Вторая репетиция оказалась для Стеллы сущим адом. Разумеется, она пришла на нее подготовленной. Стелла прилежно заучила свои реплики, хорошо понимая, что текст – элемент незыблемый, а из-за неправильного произнесения фразы можно нарваться на судебный иск. Понятно, что это касается уже выступления перед зрителями, но Стелла относилась к той категории людей, которые с самого начала стараются все сделать хорошо, а не полагаться на последнюю ночь перед дедлайном: что накануне премьеры она все возьмет и выучит, а пока на репетициях будет обходиться приблизительными фразами.
Но даже выученный назубок текст никак не помогал ей войти в роль, раскрепоститься и показать себя с наилучшей стороны. Пока балетмейстер ставил танец, все шло отлично, и Стелла очень быстро запомнила свои движения. Она прекрасно двигалась и получала одобрительную похвалу. Раскрасневшись от удовольствия, она летала по сцене, каждым своим шагом, взмахом рук, артистичной позой доказывая, что главный режиссер сделала правильный выбор актрисы на первую роль.
Эйфория моментально рассеялась, едва танец был более или менее поставлен, и Грациелла предложила вводить диалог между персонажами Стеллы и Венто. Вот тут-то и начался кошмар. В глазах всех без исключения – Венто, балетмейстера, Грациеллы – зажглось разочарование, брови задумчиво сдвинулись, а на лицах появилось выражение обескураженности.
– Над этим надо работать! – Грациелла порывисто поднялась со стула. – Такая игра… – она вовремя замолчала, обрывая резкое замечание, готовое сорваться с губ, – … не пойдет. Репетировать сейчас эту сцену – бессмысленная трата времени. Венто, поработай со Стеллой. Ты лучше вошел в образ, помоги ей понять персонаж.
Главный режиссер широким шагом прошествовала к выходу и, хлопнув дверью, скрылась в коридоре.
Джорджо озадаченно посмотрел на Венто, а тот ответил ему красноречивым взглядом, будто хотел подчеркнуть, что несколько дней назад он как раз об этом и говорил: что Стелла совсем не та актриса, с которой можно выиграть конкурс.
Внезапно их молчаливый визуальный диалог нарушил странный звук, похожий на сдерживаемое всхлипывание. Оба устремили взгляды на источник звука. Стелла стояла посреди репетиционного зала, опустив голову. Плечи печально поникли, а длинные волосы закрыли лицо, но Венто все равно увидел, как дрожит ее подбородок, а на щеках блестят слезы. Сердце его мучительно сжалось. Он с трудом подавил в себе порыв подскочить к ней, обнять и утешить.
В общем-то, ничего зазорного он в этом не видел: ему не раз приходилось утешать коллег по спектаклям, когда у них не получалось войти в роль. Слишком чувствительные творческие натуры женского пола нередко давали волю слезам, а мужская часть команды принималась эти слезы вытирать. В особо сложных случаях Венто даже проводил психологические беседы по восстановлению утраченной веры в себя.
Но в этот раз он не сдвинулся с места. И вовсе не потому, что ему было глубоко наплевать на состояние Стеллы, и он только и жаждал, чтобы она, наконец, поняла, что пора ей покинуть этот театр. Все было с точностью наоборот: ее расстроенный печальный вид заставил его сердце настолько сжаться, что он испугался выдать эти неподобающие чувства, о существовании которых он даже не догадывался.
Джорджо же, напротив, бросился утешать не на шутку огорченную Стеллу. Он ласково обнял ее за плечи и даже по-отечески провел рукой по шелковистым волосам.
– Ну-ну, cara, не стоит принимать так близко к сердцу. Поверь мне, что далеко не все могут сразу войти в роль. Нужно только немного поработать над персонажем – и все получится. Верь мне. А Венто тебе поможет, правда, Венто? – Он выразительно посмотрел на коллегу, взглядом призывая его не быть бревном, а поддержать молодую девчонку.
