Белов приоткрыл глаза. Взгляд упёрся в бревенчатый потолок. Судя по всему, майор находился в деревенской хате. Возле печки хозяйничала девушка в платье до пят. Она достала чугунок ухватом – с таким когда-то управлялась ещё прабабушка Дениса, у которой он каждое лето гостил в деревне. Вкусно запахло едой.
– Кхм, здравствуйте, прошу прощения, не подскажете, где это я очутился? – спросил Белов.
От неожиданности девушка вскрикнула и чуть было не уронила чугунок. Ничего не ответив, она выбежала из дому.
– Батя, батя! Иди сюда, он очнулся! – послышался звонкий девичий голос.
Белов сел на кровати и осмотрелся. Дом был очень светлый и чистый. Толстый рыжий кот, развалившись на печи, внимательно наблюдал за майором. Денис подмигнул коту, но тот лишь вытянул лапы и зевнул. Входная дверь отворилась, и девушка вошла в сопровождении крепкого седого мужчины. Он приветливо поздоровался:
– Доброго дня, незнакомец. Расскажи, как звать тебя, откуда ты родом и что привело тебя в наши края?
– Майор милиции Белов, – Денис встал и протянул руку мужчине. – Я расследую обстоятельства исчезновения группы людей в вашем районе. Мне нужно срочно позвонить в Минск, у вас телефона не найдётся?
– Ой, странные речи ты говоришь, незнакомец. И одет ты чудно, и просьбы у тебя диковинные. Нашли мы тебя на краю деревни нашей, без памяти, думали, мёртвый. Насилу тебя в избу дотащил. Расскажи, как ты попал сюда? А после объясни толком, что тебе надо, мы чем можем, тем поможем. Я Михась, – слегка поклонился мужчина. – А это Янина, дочка моя, – указал он на девушку, и та широко улыбнулась.
Михась выглядел так, будто сошел с иллюстрации к стихам Богушевича или Купалы, – светлая вышитая рубаха с поясом, лапти на ногах… На стуле в углу Белов заметил брыль – соломенную шляпу с широкими полями. Вся обстановка в доме напоминала этнографический музей. А ещё, и это было очень странно, в избе не было никакой бытовой техники, даже лампочек и выключателей не было. Но после того, что Денис пережил вчера, встреча с обычными живыми людьми уже казалась счастьем.
– Я шёл через лес. А там такое… – Денис почесал затылок, не зная, как объяснить, что с ним вчера произошло.
– Через лес? – испуганно повторила девушка, прижимаясь к отцу.
Майор кивнул.
– Кто в лес попадает, живым не возвращается. Много люду там сгинуло, – мрачно сказал Михась.
– Что значит «сгинуло»? – переспросил майор. – А почему вы никуда не сообщили?
– Странный ты человек. Куда сообщить? Все знают и боятся. Злые силы поглотили наши земли, простым людям жизни нет, а ночью так и подавно из хат выйти боимся, сразу нечистая заберёт.
– Сыт я по горло этой вашей нечистой! Сговорились вы все тут, что ли? Кто мне толком объяснит, что за ерунда у вас творится? И вообще, где я нахожусь? – начал злиться Белов. – Хватит самодеятельности, телефон мне дайте позвонить!
– Успокойся, милый человек, мы люди тёмные и не понимаем, чего ты от нас хочешь, – Михась виновато развёл руками.
– Мне нужно по-зво-нить! – почти по слогам повторил Белов.
– Да ты объясни, что это? – с ещё большим недоумением спросил Михась.
Майор достал из кармана мобильный телефон и довольно грубо помахал перед носом мужчины.
– Вы что, староверы? Сектанты? Без связи живёте и прочих благ цивилизации? Понимаю, у вас традиции, но я майор при исполнении, и мне не до шуток. Мой телефон сломался, связь не ловит. Откуда я могу позвонить?
Хозяева растерянно молчали. Белов прошёлся по хате и убедился, что ни намёка на розетку не было. Он сунул телефон в карман и строго посмотрел на Михася.
– Хорошо. Раз вы не понимаете, что мне нужно, – или делаете, вид что не понимаете, – тогда начнём по порядку. Я буду спрашивать, а вы отвечать. Где я нахожусь и как сюда попал?
– Мы нашли тебя сегодня ранним утром, на краю села, без сознания, – тихо ответила девушка.
– Да, это я помню. Я пришёл в заброшенную деревню, заметил какую-то женщину – она на невесту была похожа, появилась, как из-под земли. И глаза у неё такие жуткие были, неживые. А дальше… Голова как в тумане, перед глазами её мертвецкое лицо со стеклянными глазами… Она как будто мне в мозг проникла, никогда так страшно не было, у меня паника началась, и побежал я оттуда… Бежал и бежал… Потом перед глазами всё помутнело – очнулся здесь, – Белов дёрнул плечом, и по его телу пробежала дрожь от воспоминаний о лице покойницы.
– Белая баба! – вскрикнула Янина и спряталась за спину отца.
– Какая баба? – переспросил Денис.
– Белая. Говорят, кто её встретил, того скорая смерть ожидает, – объяснил Михась.
– Ага. Понятно. Замечательно. Значит, эта ваша баба предвещала мне скорую смерть? И какую же, когда?
– Этого никто не может знать, – сказала Янина. – Некоторые, кто видел Белую бабу, считают её вестницей скорой смерти, а другие говорят, что она только предупреждает о чём-то плохом… Смерть – она везде. Страшное зло захватило нашу землю. Та деревня, где Белую бабу встретил, откуда убежать ты смог… – девушка на мгновенье замолчала. – Никто не знает, почему там пропали люди. Они всегда были нашими добрыми соседями, а потом вдруг исчезли за одну ночь. Некоторые надеются, что они просто ушли, но многие думают, что злые духи забрали их.
– У меня сейчас голова взорвётся. Не могу представить такую чертовщину в двадцать первом веке.
– С волхвом тебе надо потолковать, добрый человек. Ведагор много знает и видеть тебя хотел. А до века двадцать первого жить нам ещё несколько столетий… – серьёзно сказал Михась.