Воззвание Иоанна Павла II к молодежи на Ясной Гуре 18 июня 1983 г. // Интегрированная база папских текстов ZiBaTePa. URL: https://bit.ly/34ZOprO (дата обращения: 17.09.2016).
Бухарин Н. И. Российское и польское общество друг о друге // Россия и современный мир. 2008. № 1. С. 93.
Актер – Алексей Гуськов. Фильм – «Non avere paura. Un’ amicizia con Papa Wojtyla» («Он святой, он человек»). Режиссер – Андреа Порпорати.
Перевод Е. Лысенко и Е. Рифтиной.
Перевод мой. – В. Волобуев.
Weigel G. Kres i początek. Papież Jan Paweł II – zwycięstwo wolności, ostatnie lata, dziedzictwo. Kraków, 2012. S. 295.
Lecomte B. Pasterz. Kraków, 2006. S. 17.
Naborzeństwo szkaplerzne Jana Pawła II // URL: http://www.janpawel2.siedlce.pl/szkaplerz/4/ (Сайт келецкого прихода св. Иоанна Павла II. Дата обращения: 03.01.2016).
Zawada M. Jan Paweł II – papież «karmelitański» // URL: http://www.communiocrucis.pl/index.php/warto-poczyta/256-jan-p-ii-karmel (Сайт Центра духовной культуры им. св. Э. Штайн в Кракове. Дата обращения: 03.01.2016).
Jan Paweł II. Dar i tajemnica. Kraków, 1996. S. 22; Weigel G. Świadek nadziei. Biografia papieża Jana Pawła II. Kraków, 2000. S. 46–47.
Szczypka J. Jan Pawel II. Rodowód. Warszawa, 1991. S. 14–15; Moskwa J. Droga Karola Wojtyły. T. 1. Na tron Apostołów. Warszawa, 2010. S. 14.
Weigel G. Świadek… S. 46–47.
Drost J. Olga, siostra Jana Pawła II, żyła i zmarła w Białej (nowe fakty) // Dziennik Zachodni. 07.12.2012. (Сайт газеты. URL: http://www.dziennikzachodni.pl/artykul/714401,olga-siostra-jana-pawla-ii-urodzila-sie-i-zmarla-w-bialej-nowe-fakty,id,t.html. Дата обращения: 30.12.2019.)
Szczypka J. Op. cit. S. 16.
Chwała J. Kardynał Karol Wojtyła – papież Jan Paweł II w Kalwarii // URL: http://kalwaria.eu/strona/kard-karol-wojtyla-papiez-jan-pawel-ii-w-kalwarii (Сайт санктуария в Кальварии Зебжидовской. Дата обращения: 30.12.2019).
Перевод Е. С. Твердисловой.
Mój kolega Papież // URL: http://www.e-teatr.pl/pl/artykuly/24033,druk.html (интервью с актрисой Д. Михаловской. Сайт Театрального института им. З. Рашевского. Дата обращения: 30.12.2019); Weigel G. Świadek… S. 45; Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 44; Kalendarium życia Karola Wojtyły. Oprac. A. Boniecki. Kraków, 1983. S. 63. См. также документальный фильм «Lolek. Dzieciństwo i młodosć Karola Wojtyły» // URL: https://www.youtube.com/watch?v=S-W9gv-Mcko&t=1317s (дата обращения: 15.06.2017).
Иоанн Павел II сам признался в этом, давая интервью французскому журналисту А. Фроссару: Jan Paweł II. Nie łękajcie się! Andre Frossard. Rozmowy z Janem Pawłem II. Warszawa, 2007. S. 12.
Stolarczyk S. Jan Paweł II. Papież, jakiego nie znamy. Warszawa, 2005. S. 13, 145; Mokrzycki M., Grysiak B. Najbardziej lubił wtorki. Opowieść o życiu codziennym Jana Pawła II. Kraków, 2008. S. 40–41.
Weigel G. Świadek… S. 49; Szczypka J. Op. cit. S. 17–18. См. также фильм «Brat papieża» // URL: https://www.youtube.com/watch?v=0tdVMwL-5A4&t=896s (дата обращения: 15.06.2017).
Документальный фильм «Brat papieża». 14:35.
Żak A. Cz. Porucznik Karol Wojtyła – ojciec Jana Pawła II w świetle wojskowych zródeł archiwalnych // URL: http://caw.wp.mil.pl/pl/223.html (Сайт Центрального военного архива им. Б. Валигуры. Дата обращения: 15.06.2017).
Szczypka J. Op. cit. S. 21.
Документальный фильм «Lolek. Dzieciństwo i młodosć Karola Wojtyły». 16:54.
Lecomte B. Op. cit. S. 140.
Элегии, II, 1 (перевод Ф. Петровского).
Szczypka J. Op. cit. S. 22.
Документальный фильм «Lolek. Dzieciństwo i młodosć Karola Wojtyły».
Kalendarium… S. 64.
Weigel G. Świadek… S. 82.
Kalendarium… S. 50–55; Szczypka J. Op. cit. S. 56–59; Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 40–42.
Lecomte B. Op. cit. S. 14.
Kalendarium… S. 30.
Bernstein K., Politi M. Jego Świątobliwość Jan Paweł II. Nieznana historia naszych czasów. Warszawa, 1997. S. 28.
Szczypka J. Op. cit. S. 7–8. См. также документальный фильм «Lolek. Dzieciństwo i młodosć Karola Wojtyły». 4:35.
Jan Paweł II. Nie łękajcie się… S. 28.
Markus J. Social and political history of the Jews in Poland. 1919–1939. Berlin, 1983. P. 16; Eisler J. Polski rok 1968. Warszawa, 2006. S. 91.
Markus J. Op. cit. S. 67, 31.
Михутина И. В. Польско-советская война 1919–1920 гг. М., 1994. С. 191.
Kozłowski M. Naród wybrany – Cracovia Pany. Z wielokulturowej historii polskiego sportu. Warszawa; Kraków, 2015. S. 64.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 9–10. См. также: Nowa synagoga w Wadowicach // http://www.sztetl.org.pl/pl/article/wadowice/11,synagogi-domy-modlitwy-i-inne/363,synagoga-w-wadowicach-ul-gimnazjalna-/ (Сайт истории польских евреев «Виртуальный Штетль». Дата обращения: 05.02.2016).
Lecomte B. Op. cit. S. 34.
