– А почему этот Фомин говорил, что вы погорельцы, – спросил Елисей, когда они с Алисой проходили мимо двухэтажного обшарпанного здания, в котором располагалась администрации посёлка.
– Это правда! – ответила Алиса. – У нас в начале июня дом сгорел в Чудове. Ой, у тебя теперь и на второй щеке царапина!
– А большой был? – Елисей словно пропустил мимо ушей информацию о своём «ранении».
– Дом? Да, очень большой, – восторженно произнесла девочка, – Два этажа и двор огромный.
– Что и скотина погибла?
– Нет. Поросёнка Стёпку и телёнка Зорро папа успел вывести. И куры тоже все спаслись.
– Зорро? – широко улыбнулся Елисей. Царапины на его щеках симметрично изогнулись.
– Да, это я его так назвала, – радостно ответила Алиса. – У него вокруг глаз чёрное пятно было – точь-в-точь как маска у Зорро.
– И что, вы потушить не успели? – снова посерьёзнел мальчик, вспомнив, что у него самого колодец находится возле самого дома. И ещё две большие бочки, в которые по водостокам стекает с крыши дождевая вода, почти всегда полные. Любое возгорание можно залить.
– У нас дом поздно вечером загорелся, – вздохнула Алиса. – Мы с мамой уже спать легли, а папа ещё какие-то документы по работе смотрел. А тут сосед дядя Коля забегает и кричит: «Да вы же горите!» Мы с мамой в одних пижамах выскочили, смотрим, а задняя стенка дома уже вся полыхает. Я хоть босиком на земле стояла, а всё равно жарко было, как в бане. Вот как горело. И двор уже занялся. Папа с дядей Колей на себя по ведру воды вылили и во двор – животных спасать. А когда выбежали на них вся одежда дымилась. А потом папа успел в дом заскочить, документы схватил и мамину шубу. Хотел ещё раз бежать, да тут ветер как дунет, и пламя весь дом охватило.
– А деньги успели вытащить? – спросил Елисей, ошарашенный рассказом одноклассницы.
– Да у нас денег особо и не было. Мы только-только до этого путёвки в Крым купили.
– И что?
– Ну, что? Путёвки сгорели, – у Алисы из глаза выкатилась слеза. Она отёрла её рукавом и, попытавшись изобразить улыбку, добавила: – Может быть, по мороженому?
– У меня денег нет, – тяжело вздохнул Елисей.
– А я тебя угощу. Должна ведь я тебя отблагодарить. Ты ведь заступился за меня.
И, не слушая возражений, девочка открыла портфель, который, как настоящий рыцарь, нёс Елисей. Вытащив оттуда маленький кошелёк, она забежала в магазин. А через минуту вышла с двумя яркими упаковками.
– Ты фисташковое любишь? – спросила она, протягивая одну из упаковок товарищу.
– Я всякое мороженое люблю, – улыбнулся Елисей. – Спасибо. Не стоило.
– Стоило, стоило, – ответила Алиса и, кивнув на свободную скамейку в тени клёнов, предложила:
– Присядем?
Мороженое ели не спеша, смакуя каждый кусочек. И хотя тема беседы была не из весёлых (продолжали говорить о пожаре), содержимое вафельных стаканчиков немного подслащало горькие воспоминания. Алиса так разоткровенничалась со своим новым другом, что поведала ему и о том, что родители вынуждены были распродать за бесценок остатки своего имущества (скотину, баню, мамину шубу). И о том, как они всё лето кочевали по знакомым и родственникам. И даже призналась, понизив голос, что папу уволили из колхоза, где он работал главным инженером, за то, что в доме сгорели все рабочие документы и колхозный уазик. Отцу даже пришлось брать деньги в банке, чтобы рассчитаться за машину.
– А возвращать в банк придётся гораздо больше! – закончила свой длинный монолог Алиса.
– Как это больше? – возмутился Елисей. – Это ведь несправедливо!
– Папа говорит, банки так и зарабатывают, – заявила Алиса, – дают в долг сколько-то денег, а отдавать надо эту сумму, да ещё и проценты.
– А папа твой новую работу нашёл?
– Да. Он уехал работать вахтовым методом в Якутию, – ответила девочка и, заметив непонимание во взгляде Елисея, пояснила: – Вахтовый метод, это когда надолго уезжают и живут там, где работают. Но зато там платят много. Папа на полгода уехал. Он за это время заработает столько, что хватит с банком рассчитаться и начать новый дом строить. А потом найдёт работу здесь.
– А сейчас вы где живёте? – Елисей доел мороженое и бросил бумажку в урну.
– Староста из Чудова узнал, что у вас в посёлке есть свободный дом и договорился с вашим главой, что мы в нём временно поживём, – Алиса никак не могла разделаться со своим мороженым. Оно подтаяло и начало капать девочке на ботинки.
– Давай помогу! – предложил мальчик, и когда Алиса протянула ему остаток мороженого, сунул его целиком в рот.
– А у тебя с бабушкой что случилось? – спросила девочка. – Заболела?
Елисей в ответ промычал что-то неразборчивое.
– Что-что? – переспросила Алиса.
– Ногу сломала, – ответил Елисей, наконец прожевав мороженое. – В июне шла из библиотеки, она у меня там работает, запнулась, упала и правую ногу сломала. А левую ушибла сильно.
Теперь наступила очередь откровений Елисея. Он рассказал подруге, что живёт без отца, только с мамой и бабушкой. Мама у него работает на ферме. А когда бабушка травмировалась, мама взялась ещё и мыть полы в администрации. Потому что одной её зарплаты и пенсии бабушки не хватило бы, чтобы прокормить всех, да ещё и собрать Елисея в школу. А сам Елисей вынужден был всё лето ухаживать за больной бабушкой.
– Вот поэтому я и не захотел рассказывать, как провёл лето, – закончил мальчик.
– Да-а уж, – протянула Алиса. – У нас с тобой прошедшее лето было не из лучших.
Елисей кивнул. Подошли к заросшему камышами пруду. Разместились на деревянных мостках и стали умывать липкие от сладкого щеки и подбородки.
– Осторожно, Кикимора! – закричал Елисей, когда Алиса обтирала заляпанные мороженым ботиночки. Алиса взвизгнула и отскочила с мостка.
– Дурачок! Напугал! – сказала она, нисколько, впрочем, не обидевшись.
– Ты что же в сказки веришь? – хохотал Елисей.
– Это я от неожиданности, – оправдывалась Алиса. – Ой, а кто это у тебя за спиной?!
Мальчик резко развернулся, и теперь уже Алиса залилась звонким смехом. Так, смеясь и пугая друг друга, дошли до дома Елисея.
– Зайдём в гости? – предложил Елисей. – С бабушкой познакомлю.
– Неудобно, – ответила девочка. – Косы расплелись, когда с этими дураками дрались и сарафан грязный. Что твоя бабушка обо мне подумает?
– А что подумает? Ничего и не подумает, – сказал мальчик и выудил откуда-то из глубин памяти пословицу, – по одёжке встречают, а по уму провожают.
– В другой раз. Дел дома много, – заявила Алиса и тоже решила блеснуть знаниями пословиц, – как говорится, делу – время, а потехе – час.