– Вот, комсдарь, всё готово, – сисадмин поднялся со стула с видом победителя. – Мессенджер, почта, внутренняя сеть, портал, наши специальные программы, все настроено.
Саша оглядел молоденького парнишку, обозначенного системой распознавания как «дейсдарь Игорь Телегин, младший системный администратор», и автоматически отметил, что тот улыбается, но глаза равнодушные. Ну да настроить кьюбер очередному директору не велика трудность.
– Если будут вопросы, – по губам Телегина скользнула лёгкая усмешка, словно он не сомневался, что таковые, несомненно, возникнут, – пишите в чат поддержки. Он у вас уже добавлен в мессенджер. Хорошей работы.
И он попытался уйти, но Саша не позволил:
– Давайте-ка проверим, – он плюхнулся в кресло и тыкнул в виртуальный экран. – Чтобы вопросов не возникло.
Сисадмин приуныл, явно записав управляющего в породу душнил и даже не подозревая, насколько прав. Саша, искренне веселясь, улыбнулся от всей души и тут же обратил внимание на сообщение, пришедшее в мессенджер. Какой-то «manager_zakupki-3» просил подтвердить получение договоров. Мужчина нахмурился. Что за договора? И почему ему на только что созданный ящик что-то шлют?
Аркадий Петрович как-то умудрился пропихнуть его назначение так, чтобы Саша не выглядел человеком основателя. Должность называлась «директор по развитию», чем немало повеселила «протеже». В его практике уже встречались такие звери и отвечать они могли за что угодно: от поиска клиентов до глобальной стратегии, от обучения до инклюзивности. Однако обычно так обозначали сынков важных людей, которых пристроили на тёпленькое место.
В любом случае ни до каких разговоров о договорах на закупки новоиспеченный директор по развитию ещё не успел добраться. «Не может же менеджером по закупкам называться кадровик! Который кстати пока не объявлялся, хм…»
– Это что?.. – сделал предельно простое лицо Саша, тыкая в сообщение.
– Ой, да это, наверное, прошлому управляющему пришло. Мы вас к его аккаунту подключили, чтобы у вас был сразу доступ ко всем его задачам.
– Прошлого? И давно он ушел?
– Его ушли с неделю назад, – хмыкнул Телегин.
– Даже так, – Саша добавил этот пункт к свои заметки. – Правильно ли я понимаю, что этот аккаунт корпоративный?
– Разумеется. Там сохранена переписка по всем вопросам и все нужные чаты.
– И кто, кроме сисадминов, имеет доступ к моей переписке?
Юноша посмотрел на него вдоль носа.
– Ну, понятное дело, что служба безопасности должна иметь доступ. И мы тоже – а как иначе чинить, если ломается?
Саша высоко поднял брови.
– Что, и личную переписку читаете?
– Какая личная переписка с корпоративного аккаунта? – развёл руками Телегин. – Тут люди работают, а не разговоры разговаривают. И потом, а вы что, секретничать собрались?
Саша хмыкнул. В его представлении это было уже далеко за гранью моветона, но нарушение приватности – это полбеды. Интереснее другое: только ли СБ и сисадмины имели доступ? А не мог ли переписку сотрудников почитывать начальник отдела? Генеральный директор? Точно не основатель, иначе Аркадий Петрович упомянул бы об этом.
– А ещё кто? – спросил он, не особо надеясь на ответ.
Телегин пожал плечами.
– Это вы у начальника СБ спросите, а я бумажки подписывал.
Понятно, тут тупик.
– Так, – Саша принялся инспектировать новые возможности дальше, – почту вижу, выход на портал… внутренняя сеть, ого, сколько всего.
– Да! – воспрял духом паренёк. – У нас создана значительная база данных, включая ПО для всего оборудования нашего и стороннего производства, что мы продаём.
– И она интегрировала с основной программой, в которой все работают? – Саша снова прикинулся наивным. – Что у вас стоит? «Ю-трекер», «Витрикс», «1001С»? – назвал он самые известные программы для ведения бизнеса.
Телегин презрительно скривился.
– Вот ещё! У нас собственная уникальная программа, специально разработанная под нужды компании и учитывающая все её интересы!
Саше отчаянно захотелось поморщиться. Об этом Аркадий Петрович тоже не упоминал. По опыту все эти специальные программы требовали десятилетий отладки, прежде чем начнут действительно помогать.
– О как интересно! И давно?