Pałka D. Kościół katolicki wobec żydów w Polsce międzywojennej. Kraków, 2006. S. 137, 183–184, 180, 141.
Weigel G. Świadek… S. 57; Lecomte B. Op. cit. S. 50; статья о Х. Баламуте на сайте вадовицкого центра культуры им. М. Вадовиты // URL: http://wck.wadowice.pl/wck-muzeum/dziedzictwo-wadowic/znani-wadowiczanie/chiel-balamuth (дата обращения: 23.10.2017).
Gil Cz. Kiedy Karol Wojtyła przyjał szkaplerz karmelitański? // URL: https://bit.ly/3auSaGI (дата обращения: 16.06.2017); Jan Paweł II. Dar i tajemnica. Kraków, 1996. S. 29.
С папой я была знакома 72 года // Новая Польша. 10.02.2011 (Интервью с Х. Квятковской-Круликевич на сайте журнала «Новая Польша» – URL: https://bit.ly/2VTJKDA; дата обращения: 15.03.2016).
Weigel G. Świadek… S. 257.
Lecomte B. Op. cit. S. 165; документальный фильм «Lolek. Dzieciństwo i młodosć Karola Wojtyły» – 21:47; Интервью с Д. Михаловской на сайте Театрального института им. З. Рашевского: Mój kolega papież // URL: http://www.e-teatr.pl/pl/artykuly/24033,druk.html (дата обращения: 04.03.2016).
Moskwa J. Op. cit. S. 17–18.
Szczypka J. Op. cit. S. 29.
Jan Paweł II. Nie łękajcie się!.. S. 12.
Szczypka J. Op. cit. S. 22–24.
Wojciechowska A. Antemurale christianitatis – Przedmurze chrześcijaństwa // Сайт Музея короля Яна III в Вилянове. https://www.wilanow-palac.pl/antemurale_christianitatis_przedmurze_chrzescijanstwa.html (дата обращения: 09.10.2019); Tazbir J. Czy Polska była przedmórzem chsześcijaństwa? // Портал научных работ по истории Польши. twojahistoria.pl https://twojahistoria.pl/2017/11/16/czy-polska-byla-przedmurzem-chrzescijanstwa/#3 (дата обращения: 09.10.2019).
Следует оговориться, что к моменту создания Речи Посполитой (1569) сарматами стали почитать только дворян, а низшие сословия относили к потомкам якобы завоеванного неславянского населения (см.: Лескинен М. В. Мифы и образы сарматизма. Истоки национальной идеологии Речи Посполитой. М., 2002. С. 50–54). Однако во второй половине XVIII века под натиском идей Просвещения сарматизм «вернулся к истокам» и вновь был усвоен образованными слоями городского общества, как это было до его превращения в дворянскую идеологию. Поэтому в культурном плане он благополучно пережил разделы государства и продолжал существовать в XIX веке.
Милош Ч. Родная Европа. М., 2011. С. 121.
Перевод мой. – В. Волобуев.
Мицкевич А. Дзяды (ч. III, сцена V). Перевод В. Левика.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 23–24.
Ibid. S. 26–27; Szczypka J. Op. cit. S. 35–36.
Перевод А. Б. Махова.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 30.
Szczypka J. Op. cit. S. 42–43.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 35–36. Впрочем, русским он так и не овладеет на хорошем уровне. По свидетельству советского посла в Италии Н. М. Лунькова, не раз встречавшегося с Иоанном Павлом II, «понимать его русско-польский язык было не так просто» (Луньков Н. М. Русский дипломат в Европе. 30 лет в 10 европейских столицах. М., 1999. С. 336).
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 39–40.
Szczypka J. Op. cit. S. 62.
Szczypka J. Op. cit. S. 63–64.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 44.
Weigel G. Świadek… S. 86–87; Szczypka J. Op. cit. S. 65–69.
В польском варианте – Teatr Rapsodyczny.
Szczypka J. Op. cit. S. 70–71; Weigel G. Świadek… S. 87–88.
«С папой я была знакома 72 года» // Новая Польша. 10.02.2011. URL: https://bit.ly/2Y3pWjV (дата обращения: 03.04.2016).
Арнольд Винкельрид – легендарный борец за независимость Швейцарии от Австрии, пожертвовавший собой ради победы в бою.
Szulc T. Jan Paweł II. Warszawa, 1996. S. 34–35.
Szczypka J. Op. cit. S. 72–74.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 61.
Szczypka J. Op. cit. S. 81; Mój kolega papież // URL: http://www.e-teatr.pl/pl/artykuly/24033,druk.html (дата обращения: 30.12.2019).
Okupowany Kraków (rozmowa) // URL: http://www.kedyw.info/wiki/Andrzej_Chwalba,_Okupowany_Krak%C3%B3w_(rozmowa) (Сайт истории краковского подполья времен Второй мировой войны и первых послевоенных лет (дата обращения: 16.04.2016)).
Kalendarium… S. 38.
Lecomte B. Op. cit. S. 51–52.
Kalendarium… S. 38.
Ibid. S. 46.
Szczypka J. Op. cit. S. 48–49.
Kalendarium… S. 61–62.
Szczypka J. Op. cit. S. 51.
Kalendarium… S. 69–70. Войтыла не упоминает об этом. Напротив, в своих воспоминаниях утверждает, что отношение к нему рабочих было самое положительное (см.: Jan Paweł II. Dar i tajemnica… S. 23–24).
Szczypka J. Op. cit. S. 54, 79–80.
Цит. по: Weigel G. Świadek… S. 77.
Kalendarium… S. 87.
Статья о Х. Баламуте на сайте вадовицкого центра культуры им. М. Вадовиты // URL: http://wck.wadowice.pl/wck-muzeum/dziedzictwo-wadowic/znani-wadowiczanie/chiel-balamuth (дата обращения: 21.06.2018).
Kalendarium… S. 55.
Szczypka J. Op. cit. S. 50.
Kalendarium… Op. cit. S. 55.
Szczypka J. Op. cit. S. 56–57.
Цит. по: Ibid. S. 77.
Цит. по: Weigel G. Świadek… S. 76.
Szczypka J. Op. cit. S. 73.
