1.5. Автотуризм в России. Особенности национального автотуризма.

«Каждый, кто законно находится на территории

Российской Федерации, имеет право свободно

передвигаться, выбирать место пребывания

и жительства».

Конституция Российской Федерации, Статья 27

Являясь активным приверженцем всех видов туризма, а в последние годы – автотуризма, этого самого демократического вида познания и освоения мира, – мне хотелось бы поговорить о культуре самодеятельного туризма в России и, прежде всего, – автотуризма.

Наболело как-то.

Мы, россияне, всегда много и охотно путешествовали. Страна у нас большая, разнообразная, посмотреть есть что, на много жизней вперёд хватит. А уж во времена великого и могучего Советского союза, так и вообще никуда за границу нельзя было поехать. Зато сам он был огромен и необъятен. Целых 15 отдельных и немаленьких стран умещалось под одной «крышей», жило на единой территории. Теперь вот отделились, а ещё сколько осталось.

В последние годы, в связи с массовой автомобилизацией всей страны, этот вид активного отдыха приобретает всё большее распространение, прямо характер эпидемии. Количество машин на душу населения в нашей стране растёт невероятно высокими темпами и, соответственно, резко повысилась мобильность и скорость перемещения населения по родным просторам. И мне хотелось бы, чтобы мы более внимательно отнеслись к опасности для окружающей природы этого сверхактивного, нерегулируемого её «освоения» с помощью автомобиля. Завтра будет поздно. Я помню, когда на Селигере стояли одна-две машины, а сейчас – не сразу и найдёшь местечко палатку поставить.

Культура автотуризма в России находится в состоянии «дикости».

Да и откуда ей взяться. Нет индустрии сервиса, нет системы воспитания, нет и культуры. «Хозяйственность» наших «диких» отдыхающих, не знает пределов. Огораживают просторные территории берега, ставят двухметровые заборы, строят хозяйственные постройки, веранды, туалет прямо на берегу этого самого водоёма, водно-моторная техника, собственная пристань. А как же, раз она куплена, она должна активно использоваться.

А ещё и браконьерские сети, и охота, срубленные живые деревья и горы мусора на берегу, вытоптанные и выжженные поляны.

Костер на природе – это хорошо и приятно, но лучше готовить на газовой плитке, а за дровами для вечерних посиделок у костра съездить на машине куда-то подальше от места общей стоянки.

И хорошо бы убрать бутылки и мусор. Как минимум – за собой, не постесняться – и за другими. Упаковать и увезти, сжечь и закопать в крайнем случае.

Я понимаю, раз всем наплевать, раз некому минимально благоустроить это место отдыха, поставить простейшие туалеты, установить мусорные баки и вывозить мусор, установить щиты с корректными обращениями соблюдать чистоту.

Воспитание человека – процесс длительный и требует «нечеловеческого» терпения. Да, нужны некоторые затраты, да, обязательно разворуют выделенные средства. Но тогда отдайте в аренду в частные руки.

И заключите договор, пропишите права и обязанности арендатора.

И будет порядок, и природа будет в сохранности. И налоги человек заплатит государству от прибыли с этого вида деятельности.

Наша страна огромна, разнообразна и в ней есть великое множество изумительных мест такой красоты, которую не увидишь нигде более в мире. И большая часть этого – государственные территории, что для часто эквивалентно понятию – «ничьё» и, значит – моё, и – делай что хочешь. И, к великому сожалению, все эти места невероятно загажены многочисленными поколениями «туристов».

Туалетов нет, воды взять негде, мусорных баков нет, мусор не вывозится. Все готовят, как правило, на костре, то есть вся территория прилегающего леса нещадно истребляется, поскольку «топят» костры не скупясь, часто почти круглые сутки.

Готовить – на костре, дрова, в качестве которых используется ближайшее свежесрубленное дерево. Спать – в тесной палатке. Мусор в невероятном количестве кучами по всей территории, плотность населения приближается к коммунальной квартире.

Люди выезжают на природу, занимаются хозяйством. Ремонтируют собственный автомобиль, меняют масло – брошенные масляные фильтры, аккумуляторы, тормозные колодки. Весь наш народ умелец и всё любит делать сам, не доверяя станциям техобслуживания и экономя свои маленькие деньги.

Низкий уровень развитости структуры сервиса этого вида туризма, обуславливает низкую культуру пользователей, вернее её полное отсутствие. Вы не пробовали сделать замечания какому-нибудь из отечественных «любителей» живой природы? Не советую. Хорошо, если просто обматерят. А то и побьют с удовольствием.

Всё начинается с простых вещей, к которым человек должен быть приучен с детства. Не гадь на природе. Если есть мусор, то это твой мусор. Положи его в мешок, увези с собой и выброси в специальном месте, в бак для мусора, или аккуратно сожги его, в крайнем случае.

Необходим специальный раздел о культуре отдыха, пропаганда бережного отношения к природе, её хрупкой красоте.