Слезы еще сильнее брызнули из глаз Стеллы. Как ей хотелось признаться этому чудесному человеку по имени Джорджо, что недостаточно просто «немного поработать над персонажем»! Ей нужно полностью учиться актерскому мастерству! Но душившие слезы и наказ Грациеллы помалкивать о том, что она не классическая актриса, не позволяли ей и рта раскрыть. Она лишь доверчиво прижалась к балетмейстеру, усиленно подавляя в себе рыдания.
– Брось, Стелла, – вдруг раздался за спиной бархатистый голос. В нем звучало сопереживание и едва уловимое волнение.
Стелла замерла в объятиях балетмейстера, прислушиваясь к этому голосу, и Джорджо понял, что не ошибся: она нуждается именно в поддержке Венто. Если Стелла будет чувствовать неприятие от своего непосредственно партнера, то любые даже самые проникновенные слова его, Джорджо, будут бессильны помочь ей.
– Далеко не всегда профессиональным актерам удается с первого раза войти в роль, – продолжил Венто. – Именно для этого и существуют репетиции, иначе ведь можно было бы устраивать премьеры хоть ежедневно без какой-либо подготовки.
Стелла вся напряглась, каждой клеточкой впитывая его слова, чутко стараясь понять, искренен он или нет.
– Венто прав, – проговорил балетмейстер, подмигивая коллеге. – Бывают даже случаи, когда актеры и на генеральной репетиции еще не чувствуют своего персонажа. И даже на самом спектакле не могут войти в роль, – с сарказмом добавил он.
Стелла снова всхлипнула и отстранилась. Она чувствовала себя молодой неопытной девчонкой, возомнившей себя звездой. И это ощущение спорило с реальным восприятием собственного опыта, в соответствии с которым она являлась настоящим профессионалом, только немного в другой области.
– Спасибо вам, – выдавила она и, ни на кого не глядя, собралась покинуть репетиционный зал.
Но Венто поймал ее, аккуратно схватив за локоть. От его прикосновения она испуганно вздрогнула и вскинула на него заплаканные глаза, забыв, что вовсе не хотела показывать ему свой промокший в слезах взгляд.
Венто пристально смотрел на нее. На губах в кои-то веки не играла насмешка, а взгляд был внимательным, но прежде всего ласковым. Стелла явно увидела в его глазах желание помочь и поддержать.
Вдруг Венто медленно поднял руку и прикоснулся к ее щеке пальцами. Она не отпрянула, не дернулась, она вообще застыла, словно изваяние, не в силах шевельнуть ни одним мускулом. Он нежно, едва касаясь, провел подушечками пальцев, стирая слезы, и щека ее вспыхнула, запылала от его прикосновения. Этот жест был таким ласковым, нежным, что у Стеллы защемило сердце. Совершенно неожиданно для себя она до изнеможения захотела, чтобы он ее обнял. У нее даже душа задрожала в предвкушении. Стелла на миг прикрыла глаза, представляя, как его руки смыкаются на ее плечах, а она тонет в крепких объятиях, прижимаясь к его груди и слыша стук его сердца.
Но, к ее разочарованию, Венто не предпринял такой попытки. Напротив, он отпустил локоть Стеллы и, вытерев слезы, убрал свою руку от ее лица.
– Сядь и давай поговорим, – произнес он мягко.
– Я, пожалуй, покину вас, – вмешался Джорджо. – Никто лучше тебя, Венто, не справится с утешением, – подмигнул он коллеге и направился к двери. – Кстати, следующей будем репетировать сцену вашего совместного танца. Возможно, таким образом Венто сможет направить тебя.
Стелла бросила в спину Джорджо испуганный взгляд: она действительно испугалась оставаться с Венто наедине! А он меж тем взял стул и поставил перед ней. Чувствуя дрожь в коленях, Стелла, словно подкошенная, в изнеможении опустилась на него. Венто взял второй стул и сел напротив, повернув спинкой вперед и положив на нее локти.
– Почему эти слезы? – спросил он.
– У меня ничего не получается, и вы все осуждаете меня, – с отчаянием произнесла Стелла, и подбородок ее вновь задрожал, глаза наполнились слезами, а губы искривились.