Lecomte B. Op. cit. S. 85. Это породило мнение, будто Войтыла чуть ли не сотрудничал с гитлеровцами. Опровергая «черную легенду», ватиканский госсекретарь А. Казароли в одной из бесед с советским послом Н. М. Луньковым в свою очередь героизировал молодость понтифика: «Войтыла… основал подпольный театр, участвовал в Движении Сопротивления, по заданию антифашистского подполья вызволял из гетто еврейские семьи. У нацистов он числился в черных списках». Тут следует учесть, что Луньков передавал эти слова спустя двадцать лет после этого разговора, а потому к его утверждениям следует относиться с осторожностью (Луньков Н. М. Указ. соч. С. 330–331).
Bernstein K., Politi M. Op. cit. S. 54.
Флори Ж. Идеология меча. СПб., 1999. С. 12–13.
Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Autobiografia. Kraków, 2014. S. 51.
Weigel G. Świadek… S. 97.
«С папой я была знакома 72 года…» // URL: https://bit.ly/2xGFJdV (дата обращения: 21.06.2018).
Jan Paweł II. Nie łękajcie się… S. 15.
Сикари А. Портреты святых: В 6 т. Т. II. Киев, 2012. С. 55.
Цит. по: Kołodziejska A. Karol Wojtyła – dramaturg. Twórczosć dramatyczna oraz związki Karola Wojtyły z Teatrem Rapsodycznym. Warszawa, 2014/2015. S. 70.
Weigel G. Świadek… S. 100.
Эту легенду разоблачает А. Хвальба. См.: Okupowany Kraków (rozmowa) // URL: https://bit.ly/3bACl2E (дата обращения: 13.05.2016).
Weigel G. Świadek… S. 100.
Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 37.
Szulc T. Op. cit. S. 121.
Weigel G. Świadek… S. 95, 97.
Szczypka J. Op. cit. S. 98–100.
Винарова Л. Во тьме этой ночи… // URL: http://carmil.ru/stat.html (Сайт, посвященный Терезе Авильской и Иоанну Креста. Дата обращения: 15.05.2016); Винарова Л. Алмаз святой Тересы // Там же; Багно В. Е., Седано Сьерра М. Х. Вяч. Иванов и Сан Хуан де ла Крус // Там же.
Багно В. Е., Седано Сьерра М. Х. Указ. соч.
Перевод Л. Винаровой.
Иванов В. И. Todo Nada.
Багно В. Е., Седано Сьерра М. Х. Указ. соч.; Берд Р. Вячеслав Иванов за рубежом // Русское зарубежье. 2011. С. 199. https://cyberleninka.ru/article/n/vyacheslav-ivanov-za-rubezhom/viewer (дата обращения: 09.03.2020).
Перевод Е. Твердисловой.
Szczypka J. Op. cit. S. 108–109.
Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 47.
Kołodziejska A. Op. cit. S. 97.
Ibid. S. 87–90.
Wojtyła K. Poezje i dramaty. Kraków, 1998. S. 202–203.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 72–73; Szczypka J. Op. cit. S. 104; Седов Н. Тиара для узника каменоломни // Труд. 11.05.2001. URL: http://www.trud.ru/article/11–05–2001/23840_tiara_dlja_uznika_kamenolomni.html (дата обращения: 30.12.2019); Житель Армавира спас во время войны жизнь будущему Папе Римскому // Юга. 08.04.2005. URL: https://www.yuga.ru/news/49067/ (дата обращения: 24.05.2016).
Moskwa J. Droga Karola Wojtyły. T. IV. Do Domu Ojca. Ostatnia dekada. Warszawa, 2011. S. 243.
Chwalba A. Okupowany Kraków (rozmowa) // URL: https://bit.ly/2Vzv6mh (дата обращения: 30.12.2019); Олексяк В. Как Кракову удалось уцелеть во Вторую мировую войну // URL: https://culture.pl/ru/article/kak-krakovu-udalos-ucelet-vo-vtoruyu-mirovuyu-voynu (дата обращения: 09.03.2020). Прототипом «майора Вихря», якобы спасшего Краков от уничтожения, был советский разведчик Е. С. Березняк. Не умаляя его заслуг, все же следует сказать, что нет никаких данных, будто он как-то причастен к сохранению средневековой застройки Кракова (Waluś M., Grzesiczak Ł. Rosja podmienia zbawcę Krakowa, co nigdy nie istniał // URL: https://bit.ly/3cJGcum (дата обращения: 09.03.2020). Нет доказательств и у появившейся не так давно версии, будто немцы наряду с разрушением исторического центра планировали затопить Краков, взорвав плотину в Рожнуве (Старейший советский разведчик рассказал о сорванном плане Гитлера // URL: https://lenta.ru/news/2020/02/10/majorvihr/ (дата обращения: 09.03.2020). Во-первых, Рожнув находится более чем в 90 километрах от Кракова, а река Дунаец, на которой он стоит, впадает в Вислу значительно ниже по течению и вряд ли смогла бы причинить существенный вред древнему польскому городу. Во-вторых, в советский период, когда история со спасением Кракова преподносилась как единственно верная, ни слова не говорилось о плотине в Рожнуве. Наконец, советский разведчик А. С. Ботян, пустивший эту версию в оборот, не объясняет, почему взрывчатка, предназначавшаяся якобы для разрушения исторического центра Кракова, находилась более чем в 100 километрах от него, в Новом Сонче, причем была уничтожена Ботяном уже в то время, когда советские войска занимали Краков (Czy agent NKWD ocalił Kraków? // URL: https://bit.ly/2VQJiWS; дата обращения: 09.03.2020).
Szczypka J. Op. cit. S. 103–104.
Machcewicz P. Władysław Gomułka. Warszawa, 1995. S. 18.
Краткая история Польши. С древнейших времен до наших дней / Отв. ред. В. А. Дьяков. М., 1993. С. 360.
Мицкевич А. «Пан Тадеуш», кн. 1. Перевод Л. И. Пальмина.
Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 99–100.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 72.
Półtawska W. Beskidzkie rekolekcje. Dzieje przyjazni Karola Wojtyły z rodziną Półtawskich. Częstochowa, 2009. S. 30. Трудно сказать, о каком голосовании идет речь – о референдуме 1946 года по поводу общественно-политических изменений либо о парламентских выборах 1947 года. Также непонятно, каких узников имеет в виду В. Пултавская, – официально в Польше никого не лишали права голоса (кроме эмигрантов). Возможно, это воспоминания об арестах активистов Польской крестьянской партии накануне выборов 1947 года.