Не навреди! Оставь детям и внукам своим.

Путешествуя по миру, я воочию убедился, что чем более высокоразвита страна, тем больше народу в ней предпочитает именно такой вид отдыха и тем более в ней развита ИНДУСТРИЯ этого вида отдыха.

Всё, что способно сделать этот вид отдыха более комфортабельным, приятным, познавательным, всё, начиная от производства большого спектра специализированной автотехники – кемперы, автокараваны, прицепные дачи – множество вариантов «домов на колёсах» различной степени комфортабельности и кончая обширнейшими полями удобных кемпингов.

Я видел множество различных мест организованных стоянок для путешествующих на авто- мототранспорте. От незамысловатых площадок рядом с заправками, где бесплатно можно остановиться и переночевать одну ночь в своей машине, до огромных, хорошо оборудованных пятизвездочных кемпингов различного уровня, в которых люди большими семьями живут месяцами, сменяя друг друга.

Велосипед, теннис (настольный и корты), виндсерф, кайт, катер, водные лыжи, снаряжение для дайвинга – возможностей для занятия спортом огромно и разнообразно.

Хочешь, – привози с собой, хочешь, – бери напрокат.

И ведь всем хорошо. И тому, кто привёл эту территорию в цивилизованное состояние, оборудовал её всеми необходимыми средствами для нормального отдыха и теперь, за минимальную плату, сдаёт площадки для отдыха, и тому, кто приехал отдыхать, – ему не надо каждый раз возводить всё необходимое в индивидуальном порядке, в примитивно-диком состоянии, и государству, – налоги в казну.

Во всем цивилизованном мире, все, более или менее часто посещаемые места отдыха, – красивый и удобный берег моря (озера, реки, любого водоема), какое-либо историческое место, часто посещаемая туристическая достопримечательность, национальный парк, – практически всегда имеют хорошо оборудованную площадку для парковки таких мобильных домов на колесах.

В таких местах вы всегда можете за минимальную оплату арендовать площадку под стоянку вашего автодома и получить право бесплатного доступа к местам общего пользования – хорошо оборудованной кухне, общесетевому электрическому питанию, водопроводу, душу с горячей водой и удобному туалету.

Живи на берегу моря, ничуть не завидуя владельцам роскошных особняков, расположенных рядом, на берегу этой же бухты. И пусть они завидуют тебе, потому как, при желании, ты свободен и мобилен в выборе места отдыха, в любой момент ты можешь переместиться в другое прекрасное место, тогда как владелец этого особняка, навсегда привязан к нему, к этому единственному месту.

Из личного опыта

«В гостях хорошо, а дома – лучше!»

В эпоху единого советского государства я, вначале на мотоцикле, потом на «Запорожце» и ВАЗовской «Копейке» объездил 1/6 часть суши из конца в конец. Прибалтика, Крым, Кавказ, Средняя Азия, Байкал, Карелия, не говоря уж о рядом расположенных городах «Золотого кольца», или ближнего Подмосковья. Дважды, на мотоцикле, разными маршрутами, ездил из Москвы в Бишкек (Фрунзе–Иссык-Куль–Киргизия). Дачи не было. Отпуск у преподавателя ВУЗа – более двух месяцев, да и в учебные дни, всегда можно было на два-три дня доехать до Владимира-Суздаля или на Пироговку вырваться, а то и на Селигер «мотануться».

Российский автотурист везет всё с собой, самый простой вариант, обеспечивающий полный и высший уровень выживаемости.

Это автомобиль, – от «Запорожца» до «КАМАЗа», какой есть, первый и единственный. Это палатка, от заслуженной брезентовой, выгоревшей на солнце, до большой кемпинговой.

Это топор, пила, костровой набор для приготовления пищи и примус «Шмель». Это спальники и коврики (пенка) для ночного отдыха. Примерно так выглядит стандартный набор отечественного автотуриста.

Такая комплектация приемлема и сегодня, разве что экипировка теперь современнее, дороже и лучше.

Большие кемпинговые палатки, газовые плиты, складная мебель, самонадувающиеся матрасы.

Тем более, что в автопутешествии общий вес снаряжения не так жестко ограничен, как во всех остальных видах путешествий.

На новый уровень организации автотуристического отдыха мы еще не перешли. Да и трудно это сделать в отсутствии развитой нфраструктуры такого вида путешествий.

Но все больше наших людей ездят цивилизованно отдыхать на своих машинах в близкую Европу. Там кемпинги, там аренда караванов и кемперов, там скоростные магистрали, благоустроенные зоны отдыха и стоянки. Там полный комплекс услуг и внимательнейшее отношение к автопутешественникам.

Выход один – расти до их уровня и запас для нашего роста в этой области большой, на много лет вперед. А там, глядишь, и они к нам потянутся. А что, страна наша обширна и весьма изобильна чудесами.


Загрузка...