«…Копоть, сажу – смыл под душем,
Съел холодного язя.
И инструкцию послушал,.
Что там можно, что нельзя».
В. Высоцкий «Загранкомандировка»
Большая часть моих советов в этой книге, ориентирована на желающих совершить дальнее зарубежное путешествие, в просторы распахнувшего нам свои двери мира.
С некоторого времени весь мир открылся нам, стал доступен и понятие – «Зарубежный туризм», для нас, жителей России, сильно расширилось.
Теперь у нас появились такие разновидности зарубежного туризма как – страны СНГ, ближнее (Европа, Азия) и дальнее (Америки, Африка, Австралия) зарубежье.
Автотуризм, как разновидность туризма вообще, зародился на асфальтированных дорогах Запада, в комфорте его скоростных магистралей, небольших расстояний, развитой инфраструктуры и индустрии туризма.
Для нашей страны поездка за границу на машине, это пока еще не-обычное и эксклюзивное путешествие. Но зато вы получаете возможность посмотреть страну не с парадного входа, а «изнутри».
Вы сами разрабатываете маршрут, выбираете по своему вкусу кемпинги и отелии не посещаемые по стандартным путевкам интересные места, в которых хотели бы побывать.
Первый опыт зарубежных поездок на своей машине большинство из нас приобретает, совершая автопутешествие по близкой и знакомой нам Европе и схема организации такой путешествий очень похожа на организации дальнего путешествия по России, за исключением нескольких специфических пунктов, связанных с организацией любых поездок за границу. Всё то же самое:
1. Задумали. 2. Подготовились. 3. Собрались. 4. Поехали. 5. Вернулись. Рассказываете о поездке. Делитесь опытом и впечатлениями.
Чуть больше проблем по каждому из пунктов, но ведь и за рубеж мы ездим не каждый месяц, а раз в год и этого времени вполне достаточно, чтобы подготовиться к самым сложным поездкам.
Описаний конкретных вариантов таких поездок вы можете увидеть в интернете теперь уже не десятки, а сотни. На любой вкус, протяжённость и длительность.
Путешествовать на автомобиле за рубежом приятно во всех отношениях и Европа идеально подходит для автомобильного туризма.
Граница вот она, 200 км (финская, от Петербурга), есть что посмотреть, стран много и все очень разные, виза одна, почти на всю Европу, дороги отличные (правда кое-где – платные), кемпингов и мотелей – полно, полиция вежливая и не надоедает. Что еще надо для автотуриста! Путешествовать на автомобиле по зарубежью можно тремя способами:
1. По схеме «рент-кар» (см. 3.9).
Покупаете стандартный 10–14-дневный тур (отдых, пляж, море) у одного из туроператоров (агентов). Прилетаете к месту будущего отдыха. Отдыхаете первую неделю, осматриваетесь, определяетесь с программой своего будущего автомобильного путешествия по стране, присматриваете наиболее выгодные и удобные для вас условия аренды.
Составляете свой, оригинальный маршрут осмотра страны пребывания, берете на прокат автомобиль на необходимое количество дней и – едете. Такую схему я использую обычно в случаях, когда выезжаю на отдых к морю семьей.
2. По системе «прилетели-поехали» («fly&drive») (см. 1.4).
Появляется все больше туристических агентств оказывающих услуги по варианту «fly&drive». В таком агентстве вам разработают подробный маршрут вашего путешествия, снабдят детальными картами, посоветуют, где лучше заправиться и что посмотреть, где остановиться на ночлег и забронируют отели или кемпинги.
Фирма может предложить вам несколько стандартных вариантов автопутешествия по интересующей вас стране или разработать индивидуальный маршрут, с учётом ваших пожеланий. Туроператор воплощает разработанную программу в жизнь, то есть оформляет необходимый пакет документов (визы, страховки, доверенности), бронирует номера в отелях (кемпингах, замках,…) на маршруте. Помощь турагентства намного облегчает жизнь туристов и существенно экономит время.
3. Самостоятельно спланированной и организованной поездке, которая начинается и кончается в родном для вас городе, на принадлежа- щем вам автомобиле. Вариант – «от порога – до порога». В этом случае вы, вооружившись данной книгой, шаг-за-шагом, все делаете сами.
Каждый из этих вариантов организации автопутешествия имеет свои преимущества и недостатки.
Собираясь в поездку:
1.Продумайте программу и маршрут вашего путешествия.
2.Оформите визы и все необходимые для поездки документы.
3.Узнайте больше о тех местах, которые вы собираетесь посетить.
Советую почитать путеводители (см. 1.18) по местам ваших посещений. Чтение путеводителей полезно, очень образовывает и развивает, даже если вы почему-то и не поедете в эту страну. Узнаешь много нового и необычного. Покопайтесь в Интернете. Каждая страна имеет свои сайты, на которых бывает много полезной и интересной информации.
4.Подготовьте автомобиль и всё необходимое для него (часть 3).
5.Просмотрите и подготовьте необходимое снаряжение (часть 4).
6.Запаситесь простейшим разговорником (купить или скачать из интернета) на языке страны посещения. Всегда приятно, если вы знаете (произносите) хотя бы 15–20 слов на языке страны вашеготеперешнего пребывания. «Спасибо» или «Здравствуйте» —способствует очень быстрому установлению приятных контактов.