Jan Paweł II. Dar i tajemnica. Krakow, 1996. S. 16.
Paczkowski A. Pół wieku dziejów Polski. Warszawa, 2005. S. 104.
Kołodziejska A. Op. cit. S. 73.
Личные воспоминания автора. – В. В. Волобуев.
Żaryn J. Dzieje Koscioła katolickiego w Polsce (1944–1989). Warszawa, 2003. S. 21–23.
Lasota M. Donos na Wojtyłę. Karol Wojtyła w teczkach bezpieki. Kraków, 2006. S. 10–11; Bogacz R. Książe niezłomny. Kardynał Adam Stefan Sapieha. Kraków, 2001. S. 282.
Ibid. S. 9.
Szczypka J. Op. cit. S. 105.
Lasota M. Op. cit. S. 14.
Важик А. Радость советская. Перевод М. Цветаевой.
Хотя печататься там он начал, видимо, не в силу шапочного знакомства с редакцией, а благодаря сотоварищу по обучению в Риме Станиславу Старовейскому, чья тетка пользовалась большим влиянием среди католической интеллигенции Кракова. По возвращении Войтылы и Старовейского из Рима она устроила прием в честь них, пригласив редакцию «Тыгодника повшехного». Там-то Войтыла и получил предложение опубликоваться, описав свои впечатления о христианстве на Западе (Lecomte B. Op. cit. S. 148).
Szczypka J. Op. cit. S. 111–112.
Mój kolega papież // http://www.e-teatr.pl/pl/artykuly/24033,druk.html (дата обращения: 31.12.2019).
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 77.
Lasota M. Op. cit. S. 16, 13.
Kalendarium… S. 94–95; Szczypka J. Op. cit. S. 92.
Żaryn J. Op. cit. S. 20.
Kalendarium… S. 88.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 8.
Kalendarium… S. 99.
Атенеум (от названия Афин) – первый древнеримский вуз, основанный императором Адрианом. Впоследствии имя атенеума носили разнообразные учебные заведения.
Szczypka J. Op. cit. S. 121.
Kalendarium… Op. cit. S. 100.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 83.
Szulc T. Op. cit. S. 127.
Реати Ф. Э. Бог в XX веке. Человек – путь к пониманию Бога. Западное богословие XX века. СПб., 2002. С. 63.
Weigel G. Świadek… S. 115.
Szczypka J. S. 119.
Kalendarium… S. 101; Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 86.
Zdybicka Z. J. Jan Paweł II – filozof i mistyk. Lublin, 2009. S. 123–134.
Wojtyła K. Świetego Jana… S. 208; Buttiglione R. Myśl Karola Wojtyły. Lublin, 2010. S. 84–86.
Kalendarium… S. 106.
Аверинцев С. С. Между средневековой философией и современной реальностью (Приложение) // Жильсон Э. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб., 2000. http://krotov.info/history/12/3/gilson5.html#49 (дата обращения: 13.06.2016).
Szczypka J. Op. cit. S. 121–122; Kalendarium… S. 106.
Jan Paweł II. Pamięć i tożsamość. Rozmowy na przełomie tysiącleci. Kraków, 2005. S. 21.
Kalendarium… S. 103.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 92.
Szczypka J. Op. cit. S. 127; Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 63–64; Kalendarium… S. 103.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 92–94.
Augustyn E. Jan Paweł II i ojciec Pio. Historia niezwykłej znajomości. Kraków, 2011. S. 24.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 96.
Augustin E. Op. cit. S. 6–9, 16–25.
Weigel G. Świadek… S. 489.
Augustin E. Op. cit. S. 21.
Dudek A., Gryz R. Komuniści i Kościół w Polsce (1945–1989). Kraków, 2006. S. 43.
Ibid. S. 29.
Żaryn J. Op. cit. S. 156.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 53.
Ibid. S. 36.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 83.
Czaczkowska E. K. Kardynał Wyszyński. Biografia. Kraków, 2013. S. 95.
Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 87.
Szczypka J. Op. cit. S. 146–147.
Eisler J. Czterdzieści pięć lat, które wstrząsnęły Polską. Warszawa, 2018. S. 65.
Lasota M. Op. cit. S. 38–39.
Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 214–215.
Иоанн Павел II. Переступить порог надежды (Гл. «Евангелие и права человека») / Пер. А. Калмыковой // Сайт информационно-издательского центра «Истина и жизнь» http://agnuz.info/app/webroot/library/135/351/index.htm (дата обращения: 03.10.2018).
Bernstein K., Politi M. Op. cit. S. 69.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 137; Lasota M. Op. cit. S. 55.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 102, 116, 128. М. Малиньский пишет, что ему дали такое прозвище, чтобы не привлекать внимания окружающих к одетому в обычную одежду ксендзу. То есть причиной был вовсе не страх перед репрессиями (Stolarczyk S. Jan Paweł II… S. 22–23).
Lecomte B. Op. cit. S. 152.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 104–105.
Lecomte B. Op. cit. S. 130.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 100–104; Szczypka J. Op. cit. S. 134–138.
Lecomte B. Op. cit. S. 133.
Szulc T. Op. cit. S. 156–157.
Lasota M. Op. cit. S. 59.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 133.
Цит. по: Szczypka J. Op. cit. S. 141.
Lecomte B. Op. cit. S. 135.
Zakrzewicz A. Głosy spoza chóru. Rozmowy o Kościele, papieżach, homoseksualizmie, pedofilii i skandalach. Warszawa, 2013. S. 196.
Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 76.
АВП РФ. Референтура по Польше. Ф. 122. Оп. 55. П. 415. Д. 130-По. Л. 42.
АВП РФ. Ф. 122. Оп. 56. П. 422. Д. 38. Л. 42–43.
Szczypka J. Op. cit. S. 166.
Weigel G. Świadek… S. 164.
Szczypka J. Op. cit. S. 172; Kalendarium… S. 138; запись беседы с А. Шостеком 29.10.2015 (в личном архиве автора).
Lecomte B. Op. cit. S. 159.
Lecomte B. Op. cit. S. 298.
Перевод мой. – В. Волобуев.
Перевод А. Махова.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 136.
Перевод Е. Твердисловой.
Weigel G. Świadek… S. 168.
Перевод А. Махова.
Buttiglione R. Op. cit. S. 90–91.
