Глава 10

Подъём по тропе изматывал. Дедушка Бо уже не 20-летний юнец, ему приходилось часто останавливаться, переводить дыхание, растягивать мышцы… И вот, на одной из остановок старый монах сказал:

– Сиха никогда меня не обманывал…

– Но, деда, я же сам видел!

Дедушка Бо поднял указательный палец, призывая к молчанию.

– Деньги – самый дешёвый вариант взаиморасчёта. Тот же торговец, который хочет схитрить, расплачивается совестью.

Маленький Монк открыл было рот, но снова посмотрел на палец. Он ну никак не хотел соглашаться с дедушкой.

– Совесть – как кредит, но придётся расплачиваться за высокие проценты.


Старый монах сел на валун и стал массировать сухожилие. По лицу Монка было видно, что он ждал продолжения или хотя бы объяснения. И только когда Бо взялся за вторую ногу, он нарушил молчание.


– Совесть берёт высокий процент. Торговец, обманывающий покупателей, приобретает сварливый характер. Для него мир – зеркало. Ему начинает казаться, если он жульничает, то и все вокруг жульничают. А раз так, нужно быть всегда бдительным. В итоге… – дедушка встал и принялся разминать тазобедренные суставы. – В итоге он сам превращается в тугой комок нервов. Он ест и думает о том, как бы его не облапошили. Он ложится спать и ворочается полночи, подозревая всех и каждого. Необдуманное потребление пищи перетекает в привычку переедать. Для алчного торговца заедание стресса становится нормой и… Монки, подай-ка ту палочку.


Мальчик сошёл с тропы, вытащил из-под кучи листьев метровую палку и передал её дедушке. Тот водрузил её на плечи и, хрустя позвоночником, стал делать развороты.

– Переедание, недосып – всё это ведёт к болезням. Торговец тратит деньги на лекарства, страдает под одеялом и винит судьбу, хотя виновник тут один. Вот такие высокие проценты ждут тех, кто намеренно обманывает.

Отбросив палку, старик Бо снова взялся за продукты и пошёл к храму.


Пройдено было полпути. Маленький Монк даже не подозревал о такой цепочке событий. Он уже встречал в священных писаниях трактовку кармы. Однако сейчас его наставник преподал великолепный по своей простоте пример, и всё встало на свои места, кроме одного. Про это Монк и спросил:

– Деда.

– А?

– Я понял про последствия, про процент спроса с того, кто обманывает. Но что приобретаешь ты? Ведь обманутым оставили тебя…


Старый монах на этот раз не останавливался.

Тропа, ведущая в храм, была узкой, и всё же старик и мальчик шли нога в ногу.

– Я приобретаю самое ценное. То, что дороже денег.

Монки нахмурил брови.

– Я получаю спокойствие. Мой ум чист, мысли свободны. Что бы поменялось, если бы Сиха дал больше денег? Сумка стала бы на 2 килограмма тяжелее.


Остаток пути шли молча. Монк получил очень ценный урок, и дело даже было не в «чистоте ума» как таковой, а, скорее, в том, какие действия ты можешь совершать в состоянии «чистоты ума». Это как долгое время жить в сыром подвале с тяжёлым запахом плесени, а в один момент выйти на свежий воздух, пахнущий цветами и солью прибрежного океана. Захочется ли потом возвращаться в подвал с затхлым воздухом? Или захочется набрать полные лёгкие свежего воздуха и улыбнуться?


Мир – это зеркало. Даже если тебе кажется, что с тобой поступили несправедливо, рано или поздно кому-то придётся расплачиваться за набежавшие проценты.

Загрузка...