Валерия Пронина не совсем понимала, как так произошло, но к взрослой жизни она оказалась не готова. Родители вышли на пенсию, старшие сестры обзавелись детьми, учёба в институте закончилась, и содержание великовозрастной младшей дочери изрядно сократили. Сначала это мало огорчало Леру, ведь на руках был диплом с неплохими оценками. Однако скоро выяснилось, что никто не спешит предлагать работу свежеисчённой выпускнице без капли практического опыта. Полгода она металась между собеседованиями, пока наконец мамина знакомая не пристроила её в банк администратором, который только приносил кофе начальству, делал какие-то бесконечные отчёты и выполнял поручения всех и вся. На её жалобы мама сказала терпеть и ждать, рано или поздно шанс представится.
Для вида Лера согласилась, но втайне продолжала отправлять своё резюме на разные интересные вакансии. В какой-то момент она поняла, что в масштабах их аграрной планетки вариантов практически уже не осталось: здесь предпочитали проверенные кадры от проверенных людей, проще говоря, блат. Но ведь в наше время перед любым человеком открыта целая галактика. Куда хочешь, туда и лети, куда хочешь, туда и отправляй резюме.
Массово сыпались приглашения во всякие сомнительные организации, где обещали золотые горы и гибкий график работы, а требовали всего ничего: прилететь в какую-нибудь глухомань на их корабле по совершенно смешным ценам. Или пройти обучение, платное, разумеется. Или первые три месяца работать стажером за опыт, то есть бесплатно. В общем, когда пришло приглашение на собеседование от «ЭкзоТеха», Лера почти пала духом. Здесь ей всё тоже показалось весьма сомнительным: слишком большая зарплата, невысокие требования к кандидатам, предоставляемое жилье, оплачиваемый перелёт до Эрешкигали. Однако «ЭкзоТех» реально существовал, даже папа его знал. И эта вакансия висела на их официальном сайте, а черноокий Давид, который проводил собеседование, тоже там был указан.
Первое общение с ним, кстати, прошло онлайн. Более того, в нем участвовали ещё пять девушек, причём, каждая удивилась факту совместной беседы. Впрочем, они все быстро взяли себя в руки и принялись выцарапывать себе должность, рассказывая о достоинствах и опыте. Давид задал парочку уточняющих вопросов и небрежно обронил, что в их межгалактическую компанию стремятся устроиться многие, ибо зарплата у них высокая, жилье просто потрясающее, офис роскошный, столовая дешёвая и вкусная, а коллектив и вовсе мечта. И все это не говоря о перспективах карьерного и финансового роста.
– А почему освободилось данная должность? – спросила одна из кандидаток. – По какой причине ушёл предыдущий сотрудник?
– Мы расширяемся, – поморщился Давид. – Нам требуется большое количество новых, активных молодых людей, готовых гореть нашим делом и соответствовать нашим корпоративным ценностям. Это прежде всего экологичность в…
Дальше он перечислял очень правильные вещи: уважение к природе, честность в делах, командная работа, максимально хороший сервис для клиентов, ответственность и прочее, прочее, прочее. Девушки все как один уверили черноокого Давида в приверженности этим ценностям. Тот благосклонно кивнул и спросил:
– Как скоро вы сможете прибыть на Эрешкигаль и приступить к работе?
Две кандидатки сообщили, что ещё работают, нужны две недели отработки после заявления. Одна девушка сказала, что сможет выбраться только через восемь дней, ибо сейчас есть дела, и вообще она хотела бы получить официальный оффер. Давид благосклонно покивал и перевёл взгляд на остальных.
– Хоть завтра, – пискнула Лера.
– И я, – хором добавила ещё две кандидатки.
– Отлично, мы с вами свяжемся.
Фраза, которая обычно обрубала всякую надежду. Но не в этот раз. Лера получила письмо-приглашение на работу уже через час. Оплату билета компания взяла на себя.
Как потом выяснилось, первые три девушки таких писем не получили. А три согласившиеся приехать кандидатки не получили оффера.
И планета, и территория, и офис Лере мгновенно понравились. Здесь было много света, современных дизайнерских решений, которые, к слову, делали помещениями удобными, уютными и стильными. Прям картинка, а не офис! И правда, работа мечты!