Wojtyła K. Rozważania o istocie człowieka. Kraków, 1999. S. 18.
Wojtyła K. Rozważania…
Jan Paweł II. Nie łękajcie się… S. 126–129.
Zdybicka Z. J. Jan Pawel II… S. 166–167.
Гагарин А. С. Философская антропология Макса Шелера: проблема интенциональности // Проблемы антропологии и антроподицеи в философии. Ч. 3. Екатеринбург, 2005. С. 74–81 (Сайт экзистенциальной и гуманистической психологии. URL: http://hpsy.ru/public/x3265.htm. Дата обращения: 17.07.2016); Абдина А. К. Макс Шелер как основоположник философской антропологии // Вестник КарГУ. 2007 (Сайт «Научные статьи Казахстана». URL: https://articlekz.com/article/5157. Дата обращения: 17.07.2016); Ambrogetti A. Rozmowy w samolocie z Janem Pawlem II. Krakow, 2011. S. 161.
Buttiglione R. Op. cit. S. 94–103; Weigel G. Świadek… S. 169–170.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 150–151.
Jan Paweł II. Nie łękajcie się… S. 24.
Открытие архивов после распада СССР обнаружило еще одно преступление советских властей против поляков: во время Большого террора было расстреляно около 111000 советских граждан польского происхождения. Это была самая массовая «национальная операция» НКВД в тот период. (См.: Петров Н., Янсен М. «Сталинский питомец» – Николай Ежов. М., 2008. С. 115.) Разумеется, этот факт, став известным в девяностые годы, отнюдь не добавил любви поляков к России.
Czego pragną młodzi z Paxu. Rozmowa z Romualdem Szeremietewem // Droga. 1978. № 3. S. 24–25.
РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 45. Л. 58.
АВП РФ. Ф. 122. Оп. 56. П. 421. Д. 21. Л. 38. Слова принадлежат члену делегации советских писателей С. Воронину.
АВП РФ. Ф. 122. Оп. 55. П. 416. Д. 36. Л. 30.
Характерно, что сам Высоцкий в самопальной анкете, которую летом 1970 года раздал артистам Таганки машинист сцены Анатолий Меньщиков, среди стран, к которым он относится с симпатией, указал Польшу, хотя на тот момент переводов его песен на польский было совсем немного (если вообще были).
Персак К. Роль Иосифа Сталина в подготовке Конституции Польской Народной Республики 1952 г. // Польша – СССР. 1945–1989: избранные политические проблемы, наследие прошлого. М., 2005. С. 153–168.
Gomułka W. Pamiętniki. T. 1. Warszawa, 1994. S. 370–371. Справедливости ради уточним, что эти горькие слова Гомулка написал после своей отставки, причастным к которой считал Л. И. Брежнева. В бытность свою главой партии он ничего подобного не говорил.
Archiwum Instytutu Pamięci Narodowej Biuro Udostępnienia (AIPN BU) K d/s BP 6. K. 31.
Текст ясногурской присяги польского народа // Сайт о Стефане Вышиньском. http://www.wyszynski.psur.pl/sluby.php (дата обращения 18.10.2016).
Орехов А. М. Советский Союз и Польша в годы «оттепели»: из истории советско-польских отношений. М., 2005. С. 183.
Там же. С. 195.
Gomułka W. Przemówienie na placu Defilad // Trybuna ludu. 25.10.1956.
Żaryn J. Op. cit. S. 165.
Torańska T. Oni. Warszawa, 2004. S. 414.
Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 249–250.
Ibid. Op. cit. S. 283–284.
Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 284.
Łętowski M. Ruch i koło poselskie ZNAK. 1957–1976. Katowice, 1998. S. 92.
Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 275.
АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 42. П. 356. Д. 720/13. Л. 5.
Żaryn J. Op. cit. S. 290.
АВП РФ. Ф. 122. Оп. 56. П. 421. Д. 35. Л. 1–2.
Польская объединенная рабочая партия, руководившая страной с 1948 до 1989 года.
АВП РФ. Ф. 122. Оп. 45. П. 374. Д. 720/13. Л. 110.
Там же. Л. 129–130.
АВП РФ. Ф. 122. Оп. 40. П. 143. Д. 180. Л. 15–20.
АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 43. П. 155. Д. 180. Л. 14; Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 215. Любопытно, что ленинградский обком КПСС также отнесся к фильму негативно и рекомендовал воздержаться от его проката в СССР, поскольку он «по существу пропагандирует религиозную идеологию, не несет зрителю ничего познавательного, идейно ценного с точки зрения материалистической идеологии, насыщен эротикой, садизмом, патологическими сценами, мистикой. Авторы даже не пытаются вскрыть классовую сущность религии, как оружия угнетения и одурманивания трудящихся. Он проникнут духом сочувствия и оправдания фанатизма. Сцены борьбы любви и веры, „божественного и дьявольского“ могут оставить у верующих или колеблющихся только подтверждение их собственных сомнений, вызвать симпатии у верующих к фанатическому „геройству“ ксендза». Отдел культуры ЦК КПСС высказался о нем мягче, признавая только, что содержание фильма «во многом чуждо нашему зрителю». При этом Отдел культуры рекомендовал не запрещать прокат творения Кавалеровича, но лишь ограничить его распространение, поскольку «отказ от покупки этой премированной на международном кинофестивале картины, которую в Польше считают полезной в связи с ее антиклерикальным содержанием, к тому же созданной по рассказу председателя Союза писателей ПНР, известного польского литератора Я. Ивашкевича, мог быть болезненно воспринят в кругах польской общественности. В 1961 г. советской стороной было приобретено лишь 7 польских кинокартин (отклонено от покупки – 12), в то время как польская сторона приобрела 57 советских фильмов» (РГАНИ. Ф. 5. Оп. 36. Д. 147. Л. 8–9).
Poupard P. W sercu Watykanu od Jana XXIII do Jana Pawła II. Katowice, 2005. S. 194.
АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 60. П. 441. Д. 710. Л. 76а.
Jan Paweł II. Wstańcie, chodzmy! Kraków, 2004. S. 44.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 274; Szulc T. Op. cit. S. 272.
Szulc T. Op. cit. S. 284. Стоит учитывать, конечно, изменившийся после войны национальный состав жителей страны и передачу в руки римско-католической церкви всех кирх на присоединенных землях.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 164.
Żaryn J. Op. cit. S. 188.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 216.
