Открывая мир, открываешь себя.
Не претендуя на абсолютную законченность и универсальность советов, автор, на основании своего многолетнего практического опыта по организации и проведении различных путешествий, с учетом опыта и советов своих друзей и многочисленной армии автолюбителей-интернетчиков, попытался концентрированно и системно изложить в данной книге возможные ответы на те многочисленные вопросы, которые возникают у каждого автолюбителя собравшегося в большое или малое путешествие. И которые возникали у меня при организации собственных, весьма многочисленных путешествий. Как на автомобиле, так и другими способом.
Путешествую я давно, много и разными способами. Мой личный опыт различного рода путешествий насчитывает более 50 лет. Участвовал в различных пеших походах летом и лыжных зимой (вся Московская и прилегающие обл., Кавказ, Карелия, Крым, Средняя Азия, Прибалтика .); водных походах (по рекам Средней полосы, Карелии, Кавказа и Урала).
В 17 лет я обзавелся колесами (купил свое первое транспортное средство – мотороллер «Тула-200»), получил дополнительную степень свободы и стал «осваивать» окружающее пространство с большей скоростью. География моих путешествий, их длительность и протяженность расширилась многократно – от Заполярья, до Крыма и Кавказа, от Прибалтики – до Средней Азии.
Мне повезло, и в те далекие, не выездные времена, я даже ухитрился совершить большое заграничное путешествие.
В 1967 году, как участник мотопохода «Знамя Октября». Это было уникальное путешествие, – мотопоход, посвящённый 50-ой годовщине Советской власти. Мы проехали по 7 странам социалистического содружества – Польше, Германии (ГДР), Чехословакии, Венгрии, Югославии, Болгарии, Румынии. Когда я теперь смотрю на карту миру, то с учетом всеобщего распада и 15 республик Советского союза, теперь самостоятельных государств, тогда я проехал23стран
Как давно это было! Понятия зарубежного авто-(мото) туризма не существовало. Границы были наглухо закрыты «железным занавесом». Не было разрешений на такие путешествия. Не на чем было путешествовать. Собственные машины были у сотой доли процента граждан великого государства Советский союз.
С тех пор многое изменилось: количество автомобилей на душу населения возросло тысячекратно, значительно расширились общедоступные информационные ресурсы, появились персональные компьютеры и Интернет, а вместе с ними – масса интересных порталов и сайтов во Всемирной сети. Выходит множество специализированных журналов, все больше и больше людей осваивают на личном транспорте просторы нашей страны, ближнее и дальнее зарубежье, а главное, многие готовы делиться своими впечатлениями и опытом.
Автомобильные путешествия имеют свою специфику. Такой вид путешествия имеет множество достоинств, но в то же время, он значительно сложнее в организации и проведении.
Всякое большое авто-путешествие, продукт индивидуального производства. И происходит в тесной взаимосвязи коллектива участников и организаторов, и сложным техническим устройством – автомобилем, от уровня подготовки которого часто зависит успех всего мероприятия.
При подготовке к Кругосветному путешествию и его различным этапам, мне пришлось решать большой и необычный круг непростых проблем. В этой книге я попытался собрать весь опыт передвижения на автомобилях по разным странам и по России, включая выбор и подготовку автомобиля и снаряжения, разработку маршрута и оформления полного комплекта документов, о всех тех проблемах, которые могут возникнуть при организации и проведении дальних автомобильных путешествий.
В справочнике даются практические советы и рекомендации по комплектованию группы, подготовке снаряжения, организации питания, оборудовании привалов и ночлегов, решения многочисленных проблем, возникающих при организации и проведении самостоятельных путешествий на автомобиле.
Всё описанное в этой книге я проделывал много раз и накопил большой практический опыт, который я хочу передать другим.
Насколько хорошо получилось – судить Вам. Но не судите строго, а добавьте свой опыт и тогда мы, все вместе, сможем создать законченный справочник-пособие, энциклопедию автотуриста.
Необходимо особо отметить, что при организации своего Кругосвет-ного путешествия и написании этого справочника, невозможно было обойтись без использования бесценной и бесконечно разнообразной копилки ресурсов Интернета, его глобальными справочными материалами во всех областях знаний, опытом и советами тех, кто, как и я, любит путешествия.
К каждой тематической статье я делаю ссылку на выборочный список интернет-ресурсов, обсуждающих соответствующую тему. Это не реклама и не буду утверждать, что в этот список попали только лучшие сайты. Просто это то, что просматривал и чем пользовался я, планируя и организовывая свое Кругосветное путешествие.
И как показала практика, несмотря на обилие информационных ресурсов, найти нужную для тебя информацию достаточно сложно.
Я столкнулся с тем, что, с одной стороны, вроде бы в интернете есть все, а с другой стороны, поиски ответа на многие вопросы оказались настолько затруднительными, что мой опыт, несомненно, окажется полезным для других.
Самое главное – решиться на такое путешествие; а все технические вопросы организации поездки на самом деле не так страшны и вполне решаемы посредством интернета, электронной почты и, я надеюсь, этой книги.
Множество людей поддержало меня в этом проекте. Без их помощи и поддержки я бы ничего не смог сделать. Низкий им поклон и благодарность. Список очень большой и потому моя обобщенная благодарность им – всем сразу и каждому в отдельности.
Несколько слов о формате и структуре этой книги. Этот справочник готовился для издания в книжном варианте, а такой вид публикации диктует и специфические требования к стилю и форме изложения —
кратко и с возможностью быстрого поиска нужной информации.
Лучшим способом изложения справочных материалов является тематико-энциклопедический принцип, позволяющий системно, в концентрированном и удобном виде изложить эти разнообразные сведения по организации отдыха на колесах.
Большая часть статей этого справочника состоит из двух частей:
1-ая – справочные материалы (что и как надо сделать, чтобы поехать в большое автомобильное путешествие);
2-ая – авторский рассказ-иллюстрация о том, как это делал я, готовясь к своим разнообразным автопутешествиям и как это было со мной в Кругосветном автопутешествии «100 стран – 100 000 км».
При написании этой книги, я почти не описываю само путешествие – свои дорожные впечатления от увиденного, пройденный километраж, затраченное время в дороге, встречи, что увидел и что восхитило. Это темы других книг, которые частью написаны и которые я собираюсь издать.
Здесь я привожу эти описания только в качестве примера, как иллюстрация личного опыта по теме соответствующего раздела книги. И я надеюсь, что читателю будут полезны советы и рекомендации справочной части этой книги и будет интересен личный опыт путешествий автора.
Приглашаю всех желающих принять участие в обсуждении опубликованных материалов, вносить замечания и исправления, улучшающие содержание книги и создании подобных последующих изданий более высокого качества.
Внимание! Часть сведений, изложенных в этой книге действительны только на момент ее написания. Круг обсуждаемых вопросов столь обширен, а жизнь наша настолько быстротечна, что через два часа после издания книги, что-нибудь, где-нибудь изменится.