– Никто тебя не осуждает, – спокойно возразил Венто.
– Как раз ты в первую очередь! Ты постоянно словно пытаешься доказать мне мой непрофессионализм.
– Я никогда не пытаюсь доказать то, чего не знаю, – снисходительно ответил Венто. – Я просто хочу понять, в чем твоя проблема, и как тебе можно помочь? Если, например, ты ни разу не выступала на сцене, – пытливо глядя на Стеллу, произнес Венто, а она внутренне вся сжалась в комочек, – это один разговор, и в этом случае работа с тобой предстоит серьезная. А если ты просто не можешь вжиться в шкуру конкретного персонажа, то все упрощается. Да, такое случается. Например, когда актер всю жизнь играет положительных героев, ему непросто сыграть отъявленного злодея. Или если актер всегда играет современную молодежь, ему сложно перевоплотиться в античного воина, допустим. Вот я и хочу понять: в моих руках глыба прекрасного мрамора или не совсем отшлифованная статуя.
Стелла с изумлением посмотрела на Венто. «Какой поэтичный! – мелькнуло в ее голове. – Только как выдать глыбу, пусть и прекрасного мрамора, за неотшлифованную статую?»
– Я всегда играла современные роли, – опустив взгляд, тихо проговорила Стелла. Она даже предположить не могла, что врать в глаза – это так сложно.
Венто вздохнул, и губы его сложились в недоверчивую линию.
– Тогда сходим на веронскую Арену, – коротко изрек он.
– На Арену?! Зачем?
– Может, когда ты прикоснешься к старинным камням Колизея, на тебя снизойдет античный дух.
Стелла рассмеялась, впрочем, достаточно нервно, и это не укрылось от внимательного взгляда Венто.
– Если ты так думаешь, хорошо, я постараюсь сходить туда в ближайшие дни.
– Несерьезное отношение к совету, cara, – улыбнулся он, но глаза вдруг стали суровыми, как у строгого профессора. – Если ты хочешь достойно сыграть эту роль, то внемли тому, что я тебе говорю. Мы пойдем на Арену. Не на пять минут, а с чувством, толком и расстановкой – так, чтобы ты перенеслась в древнюю Верону.
– Но мой персонаж вовсе не из древней Вероны! – запротестовала Стелла. – Тут скорее надо идти к дому Джульетты.
– И к нему мы тоже пойдем. И еще в парочку мест.
– Но… я не хочу тебя отвлекать, я могу и сама сходить… – нерешительно проговорила Стелла.
– Ты меня боишься? – Веселые искорки заплясали в глазах Венто.
– Нет! – вспыхнула Стелла. – Я уже сказала, что не хочу тебя напрягать.
– Мы играем вместе – вместе и будем вживаться в роль. И потом, ты ведь из Пьемонта?
Стелла вздрогнула и потрясенно уставилась на своего партнера.
– Откуда ты знаешь? – В ее глазах промелькнул неподдельный испуг.
– У меня в Асти есть друг. В его произношении слышатся те же звуки, что и в твоем, – с улыбкой пояснил Венто.
– Я как раз из Асти родом! – сорвалось с губ Стеллы, но она тут же прикусила язык. «Пока о тебе знают только, что ты просто актриса, выступающая под псевдонимом Стелла, тебе ничто не грозит», – вспомнила она слова Грациеллы.
– Неужели? – Венто приподнял бровь. «Может, она разоткровенничается и назовет свое настоящее имя? – с надеждой подумал он. – И можно будет вывести ее на чистую воду…» – Значит, ты в Асти выступаешь?
– Нет, я давно уехала оттуда, – сухо ответил Стелла.
Венто вздохнул. «Похоже, откровенности не будет…» – кисло подумал он.
– Так когда мы отправимся на Арену? – спросил он несколько мрачно.
– Не знаю… Мне нужно подумать…
– Нет времени думать, – спокойно сказал он, но в голосе зазвучали стальные нотки. – Пару-тройку часов надо найти в ближайшее время.