Szczypka J. Op. cit. S. 173.
Перевод мой. – В. Волобуев.
Перевод мой. – В. Волобуев.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 162–164.
Перевод мой. – В. Волобуев.
Buttiglione R. Op. cit. S. 339–340.
Buttiglione R. Op. cit. S. 332, 404–405.
Weigel G. Świadek… S. 376.
Перевод А. Махова.
Перевод мой. – В. Волобуев.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 170–171.
Szczypka J. Op. cit. S. 175. По другой версии кандидатуру выдвинул митрополит Базяк без ведома примаса, чем последний был крайне недоволен (Lecomte B. Op. cit. S. 168). Однако по правилам того времени кандидатуры сначала утверждались в партийно-государственных органах. Следовательно, митрополит должен был снестись с ними, а уже потом направлять письмо в Апостольскую столицу. Если допустить, что он сделал это, не поставив в известность кардинала Вышиньского, придется заключить, что Базяк находился в оппозиции к примасу. Не берусь судить, так ли это.
Lasota M. Op. cit. S. 72.
Ibid. S. 68.
Lasota M. Op. cit. S. 69.
Lasota M. Op. cit. S. 41; Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 233–235.
Moskwa J. Op. cit. S. 178–179; Jan Paweł II. Wstańcie… S. 4–5.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 196–198.
Lasota M. Op. cit. S. 108–109; 136–138. Ныне улица, на которой стоит эта новохутская церковь, носит имя Защитников креста (бывшая Маяковского).
Lasota M. Op. cit. S. 69.
Szulc T. Op. cit. S. 193–195.
Lasota M. Op. cit. S. 72–73.
Ibid. S. 74–75, 102.
Szulc T. Op. cit. S. 195–196.
Wojtyła K. Miłość i odpowiedzialność. Kraków, 1962. S. 5–6. Русские издания: Войтыла К. Иоанн Павел II. Любовь и ответственность / Пер. С. Тонконоговой. М.: Кругъ, 1993; Войтыла К. Иоанн Павел II. Любовь и ответственность / Пер. К. Старосельской, Е. Лифшиц. М.: Рудомино; Евромедиа, 2003.
Wojtyła K. Miłość… S. 88–90, 95.
Wojtyła K. Miłość… S. 150.
Weigel G. Świadek… S. 187.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 166; Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 80. Под западным политиком имеется в виду христианский демократ Оскар Луиджи Скальфаро, позднейший президент Италии. Крайне сомнительным выглядит утверждение Д. Вейгела, будто в летних лагерях отдыха польская администрация поощряла сексуальные эксперименты (Weigel G. Świadek… S. 184), – едва ли это было возможно при том ханжестве, каким отличался поздний сталинизм.
Wojtyła K. Miłość… S. 20.
Ibid. S. 39.
Wojtyła K. Poezje i dramaty… S. 257.
Lecomte B. Op. cit. S. 32.
Bernstein K., Politi M. Op. cit. S. 113.
Ibid. S. 71–74. Даже автор первой американской биографии Иоанна Павла II Тед Шульц, сам родом из Польши, не удержался по этому случаю от язвительного замечания, что «Войтыла – мастер теоретических исследований» (Szulc T. Op. cit. S. 199).
Kołodziejska A. Op. cit. S. 110, 114–115.
История II Ватиканского собора. Т. II. Формирование соборного сознания. Первый период и перерыв между сессиями. Октябрь 1962 – сентябрь 1963 / Под общ. ред. Д. Альбериго, А. Бодрова и А. Зубова. М., 2005. С. 635.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 199–200; Weigel G. Świadek… S. 198.
Lasota M. Op. cit. S. 98–100.
Перевод А. Гелескула.
Казем-Бек А. Европейская прогрессивная печать о задачах собора перед его открытием // Казем-Бек А. Второй Ватиканский собор. URL: http://www.odinblago.ru/zapadnoe_bogoslovie/vtoroy_vatikanskiy_sobor/6/ (Сайт электронной библиотеки Одинцовского благочиния. Дата обращения: 10.09.2016).
История II Ватиканского собора. Т. II… С. 32–33; Казем-Бек А. Состав руководящих органов собора // Казем-Бек А. Указ. соч.
Реати Ф. Указ. соч. С. 80.
Казем-Бек А. Роль предсоборных комиссий // Казем-Бек А. Указ. соч.
Skrzypczak R. Karol Wojtyla na soborze Watykanskim II. Zbiór wystąpień. Warszawa, 2011. S. 62; Lecomte B. Op. cit. S. 183.
Szczypka J. Op. cit. S. 196.
Żaryn J. Op. cit. S. 228–229; Friszke A. Koło posłów «Znak» w Sejmie PRL. 1957–1976. Warszawa, 2002. S. 50–55.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 209–213.
Wojtyła K. Poezje i dramaty… S. 74. (Перевод мой. – В. Волобуев.)
Лекция Д. Бинцаровского «Второй Ватиканский собор. Ключевые решения» // URL: http://www.reformed.org.ua/2/699/Bintsarovskyi (Сайт Евангельской пресвитерианской церкви Украины «Реформатский взгляд»; дата обращения: 22.10.2016).
Żaryn J. Op. cit. S. 233–234.
Из цикла К. Войтылы «Церковь», изданного в журнале «Знак» в 1963 году. Перевод А. Махова.
Skrzypczak R. Op. cit. S. 19, 70; Żaryn J. Op. cit. S. 228.
Lecomte B. Op. cit. S. 183.
Szulc T. Op. cit. S. 212.
Skrzypczak R. Op. cit. S. 24; Weigel G. Świadek… S. 222.
Lecomte B. Op. cit. S. 237.
Skrzypczak R. Op. cit. S. 21–22, 78.
Lecomte B. Op. cit. S. 229, 190–191. А. Дескур, напротив, утверждает, будто еще до открытия собора прелаты наперегонки спешили познакомиться с Войтылой, а все комиссии и подкомиссии считали за честь включить его в свой состав (Szulc T. Op. cit. S. 205–206). Вряд ли этому стоит верить – пример с мнимым пророчеством отца Пио показал, что старый приятель Иоанна Павла II был не чужд мифотворчества.
Skrzypczak R. Op. cit. S. 78.