– Первый релиз вышел полгода назад!
«О-о-о… подозреваю, сейчас половина рабочего времени персонала проходит в борьбе с ней».
– Впечатляюще! Где я могу посмотреть инструкцию?
– Программа «Про-ЭТ» абсолютно интуитивна понятна.
– То есть инструкции нет?
– Если вам требуется особоеобучение, – Телегин выделил слово «особое», как выделяют его при словосочетании «особое приглашение», – то обратитесь с заявкой на обучение.
– К кому обратиться?
Парень стукнул по бляхе у виска и какое-то время что-то искал на своем экране. Потом оттарабанил:
– К своему непосредственному руководителю, операционному директору или директору по персоналу.
«Кто все эти люди?» – так и хотелось продолжить играть Саше. Но он знал, что операционный директор – это некая Лина Коржакова, а директор по персоналу пока ещё не появлялся, что тоже странно. Всё же новый сотрудник вышел. Где оформление, пакет новичка, обучение, адаптация? Да и просто посмотреть, кого тебе в штат подсунули.
– Они обучают новичков работе в программе? – деланно удивился Саша, прекрасно понимая, что такое весьма сомнительно. В лучшем случае одобряют обучение, которое ложится на плечи рядовых исполнителей.
– Детали мне неизвестны, – явно вильнул в сторону Телегин, поглядывая в сторону двери.
Дабы не вызывать подозрений, Саша отпустил его и задумался. «Просто поле непаханое. С чего же начать?» Решил, чтобы не вызывать подозрений, начать с отдела кадров. Интересно, что он из себя представляет? Вообще Саша уже закинул удочки по друзьям, работавшим в компетентных органах и не раз помогавшим ему в получении информации. Но ответов еще не получил, да и смотреть всегда нужно своими глазами.
Саша открыл столь разрекламированную программу «Про-ЭТ», чтобы изучить кадровый раздел. У него как у директора, прости господи, по развитию должен быть к нему доступ.
Кадрового раздела в программе не оказалось.
Не веря своим глазам, Саша потыкался во все разделы программы, но даже полного списка сотрудников не нашёл. Бегло просмотрел весь остальной софт. Ничего, что касалось бы кадров в полном объёме, не нашлось. Великолепно. Он ухмыльнулся, на миг почувствовав себя охотником за головами, который гнался за одним бандитом, а их оказалось двое.
^^^
Решительно встав, Саша направился в выходу и тут же услышал, как рядом тоже открывается дверь: одновременно с ним из соседнего кабинета вышел системный администратор, который только что настраивал ему кьюбер. На ловца и зверь!
«Зверь» сделал вид, что не замечает нового директора, и попытался уйти в другую сторону.
– Дейсдарь Телегин! – окликнул его Саша, с удовольствием наблюдая, как поникают плечи парня. Но повернулся тот с вежливой миной на лице.
– Уже успели появится вопросы, комсдарь?
– О да! – Саша полюбовался выражением бесконечной усталости на лице паренька. – Правильно ли я понимаю, что кадровые и бухгалтерские вопросы не учитываются в программе «Про-ЭТ»?
– Почему? Счета клиентам можно добавить, всякие там накладные.
– Я говорю про отпуска, зарплаты, распределение по должностям внутри отделов, да хоть полный список сотрудников!
Телегин выглядел озадаченным.
– Ну это из программы бухгалтеров и кадровиков. Вам такое не надо.
Саша не отказал себе в удовольствии впериться в нахала своим фирменным тяжёлым взглядом. Игорю ожидаемо стало под ним неуютно.
– Нет, если надо, я поставлю, только…
– Поставь, – прервал его бормотание Саша.
– Мне нужны установочные файлы… я сейчас схожу в свой отдел…
– Все ваши материалы хранятся на внутреннем портале. Доступ к нему ты мне сделал, или соврал?
– Нет-нет, что вы? Но мне надо посоветоваться…
– Если ты не умеешь ставить такие программы, то тебе платят слишком много, даже если тебе платят минималку.
– Нет, я, конечно, умею! Я специалист высокого уровня и…
– И сейчас идёшь и ставишь нужные программы.
– Мне надо получить разрешение у комсдарыни Коржаковой, – сдался и наконец озвучил настоящую причину Телегин.
– Операционный директор не имеет ко мне никакого отношения. Так же как и к сисадминам. Поэтому ноги в руки – и выполнять задание.