Проблема заключалась в том, что Стелле нужно найти в два раза больше времени, ибо два часа уйдут лишь на дорогу. Как бы она хотела признаться в этом! Но если она скажет, что ей час только ехать до дома, то Венто перелопатит все театры в радиусе часа езды от Вероны и найдет Стеллу ди Нольфо в неприметном театрике Роверето!
– В воскресенье! Перед репетицией! – выпалила Стелла.
– В воскресенье? – задумчиво переспросил Венто.
– Ты занят?
– Видишь ли, я в выходные стараюсь вырваться из города и отдохнуть от его суеты. Если у меня нет спектакля, то чаще всего я куда-нибудь уезжаю на все выходные. А в этот выходной у меня спектакля нет.
– Понимаю… А у меня в пятницу и субботу как раз есть спектакли, и я предпочитаю не планировать ничего на эти дни.
– Другие будние дни? В частности, среда? – предложил Венто.
– У меня… репетиции. – Стелла на миг опустила глаза. Потом смело посмотрела на него: – И я никогда не знаю, в котором именно часу их назначат и на сколько они затянутся. Нас вызывают всегда по-разному, – торопливо сочиняла она. – У вас разве не так?
– Зависит… У меня репетиции по будням ежедневно в первой половине дня, а вечерами спектакли… Кроме среды, пожалуй… – внимательно ее разглядывая, ответил Венто. Он отлично видел, что Стелла лжет, но, разумеется, не мог догадаться о причине. «Знать бы, почему она так изворачивается? Нет у нее никаких репетиций? Или она хочет увильнуть от прогулки именно со мной?» – Хорошо, в воскресенье после обеда, до репетиции, – внезапно согласился Венто.
Стелла вскинула глаза на своего партнера.
– Ты так хочешь выиграть, что даже готов пожертвовать выходным днем за городом? – Неприкрытая язвительность зазвучала в ее интонации.
– Да, ради высокой цели я готов многим пожертвовать, – ответил он саркастично. Не говорить же ей, в самом деле, что ради прогулки с любой другой он не прогнулся бы. Тем более он и самому себе в этом не признавался, а считал, что его жертвенность обусловлена только высокой целью: – Я нацелен на победу в конкурсе.
– Так хочешь уехать в Испанию? – усилилась язвительность в голосе Стеллы.
– О, ты не представляешь, как! – Сарказм в его голосе тоже стал куда заметнее.
– Чем тебе так не нравится Италия?
– Кризисом, – коротко ответил он. Так он отвечал всем, чтобы не вызывать подозрений и лишних вопросов.
****
Всю дорогу до дома Стелла размышляла над прошедшей репетицией, словами Венто и его предложением. Ощущения и чувства, одно острее другого, спорили между собой. Стыд и дискомфорт, осознание своей непрофессиональности, вся эта ложь, которую она разыгрывала перед Венто и Джорджо, подавляюще действовали на нее и побуждали бросить эту затею, но искреннее желание помочь, которое выразил балетмейстер, и неожиданная нежная поддержка Венто заставляли трепетать от неописуемо приятной внутренней дрожи. Серьезные отношения с Джаном, их любовь и совместная жизнь, несмотря на то, что последние два вечера они почти не разговаривали друг с другом, – все это во весь голос взывало к совести, чувству ответственности, верности и любви, убеждая отклонить настойчивое предложение Венто отправиться на прогулку по старинной Вероне. Но неимоверное магнетическое притяжение, которое излучал партнер по спектаклю, разжигал в Стелле непреодолимое желание это предложение принять. Впрочем, к последнему она категорически не хотела прислушиваться и потакать ему.
Стелла совершенно не понимала, что на нее накатило, почему она непрестанно возвращается мыслями к этому мужчине. Она сердилась и пыталась убедить себя, что если она не в состоянии выкинуть его из головы, то тем более стоит отказаться. «Но как отказаться?! – говорила себе Стелла вполголоса, взглянув в зеркало заднего вида в свои глаза, когда припарковала машину у дома. – Ведь он хочет помочь мне войти в роль! Если отказаться от его помощи, как я справлюсь?! Да и станет ли он работать дальше с такой строптивой упрямицей?» – кисло размышляла она.