Ibid. S. 58–59. Немного странное мнение для человека, который осуждал Декарта именно за то, что тот вместо Бога сделал точкой отсчета человека. Но Войтыла, пожалуй, возразил бы на это, что Декарт видел в человеке прежде всего разум, в то время как он, Войтыла, видел в нем душу, то есть элемент божества. Неясно, правда, на каком основании Войтыла вообще заполнял анкету подготовительной комиссии – ауксилиариям она не полагалась (Szulc T. Op. cit. S. 204). Видимо, ему пришлось этим заняться из‐за отсутствия в Кракове архиепископа.
Weigel G. Świadek… S. 205.
Skrzypczak R. Op. cit. S. 105–110. Еще более резко он выскажет эту мысль в энциклике 1986 года Dominum et Vivifi cantem. Комментируя слова Христа о том, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф 12: 31), он напишет: «<…> хула заключается не в оскорблении Святого Духа, а в отказе принимать спасение, которое Бог дарует человеку через Святого Духа» (Dominum et Vivificantem – URL: http://nauczaniejp2.pl/dokumenty/wyswietl/id/393. Портал ZiBaTePa. Дата обращения: 27.04.2018).
Weigel G. Świadek… S. 275.
Magister S. Was the Founder of Taize protestant, or Catholic? A Cardinal Solves the Riddle // www.chiesa.espressonline.it (дата обращения: 17.11.2017).
По мнению Свежавского, Войтыла мог приложить руку к выработке новых представлений о пасхе как жертве Христовой, широко обсуждавшихся на соборе. Не берусь судить, в чем заключались эти новые представления: в тексте Lumen gentium ничего нового на этот счет вроде бы не сказано (см. текст на сайте библиотеки Якова Кротова, п. 3 – URL: http://krotov.info/acts/20/2vatican/dcmnt063.html. Дата обращения: 17.11.2017). Возможно, эта дискуссия имела какое-то отношение к вопросу, допускать ли мирян к причащению под обоими видами, но я не чувствую себя компетентным, чтобы рассуждать об этом.
Skrzypczak R. Op. cit. S. 71, 94–95; История II Ватиканского собора. Т. IV. Соборная церковь. Третий период и перерыв между заседаниями. Сентябрь 1964 – сентябрь 1965. М., 2007. С. 129; Т. V. Собор – поворотный момент в истории церкви. Четвертый период и завершение собора. Сентябрь – декабрь 1965. М., 2010. С. 140.
Skrzypczak R. Op. cit. S. 88.
История II Ватиканского собора. Т. V… С. 194–195; Lecomte B. Op. cit. S. 198–199.
Skrzypczak R. Op. cit. S. 90–93; История II Ватиканского собора. Т. III. Сформировавшийся собор. Второй период и перерыв между сессиями. Сентябрь 1963 – сентябрь 1964. С. 518; Т. IV. Соборная церковь… С. 326, 650–651.
Ныне эти слова считаются позднейшей вставкой и обычно не включаются в Новый Завет.
Wojtyła K. Promieniowanie ojcowstwa. Wrocław, 2002. S. 16.
Kołodziejska A. Op. cit. S. 123.
Buttiglione R. Op. cit. S. 360–362.
Перевод Е. Твердисловой.
Weigel G. Świadek… S. 204.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 257–260.
Weigel G. Świadek… S. 202; Szczypka J. Op. cit. S. 220–222.
Półtawska W. Op. cit. S. 56.
Ibid. S. 69.
Augustyn E. Op. cit. S. 37.
Ibid. S. 33–35; Półtawska W. Op. cit. S. 69–75.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 183–184.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 234–235.
Ibid. S. 236–237.
Стругацкий А., Стругацкий Б. Сказка о Тройке. СПб., 2001. С. 177.
Augustyn E. Op. cit. S. 38–39.
Перевод Е. Твердисловой.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 248.
Żaryn J. Op. cit. S. 234.
Ibid. S. 193.
Strzembosz T. Polacy w PRL: sprzeciw, opozycja, opor (Zachowania opozycyjne w systemie totalitarnym) // Arcana (Kraków). 2000. № 5. S. 137.
Żaryn J. Op. cit. S. 194.
Lecomte B. Op. cit. S. 240. В сентябре 1978 года, всего за несколько недель до исторического конклава, Войтыла открыл очередной sacrosong в Ченстохове. По совпадению второй приз на этом фестивале взяла песня «Эта слава всей жизни» на стихи Анджея Явеня, сиречь самого Войтылы.
Вот священник великий, который во дни свои угодил Господу (лат.).
Szczypka J. Op. cit. S. 215–217.
Skrzypczak R. Op. cit. S. 76. Цитата взята из «Науки поэзии» и в переводе М. Гаспарова звучит так: «Сам я беру и даю эту вольность охотно». Собственно, у Горация она значит: «Мы просим разрешения и сами, в свою очередь, даем его» (Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 1986. С. 821). Однако слово «venia» можно понять и как «снисхождение, прощение» (Там же. С. 810–811). Именно в этом значении его и использовал понтифик.
Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 286.
Żaryn J. Op. cit. S. 235; Raina P. Kardynał Wyszyński. Orędzie biskupów a reakcja władz. Warszawa, 2005. S. 9–10.
Цит. по: Raina P. Kardynał Wyszyński… S. 23–24.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 218–219.
Żaryn J. Op. cit. S. 239–240.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 223.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 278–279.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 224.
Ibid. S. 223–231; Żaryn J. Op. cit. S. 241.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 231.
Friszke A. Koło posłów… S. 452–453.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 228–229.
Ibid. S. 226, 230–231.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 281.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 186.
Kalendarium… S. 243–245; Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 225–226; Szczypka J. Op. cit. S. 239–240.
Raina P. Op. cit. S. 131–134.
Lasota M. Op. cit. S. 159–163.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 233.
Lasota M. Op. cit. S. 155. Письмо написано в 1974 году, но количество запретов нарастало с 1959 года.
Szczypka J. Op. cit. S. 250.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 237.
Перевод мой. – В. Волобуев.
Перевод Е. Твердисловой.
Перевод Е. Твердисловой.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 234–243; Szczypka J. Op. cit. S. 245–247.
Szczypka J. Op. cit. S. 248.
Lasota M. Op. cit. S. 179–182.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 98.
Ibid. S. 246–250.
Об этом Вышиньский говорил на заседании Главного совета епископата в конце декабря 1970 года, подводя итог визитам Казароли (Żaryn J. Op. cit. S. 310).