Можно ехать! И ничего не бойтесь. Большая часть нашей планеты населена гостеприимными, добрыми, любознательными и улыбчивыми людьми. Такими, какими являетесь вы сами.
Из личного опыта. Мои зарубежные путешествия
“Проникновенье наше по планете,
особенно заметно вдалеке.
В общественном Парижском туалете,
есть надписи на русском языке»
В. Высоцкий
Первое мое зарубежное путешествие состоялась аж в 1967 году.
Это был мотопоход «Знамя Октября», по семи социалистическим странам Европы. Мероприятие было организовано государством в первый (и последний) раз за 50-лет существования Советской власти.
Волею судеб и невероятного стечения разнообразных обстоятельств, я попал в список участников этого мероприятия.
От каждой республики выставлялась команда из трех человек и двух мотоциклов – одиночного и с коляской.
Входил я в состав команды от Киргизии. Команда была интернациональная – русский (это я), осетин – мой друг Аслан Жантиев и, наш третий друг, еврей – Николай Эзафович. От Киргизской ССР! Как вам нравится? Вот это советский интернационализм в действии.
Мероприятие было политически-парадным и принимали нас официально-торжественно. Телевидение, приемы у градоначальников, посещение всяческих достопримечательностей, от мемориальных кладбищ, до Дрезденской галереи.
Потом долго попасть за границу возможности не было. Но зато была возможность колесить по необъятным просторам и многочисленным республикам Советского союза, которые теперь, между прочим, тоже стали зарубежьем, хоть и ближним. Что я и делал.
Исколесил все – от Прибалтики, до Средней Азии; от Карелии, до Кавказа. Мой любимый кольцевой маршрут, по которому я проехал не-сколько раз, это: Москва – Питер – вся Прибалтика (Эстония – Латвия – Литва) – через Друскиникай (Литва) и Гродно (Белоруссия) – в Украину – далее, вдоль границы и через Львов – в Молдавию – в Одессу, а оттуда – на Днестровсие лиманы, отдыхать. Обратно – через Тирасполь – Кишинев – Киев – в Москву. Очень хороший маршрут и очень мне нравился. За свой преподавательский отпуск (2 месяца) я «наматывал» 5-7 тысяч километров, проезжая по территории 9 теперешних самостоятельных государств.
И все это без виз, границ, разных полиций и напряженных политических отношений. Вот какие были возможности раньше.
А уж когда открылись внешние границы, я, как и все, начал активно осваивать дальнее Зарубежье, прежде всего – Европу.
Проникнуть в цивилизованное содружество европейских стран на своём автомобиле можно сухопутным путем – через западные ворота бывшего СССР – Брест (Белоруссия) или южные – Чоп (Украина). Можно выбрать комбинацию автомобиль – паром, через Выборг,в Финляндию. Какой вариант проникновения в зарубежье выбрать – решать вам.
Самый цивилизованный и комфортный – через Финляндию. Но он несколько более затратный, большой крюк, если сама Финляндия вас не интересует. И ещё, финны не любят, если их страну используют в качестве «окна» для проникновения в Центральную Европу, то есть для транзитного проезда. Готовьте обоснованное опровержение таким подозрениям (например – едете на своем автомобиле в Африку, в безвизовую для россиян страну – Марокко), а то либо визу не дадут, либо на границе не пустят.
Если вы едете в Центральную или Юго-Восточную часть Европы (Германия, Франция, Италия), то самый простой вариант – Минское шоссе и КПП «Брест». Шоссе вполне европейское, особых проблем по дороге не будет и можно спокойно идти по нему до упора (лучше со сменным водителем), в удобном для вас режиме. Проблемы обычно возникают на границе – очереди, поборы, унижающее человеческое достоинство отношение.
Везде, не просто. Но, какой бы вариант вы не выбрали, несомненно, это будет самый предпочтительный и удобный для вас вариант.
Посещая какую-либо страну, даже с кратковременным визитом, я обязательно, хотя бы на короткое время, старался взять машину напрокат и поездить по стране, осматривая ее в свободном режиме и по собственной экскурсионной программе. Самым эффективным способом знакомством со страной, является автомобильное путешествие по ней, позволяющее за относительно короткое время увидеть и узнать много об этой стране. Так, постепенно, я привыкал к вождению автомобиля в других странах.
На сегодня я побывал уже в 128 странах мира, в некоторых из них – по несколько раз.
Имея большой опыт вождения автомобиля в Москве, Московской области и России вообще, я на практике убедился, что ездить за рулем машины в других странах ничуть не сложнее, а чаще много проще, чем то, с чем вам приходится сталкиваться в родной стране или городе.
И если у вас достаточно практики путешествий по России, то в дальнем зарубежье, на просторах сельских финских, шведских, норвежских, германских дорог, вы будете чувствовать себя намного комфортнее, чем на своих федеральных трассах.
Хотя, и здесь есть исключения. К примеру, в Англии, Кипре, странах Юго-Восточной Азии, Африки и других государствах с левосторонним движением, если у вас нет практики управления праворульных автомашин, лучше брать машину с шофером или (как минимум) с автоматической коробкой – непривычное движение, большая интенсивность, дорожные указатели на непонятном языке и своя, часто весьма своеобразная (Юго-Восточная Азия) культура вождения. Не просто ездить за рулем автомобиля во многих крупных городах Китая и Вьетнама.