Войдя в квартиру, она бросила мимолетное приветствие Джану и, как это происходило в предыдущие два дня, прошествовала в спальню. Переодевшись в домашнюю одежду, она молча вернулась в кухню и принялась готовить салат.
– Ты будешь ужинать? – спросила она сухо у Джана.
Он вдруг поднялся и направился к ней, вместо того, чтобы мрачно ответить, что уже поужинал.
– Стелла, – обнял он ее сзади за плечи, – мне совсем не нравится то, что происходит между нами в последние дни. Мы живем словно чужие…
– Джан, мне тоже не нравится то, что происходит! – воскликнула она, вырываясь из объятий любимого. – Мы почти никогда с тобой не ссорились. Ты даже всегда очень терпеливо относился к моему нытью по поводу твоих командировок в выходные. А тут встал в позу по причине, которая, по моему разумению, вообще не должна тебя хоть как-то волновать! Какая тебе печаль до того, что я нашла себе занятие на выходной, когда ты не бываешь дома?
– Не только на выходной, но и сегодня, смотри, как поздно ты вернулась! Девять вечера! И потом, мне не нравится это занятие!
– Почему?!
– Настоящие актеры… Это не обычные люди. В театральном коллективе существуют вечные грязные интрижки! Я совсем не хочу, чтобы ты пошла по рукам…
– Ты в своем уме?! Как тебе вообще приходит в голову говорить мне подобные вещи?! – возмутилась Стелла. – Мы с тобой четыре года вместе, я всегда оставалась верной тебе! И ты полагаешь, что за три месяца я испорчусь и пересплю со всей театральной труппой?! Спасибо за доверие, – ехидно бросила она и продолжила судорожными движениями готовить салат.
Джан вздохнул и снова обнял свою возлюбленную.
– Стелла, прости… Может, я и правда зря так погорячился. Я просто очень боюсь, что какой-нибудь красавчик отнимет у меня такую чудесную девушку. Ты мне очень нужна, – проникновенно сказал Джан, разворачивая Стеллу к себе лицом и заглядывая ей в глаза. – Если ты обещаешь мне, что ничего подобного не произойдет…
– Конечно, я обещаю, Джан! – Она нервно всплеснула руками.
– И ты не бросишь своих девчонок?
– Разумеется, нет!
– А если ваш спектакль займет призовое место, что ты решишь насчет Испании?
– Джан, давай решать вопросы по мере поступления. Я не сильно верю в то, что этот спектакль займет призовое место… – Она опустила глаза.
– Почему? – искренне удивился он.
«Не рассказывать же про всю эту аферу… Вот и ему лгать приходится…» – с досадой подумала Стелла, а вслух произнесла:
– Не такая там гениальная идея.
– Зачем же ты участвуешь?
– Джан, мне интересно попробовать себя в чем-то новом. К тому же, во мне еще жива жажда соревнования! – Стелла снова начала сердиться.
Не желая с ней спорить, Джан промолчал. Вместо слов он притянул Стеллу к себе и с нежностью прикоснулся к ее губам. Потом отстранился и снова заглянул ей в глаза.
– Когда же у тебя репетиции?
– В среду и в воскресенье.
– Вечерами? – уточнил Джан.
– После обеда, – настороженно ответила Стелла, боясь вновь увидеть недовольство любимого мужчины.
Но он снова поцеловал ее, будто, наконец, принял этот факт и смирился.
«Пожалуй, от прогулки с Венто все же стоит отказаться… – подумала она. – Ведь я люблю Джана, и гулять с другим мужчиной нехорошо с моей стороны…» Последний довод вызвал странное неприятие: сердце отчего-то протестовало и не хотело отказываться от перспективы прогулки по старому городу с Венто. И первый раз за четыре года, целуясь с Джаном, она думала совсем о другом мужчине.