Ярополк убивает брата


В лета 6481–6485 (973–977)


В 975 году Олег, средний брат, вроде бы не поделив со старшеньким охотничьи угодья, якобы случайно убивает некоего Лота Свенделича, егеря Ярополка, который отвечал за загон зверья под стрелы своего шефа. Эта трагедия стала поводом к ссоре меж братьями и последующему братоубийству в 977 году:

«И побегошу Олгу с вои своими… и спехнуша и Олга с мосту в ров, и падаху на него людие мнози, и удавиша его и кони и человеци».

Компьютерная графика этой сцены в фильме «Викинг» особо впечатляет. И вроде бы Ярополк даже погоревал о кончине Олега – что, однако, странно для человека, изначально идущего войной на брата, и одолевшего Олега в яростной битве не на жизнь, а на смерть: «бысть сеча зла, и одоле Ярополк Олга». Если и были слёзы на глазах Ярополка, то только крокодиловы!

Но главное! Произошёл бы с Олегом действительно несчастный случай, Владимир бы – третий из сыновей Святослава – со страху не убежал бы из Новгорода за заморской подмогой как ошпаренный!

Вопросы к учителю

Не буду особо настаивать на своей версии локализации Деревов – столицы территории княжения Олега – примерно за 1 600 км от Киева (Деревская пятина Новгорода), но даже по самой отчаянно несподобной версии локализации города Олег квартировался не менее чем в сотне километров от Киева! Лесов и, соответственно, охотничьих угодий там было явно не меньше, чем у берегов Днепра! Но Олегу «почему-то» приспичило ехать на охоту за тридевять земель, – да хоть бы и за полтораста вёрст (неделя пути)! – в леса, являвшиеся собственностью Ярополка. Не странно ли? Или это была провокация?

По крайней мере, следуя логике сюжета, Олег целенаправленно, де-факто из мести ухайдакал Лота Свенделича, т. е. сына воеводы Свенделя/Свентельда, который предал его отца, позорно бежав с поля боя. Тогда о какой случайности гибели егеря говорит летописец? Похоже, что монах-летописец просто забыл, что писал двумя страницами ранее.

А если повод к братоубийственной войне не был случайным, и это была со стороны Олега месть старшему брату, пригревшему Свентельда, прямого виновника смерти своего отца, то лучшей мести как убить сына этого воеводы с чудесным библейским именем Лот было трудно придумать. Что лишний раз доказывает не только наличие значительной доли евреев в составе населения Древнего Киева, но и знакомство его населенцев с библейскими историями… лет эдак за пятьсот до первого издания в России рукописной Библии.

И кстати: почему в фильме «Викинг» еврей Свентельд становится вечным советником князя Владимира, чуть ли не его «тенью», притом что на страницах летописи его имя упоминается лишь в одном эпизоде? Уж не потому ли, что по заказу РПЦ этот киношно-фейковый персонаж должен был явить собою гражданам современной России наглядный образ как изживающего себя «мерзкого» язычества, так и обосновать статус иудаизма как платформы христианства?

Загрузка...