Местный рынок калейдоскопом запахов проникал в ноздри. Морепродукты, пахнущие солью, восхитительные жареные каштаны, свежеиспечённый хрустящий хлеб.
Шумно. Басистые голоса продавцов выкрикивают о свежести товара. Покупатели торгуются, на весы падают клубни батата. Мухи жужжат над сырым мясом. Нагруженная тележка прокатилась мимо Монка, задев его краем мешка.
Маленький Монк давился слюной, поедая глазами манго. Большие фруктовые плоды пленили, притягивали, и вот уже он совсем позабыл про ведро с каучуком. Встал и, как мотылёк, тянущийся к свету, прильнул к прилавку. Слюни теперь уже наполнили весь рот. Монку хотелось всего один кусочек, впиться зубами в ярко-жёлтую мякоть и пустить сок.
– Монки! – крикнул дедушка.
Мальчика как током ударило. Он не сразу понял, что произошло. Очухался. Тряхнул головой и бросился к дедушке. На полпути заметил, что забыл про ведро, и побежал обратно.
– Как закончим, я куплю тебе манго.
Монки посмотрел на дедушку с благодарностью.
Пробираясь сквозь запруженные проходы рынка, дедушка Бо направлялся в лакокрасочный отдел. Там, за высоким прилавком, скрытым от посторонних глаз рядами жестяных банок, работал Сиха.
– Бо! – воскликнул Сиха, вытянув на лице маслянистую улыбку.
Когда-то эта лавка принадлежала отцу Сихи, честному порядочному торговцу, но тот умер 2 года назад, и дело перешло сыну.
Маленький Монк был рад передать ведро Сихе и размять затёкшее плечо. Старик Бо скинул поклажу возле весов и устало опустился на скамейку.
– Как ваши дела, мастер Бо?
– Хорошо. Не жалуюсь. Как торговля?
– Верчусь-кручусь, – Сиха уже подвешивал второе ведро с каучуком. – Сами понимаете, дело непростое, времени присесть нету.
Маленький Монк внимательно наблюдал за торговцем. Изучал ряд цифр, которые он карябал старой ручкой на пожелтевшем листе, что-то прибавлял, отнимал и в итоге отсчитал 150 000 кьятов. Дедушка Бо принял деньги и почтенно склонил голову. Они попрощались, Сиха вернулся за прилавок, а дедушка с внуком вернулись в продуктовую часть рынка.
Долго. Очень долго Монки откладывал разговор, который так хотел завести с дедушкой. Каждый раз приходя к Сихе, мальчик следил за вычислениями, сверял, пересчитывал в уме, и всегда сумма выходила больше, чем получал дедушка Бо.
Когда покупки были сделаны, на вырученные деньги дедушка купил много риса, зелени и овощей, а затем старый монах решил побаловать внучка и купил манго.
– Деда, – жуя мякоть, начал мальчик.
– Да?
– Кажется, Сиха тебя обманывает.
Дедушка Бо ответил не сразу. Он с любопытством глядел на внука. Дождался, когда тот доест, вытрет сок манго с локтей. Пора было рассказать этому сорванцу о важнейшем правиле отношения к деньгам.