Однако оказалось, что нужно пройти ещё одно собеседование. Валерия с ужасом представила, что будет, если она его провалит… Из банка-то она ушла со скандалом. Да и мамина подруга высказала ей много чего «приятного»: и что та подвела её и «уважаемых людей», и что вертихвостка, и что отчётность на носу, она должна была на неё остаться. Родители очень огорчились и этой беседой, и отъездом дочери на другую планету. Да и, признаться, денег у Леры оставалось кот наплакал.
Руководительница, с которой должно было пройти собеседование, казалась немолодой, хотя ничто – ни кожа, ни модная одежда, ни стильная причёска – на это не намекали. Но возраст светился во взгляде, в уверенности, в речи. Она представилась операционным директором Линой Коржаковой и скептически посмотрела на Леру.
Давид приложил пальцы к вижулику и явно что-то отправил:
– Её резюме.
Леру удивило, что с ним не ознакомились до её приезда. А если она не подойдёт им?
– М-да, образование, конечно, не самое… – обронила Лина, свайпя текст.
Девушка растерялась, не зная, что на это ответить.
– Опыт в банке? Хм… Но не с клиентами, так? – Коржакова посмотрела Лере в глаза.
– Н-ну иногда приходилось общаться с ними, – вспомнив пару случаев, когда скандал из залов перемещался ближе к кабинету её руководства, соврала та.
– Молодая, незамужняя, в декрет можешь уйти.
– Я не собираюсь! – тут же пылко ответила Лера. – Да и не от кого.
– Это дело быстрое. У нас тут много красивых холостых мужчин.
Давид самодовольно усмехнулся.
– Я не…
Коржакова только отмахнулась.
– Ладно, мне все ясно, – она переглянулась с мужчиной, Лера сидела ни жива, ни мертва. – Как там… – Будущая явно вновь заглянула в ее резюме, – Валерия, Лера, да? Давид вас хвалил… Не могу сказать, что убедил. Но, пожалуй, доверюсь его чутью. Что ж, попробуем, – и ещё раз скептически оглядев Леру, добавила: – Так, я за кофе, пусть следующая готовится.
Понятное дело, после такого собеседования, договор на три месяца она подмахнула без возражений, хотя ей говорили и не раз, что испытательный срок не прописан в законодательстве, и надо настаивать на нормальном оформлении. А ещё оказалось, что высокая зарплата на самом деле состоит от оклада чуть больше того, что у неё был в банке, и бонусов, критерии получения которых весьма свободно изложены: ответы на запросы – 100%, удовлетворённость клиентов – не менее 90%, знание продукта – 100%, оценка руководителя – не меньше 90.
– Не бойся, Лерка, у нас дружный коллектив, и никто тебя не обманет, – произнёс Давид, видя её колебания.
– У меня нет нужного опыта… – робко сказала она тогда.
– Научим!
Обманул по всем пунктам.
В первый день Валерии дали доступ к какой-то базе данных, где хранилась информация о товарах, которые производил, закупал и продавал «ЭкзоТех».
– Изучай, – бросили ей.
И больше в этот день не трогали. Лера пробовала выучить названия и описания оборудования, но очень сложно запомнить то, что для тебя лишь набор букв и цифр. Даже краткая справка, что это, не помогала: слишком специфические были знания, иной раз она даже не понимала, о чем речь.
– Как вы все это выучиваете? – с паническим смешком спросила Валерия у соседа.
Тот покровительственно улыбнулся и пояснил:
– Да никто их не учит. Пусть продажники и производство в этом разбирается, тебе, главное, из письма клиента скопировать верно, что там за вибратор он хочет.
И засмеялся. Лера тоже поулыбалась, но в целом ответ обнадеживал. Ну действительно, никто же не будет требовать, чтобы она выучила весь ассортимент в первый же день.
– Ты вот эти запомни, – сосед ткнул ей пальцем в некоторые модели. – Кл… Комсдарыня Коржакова все равно только их помнит. Если и спросит, то их.