Friszke A. Op. cit. S. 78.
Żaryn J. Op. cit. S. 229.
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 252–255.
Szczypka J. Op. cit. S. 261.
Weigel G. Świadek… S. 415.
Неофициальный русский перевод энциклики на сайте организации Una Voce: URL: http://www.unavoce.ru/library/humanae_vitae.html (дата обращения: 19.10.2017).
Lecomte B. Op. cit. S. 275.
Moskwa J. Droga Karola Wojtyły. T. II. Zwiastun wyzwolenia. Warszawa, 2014. S. 72–73.
Szulc T. Op. cit. S. 240.
Wojtyła K. Wstęp // Paweł VI. Encyklika Humanae vitae oraz komentarz teologów moralistów środowiska krakowskiego pod kierunkiem Karola kardynała Wojtyły (przedruk z: Notificationes e curia Cracoviensi, nr. 1–4 A. D. 1969. S. 71–105). b. d. S. 4.
Weigel G. Świadek… S. 250–251.
Stola D. Kampania antysyjonistyczna. Warszawa, 2000. S. 33–34, 40–42.
AIPN BU 0365/46 t. 4. Oświadczenie Teresy Boguckiej. K. 39–40.
AIPN BU 0746/41. K. 158.
Eisler J. Polski rok 1968. Warszawa, 2006. S. 340–342, 365–366, 376–378, 386–387.
Friszke A. Polska. Losy państwa i narodu. 1939–1989. Warszawa, 2003. S. 300–301.
Szczypka J. Op. cit. S. 252–253.
Żaryn J. Op. cit. S. 274–275; Raina P. Kardynał Wyszyński. Czasy prymasowskie. 1967–1968. Cz. 8. Warszawa, 1998. S. 217–218.
То есть партии национал-демократов, основанной Р. Дмовским.
Friszke A. Interpelacja Koła Posłow «Znak» do ministra spraw zagranicznych z 8 czerwca 1967 r. w związku z reakcją rządu PRL na wojnę na Bliskim Wschodzie // Friszke A. Koło… S. 475–477.
Friszke A. Interpelacja Koła Posłow «Znak» do premiera z 11 marca 1968 r. w związku z wystąpieniami studenckimi i brutalną interwencją milicji i ORMO // Friszke A. Koło… S. 488–489.
Raina P. Kardynał Wyszyński. Czasy prymasowskie. 8… S. 162–164.
Eisler J. Polski rok… S. 662, 664–665; Kościół w PRL. Dokumenty. T. 2. 1960–1974 / Pod red. P. Rainy. Warszawa, 1995. S. 500–501.
Eisler J. Polski rok… S. 665.
Archiwum Akt Nowych (AAN) PZPR KC XIA/58. K. 213–216.
Vevoda R. Kościół katolicki w Polsce wobec praskiej wiosny oraz interwencji wojskowej w Czechosłowacji // Wokół Praskiej Wiosny. Polska i Czechosłowacja w 1968 roku / Pod red. Ł. Kamińskiego. Warszawa, 2004. S. 89–90; Żaryn J. Op. cit. S. 279.
Vevoda R. Op. cit. S. 88.
Żaryn J. Op. cit. S. 278; Vevoda R. Op. cit. S. 95.
Vevoda R. S. 95–96; Friszke A. Oaza na Kopernika. Klub inteligencji katolickiej. 1956–1989. Warszawa, 1997. S. 101.
Vevoda R. Op. cit. S. 85–86.
Raina P. Kardynał Wyszyński. Czasy prymasowskie. 8… S. 225.
Szczypka J. Op. cit. S. 262–263.
Ibid. S. 265.
Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 308–312.
Weigel G. Świadek… S. 272–273.
Lecomte B. Op. cit. S. 254.
Weigel G. Świadek… S. 295, 297.
Lasota M. Op. cit. S. 204–205.
Ibid. S. 208–211. Казароли вспоминал, как его удивило, что краковский митрополит ни разу не встретился с новым лидером партии Эдвардом Гереком (Weigel G. Świadek… S. 296).
Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 319, 327.
Kalendarium… S. 329.
В оригинале «Osoba I czyn». Слово czyn имеет значение «действие, поступок». Предпочитаю второй вариант как более точно отражающий суть рассматриваемой в книге проблемы.
Zdybicka Z. J. Op. cit. S. 62–63.
Zdybicka Z. J. Op. cit. S. 25–34, 36–38, 56–62.
Weigel G. Świadek… S. 169.
Иоанн Павел II прямо сошлется на Достоевского 13 августа 1991 года в проповеди в честь канонизации Анели Салявы (см. тект проповеди на портале ZiBaTePa: URL: http://www.nauczaniejp2.pl/dokumenty/wyswietl/id/490, дата обращения: 22.08.2018). В развернутом виде эта мысль будет выражена в энциклике 1986 года «Dominum et Vivifikantem»: «Бог-Творец является единственным и окончательным источником морального порядка в мире, Им созданным. Человек не может сам по себе определять, что хорошо и что плохо, не может знать добро и зло, подобно Богу» (URL: http://nauczaniejp2.pl/dokumenty/wyswietl/id/393, дата обращения: 27.04.2018).
Wojtyła K. Wykłady lubelskie // Człowiek i moralność. Lublin, 2006. № 3. S. 256–259.
Я бы добавил, что этика в марксизме носит классовый характер и поэтому на практике скатывается в готтентотскую мораль: хорошо то, что идет на пользу прогрессивному классу.
Wojtyła K. Osoba i czyn. Kraków, 1985. S. 339–340.
Szczypka J. Op. cit. S. 266.
Иоанн Павел II. Переступить порог надежды (гл. «Евангелие и права человека») / Пер. А. Калмыковой // Сайт информационно-издательского центра «Истина и жизнь». URL: http://agnuz.info/app/webroot/library/135/351/index.htm (дата обращения: 03.10.2018).
Lecomte B. Op. cit. S. 248.
Bernstein K., Politi M. Op. cit. S. 109–111, 114.
Lecomte B. Op. cit. S. 265.
Szczypka J. Op. cit. S. 275, 278–279.
Неизвестными на тот момент. Уже после отлета Войтылы в Европу полиция арестует членов секты Ч. Мэнсона, которые спустя два года будут осуждены за это преступление.
Szczypka J. Op. cit. S. 280.