– У нас все решается через её санкцию, – мотнул головой Игорь. – Вы ей подайте запрос, она даст добро – я тут же поставлю. А без её санкции ни-ни.
– Почему?
– Ну… эт… так все делают. Нельзя без её санкции. Или моего руководителя попросите. Он сам к ней обратится.
Саша какое-то время рассматривал паренька перед собой. Додавить его было бы легко. А смысл? Мелкая сошка, но наверняка болтливая. А ему сейчас лучше казаться попроще. Поэтому мужчина сделал возмущённо-оскорблённое лицо и заносчиво выдал:
– Хорошо! Я обращусь напрямую к вашему начальству!
Телегин буркнул что-то вроде «да-да, конечно, обратитесь» и сбежал. А Саша подумал, что это и правда чудесный повод наведаться к сисадминам, и посмотреть, что за звери там обитают. А сейчас он, как и планировал, отправился в отдел кадров.
Табличка на двери, из которой недавно вышел Игорь, гласила: “Лина Коржакова, операционный директор”.
^^^
Дорога его лежала пусть не через жуткий лес, но через опен-спейс, что в принципе одно и то же. Огромное пространство, разделённое невысокими перегородками, жужжало разговорами, едва слышным гулом техники, той особой смесью звуков, которая рождается от присутствия множества людей в одном помещении. Пахло сухим кондиционированным воздухом, чьим-то навязчивым парфюмом и плохим кофе. На Сашу никто особо не обращал внимания, разве что некоторые девушки провожали взглядами его высокую, худощавую фигуру в модном костюме с перламутровыми искорками. Кстати, девушек, как и молодых людей, в офисе насчитывалось удивительно много. Все как один лет двадцати–двадцати пяти. А где люди постарше? Неужели сплошняком дослужились до собственных кабинетов? Хотя в целом здание большое, может, где-то ещё сидят.
– Дейсдарыня, добрый день! – окликнул Саша одну из пробегавших мимо девушек. – А не подскажете, где находится отдел кадров?
Хорошенькая рыженькая девчоночка притормозила и задумалась.
– Ой, вы знаете, я тут совсем недавно работаю, ещё не освоилась. Сейчас я кого-нибудь позову!
Только третий из опрошенных ребят знал, где находится искомый кабинет.
– Я тут полгода уже, немного изучил, – несколько покровительственно заметил парень лет двадцати четырёх от роду и объяснил, как добраться.
«Это он после полугода работы себя старожилом считает? Такая текучка?»
Оказалось, надо спуститься на два этажа ниже. Саша специально прошёл каждый из них от начала до конца, делая вид, что заблудился, и вынес наблюдение: в основном персонал отличался молодым возрастом, хотя сотрудники постарше все же были. Причём, не все в кабинетах, некоторые кучковались рядом друг с другом и в опен-спейсах. Это было… странно. На таких индустриальных планетах, как Эрешкигаль, предпочитали держаться за работников. Новых сюда попробуй ещё замани. Поэтому и строили комфортное жилье близко от работы, со всей полагающейся инфраструктурой, и организовывали досуг, отличное медицинское обслуживание, и даже устраивали свои институты. Хотя молодёжь все равно утекала в поисках лучшей жизни. По Сашиному опыту, обычно основная масса сотрудников на предприятиях такого уровня были старше тридцати-сорока лет, исключая, конечно, специальности, которые традиционно занимала молодёжь. А тут не так. Необычно. Интересно, с чем связано?
Наконец он добрался до отдела кадров. По крайней мере, так сообщала табличка. Когда Саша, постучавшись и не получив ответа, таки вошёл, то сначала подумал, что ошибся. Перед ним стояло штук шесть пустых столов, и только один из них выглядел «обжитым» – с кьюбером, чашкой, какими-то фотографиями в рамочках.
А вот людей – никого. Саша выглянул в коридор, повертел головой, потом шмыгнул к кьюберу и быстренько приложил флешку-ноготь к нему. Вполне современная машина, у которой весь системный блок помещался в небольшую коробочку размером в банку крема, скромно стояла на дальней стороне стола. При хозяйке подобраться было бы сложно, а без неё – милое дело. Тем более что система оказалась даже не запаролена, не говоря уж о том, что не защищена от автозапуска. Если СБ с сисадминами на пару читали чаты вместо работы, то ничего удивительного. Пока флешка запускала спецпрограмму для копирования данных, Саша оглядел рабочее место. С фотографий на него смотрели молодой мужчина и ребёнок лет трёх. Мальчик, кажется, кто их в таком возрасте разберёт…
На стене висел диплом об окончании курсов по делопроизводству от университета ННВДАТН и печатью в виде какой-то гиеноподобной твари. Курсы? Делопроизводства? Саша поморщился: он знал этот, прости господи, университет. В народе его аббревиатуру расшифровывали так: Нам Нужны Ваши Деньги, А Так Насрать.