Так и оказалась. Утром следующего дня Леру вызвали на ковёр к начальству, участливо улыбаясь, задали несколько вопросов по товарам из того списка, который ей назвал добрый сосед, и велили переходить к изучению клиентов. Для этого выдали ссылку на хранилище всевозможной информации о них. Чего тут только не было: договора, таблица с уточнениями, отчеты и прочее. Сначала Валерия обрадовалась. Всё чётенько, по папочкам.
Оказалось, таблицы заполняли только по каким-то основным пунктам, которых в теории должно было бы хватить, а на деле – нет. Более того, в папках хранились копии бесконечных цепочек писем, в которых договаривались о чем-то помимо указанного в документах, предъявляли какие-то претензии, требовали сервисное обслуживание и скидки на комплектующие. Все это почти никак не отражалось в дополнительных соглашениях или они не были приложены. Счета не сходились отчетами, отчёты с договорами, а те – с требованиями и обещаниями в переписке.
При этом никто не сказал Лере, какие из клиентов будут её. «Изучай всё!»
Третий день начался с переполоха. Со скандалом уволилась какая-то девица, Леру вызвали в кабинет к Коржаковой и велели принимать дела.
– Как принимать? – выпала в осадок девушка. Причем, её интересовали оба смысла вопроса: как технически это сделать (девица-то уже ушла) и как возможно подхватить пару десятков клиентов на третий день работы?
– Таблица у тебя есть. В нашей компании, благодаря моим усилиям, систематичности и оптимизации, все данные имеются. К таблице у тебя доступ, к папкам – тоже. Почту и мессенджеры сейчас подключат. Чего тебе ещё? Ах, да, завтра проведу новеньким мастер-класс.
Оказалось, тех двух девушек тоже приняли на работу.
^^^
– Опять?! – спросил у Леры первый же клиент, которому она позвонила, чтобы представиться. – Опять новый менеджер?! Да вы издеваетесь!
^^^
– Я надеюсь, вы будете более компетентны, чем предыдущий, – сказал Лере второй.
^^^
– Мы с месяц как прекратили с вами сотрудничество. Зачем вы мне звоните?! – рявкнул третий.
^^^
– Так где моё оборудование?! – заорал четвёртый. – Вы уже третий месяц… – дальше шли такие слова, которые Лера предпочла бы в своей жизни не слышать.
^^^
– Новый? Хорошо. Приятно познакомиться, – прожурчал голос пятого. – Давайте на всякий случай закрепим наши договорённости, – и перечислил то, чего в документах не было, но клиент настаивал на своих словах и требовал начальницу при малейшей попытке что-то оспорить.
^^^
Был ещё и десятый, и пятнадцатый, и так до двадцати двух. Некоторые истории повторялись, но объединяло их почти всегда одно: клиенты ощущали себя брошенными и злились невероятно.
– На следующей день, – продолжала рассказывать Лера, допивавшая второй кофе с коньяком и, казалось, уже не замечавшая Сашу, – у нас… в смысле, у меня, тех двух девушек, что приняли вместе со мной и одного парня… было обучение. Ну как обучение… Сначала Клина сказала, что синхронизировала наши календари со своим, и заставила всех посмотреть, что у неё почти весь день в каких-то встречах, мол, времени на вас совсем нет, но так уж и быть, если есть какие-то вопросы, то записывайтесь на эти «окошки».
На этом Саша невольно вспомнил фразу своего первого начальника: «Не хочешь работать – устрой совещание».
– А потом она начала рассказывать про себя, – Лера поморщилась. – Мол, у неё психологическое образование и степень в корпоративном управлении, она и коуч, и наставник, и черт его знает кто ещё.
Саша еле уловимо поморщился: был у него неприятный опыт с коучами, прости господи.
– Ну а теперь она типа занимается… ну этим… оптимизацией в «ЭкзоТехе». И куча слов про бизнес-процессы, оргструктуру, цели, миссию, управленческий капитал и чё-т там ещё. Я в какой-то момент просто в прострацию выпала. Да и остальные тоже, – Лера хихикнула. – Егор, парень, что был вместе с нами, даже начал каждую минуту на часы посматривать. Но она все говорила и говорила…
^^^
Если сначала её слова казались Валерии вдохновляющими, то спустя час она подумала, что за это время, отданное на обучение, ей придёт с десяток писем, и на них придётся отвечать потом… а могла бы отвечать сейчас! Одна надежда, что расскажут что-то действительно ценное.
