была бы возможность вернуться в то время, когда ты совершил то, за что тебя посадили, ты повторил бы свой поступок?
– Я по малолетке сел, по глупости. Но не жалею ни о чем. Тюрьма – это тоже школа жизни. Я там многое понял.
– Вот! Ты многому научился на своих ошибках, а мог бы учиться на чужих. Литература позволяет нам получать чужой жизненный опыт, и он становится твоим собственным опытом, только гораздо меньшей ценой. Когда читаешь Достоевского, ты вместе с Раскольниковым сначала проникаешься ненавистью к бабке, которая наживается на чужом горе, потом решаешься на ее убийство, потом возвращаешься на место преступления, потом боишься следователя. Потом раскаиваешься, идешь на каторгу… Ты все проходишь вместе с ним, шаг за шагом, и получаешь весь тот жизненный опыт, который получил он, но с одной лишь разницей – ты не гробишь свое здоровье, не пускаешь под откос свою жизнь, не берешь на душу тот грех, который взял он.
Митя замолчал, и в комнате повисла тишина. Все присутствующие пристально смотрели на него, при этом каждый из них думал о своем.
– А я читала в школе Достоевского, но почему-то вот этого всего, о чем ты говоришь, не вкурила, – прервала молчание жена Белого. – Наверное, не всем книги пользу приносят. Для кого-то это просто убийство времени.
– Нет! Польза в любом случае есть! Даже если ты не думаешь о прочитанном, все равно оно живет где-то в твоем подсознании и в нужный момент подсказывает нужные решения. Например, все мы читали сказку про репку. Казалось бы – какая в ней польза? Но в ней заложена модель поведения, и когда мы не справляемся с какой-то задачей, мы зовем кого-нибудь на помощь.
– Был у меня где-то аттестат. – Белый ушел в соседнюю комнату и вернулся с новеньким документом. – Печать школы здесь уже есть, а оценки сам выставишь, какие тебе надо.
– Сколько я тебе должен?
– Учись, пацан, и учи наших детей. Может, когда-нибудь мне понадобится твоя помощь, так уж не откажи.