Флешка сделала своё дело, мужчина её забрал, но хозяйка полупустого кабинета с шестью столами так и не вернулась. Саша отправился на поиски, мало ли? Вдруг пора вызывать полицию и собак?
^^^
– Ниночка? Ларионова? – в соседнем кабинете сотрудница хлопала на него ресницами в пару сантиметров длиной и смотрела незамутненным интеллектом взглядом. – Да она, наверное, на йоге.
– Сейчас? – удивился Саша. Было около одиннадцати утра.
– Самое лучшее время. Энергия мира уже проснулась и готова дарить себя людям. Я тоже обычно хожу, но сегодня не в ресурсе. А если Ниночка срочно нужна, то они на крыше. Присоединяйтесь. Знаете, мы всегда рады осознанным людям! Особенно мужчинам.
Саша поспешил сбежать на крышу.
^^^
Та встретила его мягким солнцем, зеленью растений и жопами. Не то, чтобы Саша в своей жизни не видел жоп. Видел – и достаточно. Но тут они были в желтых лосинах, и их было тринадцать.
От неожиданности Саша даже не сразу осознал, что их хозяева просто склонились к полу в позе уттанасана, оттого и вид такой… занимательный.
– А как мне увидеть Ниночку?
Одна из крайних жоп помахала ему ручкой и прошептала:
– Вы от Давида?
Программа распознала жопу как Нину Ларионову, менеджершу отдела кадров.
– Добрый день, дейсдарыня, – произнёс Саша с великолепной выдержкой, даже не улыбнувшись. – Мне бы оформиться.
– Ой, можно не так официально, – засмущалась жопа. – У нас тут по-простому.
– Да я вижу, – всё-таки не выдержал он.
Компания йоголюбителей перетекла в асану «Собака мордой вниз».
– Присоединяйтесь, дейсдарь…
– Комсдарь, – поправил её он и назвался полным именем и должностью.
– О, а я и не знала, что у нас новый директор по развитию, – девушка мило улыбнулась… по крайней мере так показалось, из-за ракурса её головы уверенности в этом не было. – Меня не предупредили.
– Так что с оформлением?
– Я найду сообщение и все сделаю. Если что-то от вас понадобится, сообщу.
– Эм… Хорошо. А есть какой-нибудь пакет новичка?
– Пакет новичка?
– Ну да.
Обычно туда клали мелкую канцелярку как дань традиции и красивый цветной буклет, в котором печатали список сотрудников, к которым обращаться в случае необходимости, карту, все же территория большая, всякие инструкции и памятки, а ещё что говорить о компании, если спросят, где работаешь. Если компания жмотилась на физические подарки, то по крайней мере высылали электронный пакет с должностной инструкцией, важными контактами, деревом структуры компании, значимыми датами и сводкой по текущим проектам.
– Ой, у нас сейчас дизайн обновляется. Ещё в процессе согласования, поэтому пока без всего этого. – Йогисты поменяли позу на что-то вроде «ласточки». И у Саши мгновенно заболела спина, напомнив о просроченном абонементе в зал.
«Дизайн обновляется? С чего бы?»
– И давно вы тут работаете? – прикидывая траты на дизайнера, разработку макетов, смену логотипов везде и всюду, спросил он.
– Давид меня нанял уже… м-м… почти десять месяцев назад.
– Когда тут ещё было больше сотрудников? – Саша вспомнил пять пустых столов.
– Не, тогда уже только Анна Михайловна оставалась, ну и…
– Разговорчики! – не выдержал таки тренер.
– Ой, – хихикнула Ниночка и зашептала быстро-быстро: – А на счёт оформления не переживайте. Я сообщу вам, как все закончу. Только вы к безопасникам зайдите, пусть пропуск вам выдадут постоянный!
Саша поспешил на выход, предвкушая. После крыши с жопами он не сомневался: безопасники тоже чем-нибудь да порадуют.