– Впрочем, достаточно обо мне, – наконец произнесла Лина и слегка усмехнулась. – Давайте начнем с простого. Я поглядела ваши сегодняшние письма и осталась весьма разочарована.
Сердце Леры упало в пятки. Другие девушки тоже казались встревоженными. Только парень остался внешне безразличным.
– Вы совершенно не обратили внимания, как оформлены подписи других менеджеров. Нужно непременно сделать так же. Это же ваше лицо, представление компании. По таким мелочам люди и судят о своих партнёрах. Вам, конечно, повезло, вы имеете дело с уже подписавшими контракт клиентами. Но нельзя же так расслабляться! Сегодня же оформите подписи для писем как должно! Вам понятно?
Обескураженные слушатели что-то согласно промычали.
– То же касается и мессенджеров.
– Там тоже оформить подписи? – спросил парень. И Лере захотелось смеяться, хотя выглядел он абсолютно серьёзно.
– Какой вы шутник, Егор! – хихикнула Лина. – Разумеется, нет. Но следует туда поставить фотографии, где вы выглядите прилично! Завтра придет фотограф, который сделает качественные снимки, поэтому необходимо одеться в деловом стиле.
Следующие минут десять Коржакова рассказывала, что под ним подразумевает.
– И учтите, мессенджеры – это не место для общения! Вас добавили в корпоративные чаты. Все вопросы решайте через них. Никаких личных договоренностей и переписок! Всё через чаты, где есть я и наши директора.
– Даже мелочи? – удивилась одна из девушек. Марина, кажется. Лера плохо запомнила их на собеседовании, а на этой встрече никто не представился, кроме Лины.
– Мелочей в работе не бывает! Все вопросы принципиально важны! Запомните это, и мы найдем общий язык.
Та кивнула.
– Что ж, есть ли у вас какие-нибудь вопросы? – Лина доброжелательно улыбалась, но у Валерии будто язык к нёбу примёрз.
– Да, – вскинулась вторая девушка. – Я хотела бы получше узнать программу. Можно ли организовать обучение?
– Разумеется. Вы можете обратиться к своим коллегам за помощью в любой момент.
– Хм… а может, инструкция есть?
– Учитесь коммуницировать, милая, без этого в современном обществе совершенно невозможно. Пусть это будет вашим первым этапом на долгом пути личностного развития.
Девушка не нашлась с ответом.
– У меня очень много клиентов, которые злятся из-за срывов сроков, – начала Марина, или как ее? – Как мне…
– А почему срыв сроков? – оборвала её Лина. – Это недопустимо! «ЭкзоТех» должен держать марку! Так из-за чего срыв поставок?
– Эм… у всех разное. Там и не всегда понятно.
– Плохо! Немедленно разберитесь и доложите мне. Сегодня в… – Коржакова демонстративно открыла календарь и посетовала: – Как плохо, все занято! Ладно, давайте в 17.30. И не допускайте больше такого!
– Вообще-то это началось до начала моей работы.
– У нас нет такого понятия до начала или после. Учитесь принимать ответственность. Вы уже взрослая. Не ищите оправданий, а исправляйте ситуацию!
У Леры внутри все сжалось: её клиенты тоже поголовно жаловались на задержки поставок, – но на ковёр совершенно не хотелось.
– Вообще-то, у меня схожая ситуация, – вставил Егор, – и допустим, я взял на себя ответственность. Но клиента надо как-то успокоить, пока я все выясняю и исправляю. Посоветуйте, пожалуйста, что в таких случаях лучше говорить и как действовать.
– Напишите свой вариант, – ответила Лина. – Но сразу не отправляйте, а пришлите мне. Я проверю и скажу вам свои замечания. И вообще, коллеги, – она обеспокоенно глянула на часы, – в любом вопросе жду от вас собственного решения. Если сомневаетесь, можете посоветоваться со мной, – женщина поднялась, намекая на то, что встреча завершена. – Я не буду вам в клювик вкладывать готовый ответ. Здесь не школа, учебников не будет.