1

Воззвание Иоанна Павла II к молодежи на Ясной Гуре 18 июня 1983 г. // Интегрированная база папских текстов ZiBaTePa. URL: https://bit.ly/34ZOprO (дата обращения: 17.09.2016).

2

Бухарин Н. И. Российское и польское общество друг о друге // Россия и современный мир. 2008. № 1. С. 93.

3

Актер – Алексей Гуськов. Фильм – «Non avere paura. Un’ amicizia con Papa Wojtyla» («Он святой, он человек»). Режиссер – Андреа Порпорати.

4

Перевод Е. Лысенко и Е. Рифтиной.

5

Перевод мой. – В. Волобуев.

6

Weigel G. Kres i początek. Papież Jan Paweł II – zwycięstwo wolności, ostatnie lata, dziedzictwo. Kraków, 2012. S. 295.

7

Lecomte B. Pasterz. Kraków, 2006. S. 17.

8

Naborzeństwo szkaplerzne Jana Pawła II // URL: http://www.janpawel2.siedlce.pl/szkaplerz/4/ (Сайт келецкого прихода св. Иоанна Павла II. Дата обращения: 03.01.2016).

9

Zawada M. Jan Paweł II – papież «karmelitański» // URL: http://www.communiocrucis.pl/index.php/warto-poczyta/256-jan-p-ii-karmel (Сайт Центра духовной культуры им. св. Э. Штайн в Кракове. Дата обращения: 03.01.2016).

10

Jan Paweł II. Dar i tajemnica. Kraków, 1996. S. 22; Weigel G. Świadek nadziei. Biografia papieża Jana Pawła II. Kraków, 2000. S. 46–47.

11

Szczypka J. Jan Pawel II. Rodowód. Warszawa, 1991. S. 14–15; Moskwa J. Droga Karola Wojtyły. T. 1. Na tron Apostołów. Warszawa, 2010. S. 14.

12

Weigel G. Świadek… S. 46–47.

13

Drost J. Olga, siostra Jana Pawła II, żyła i zmarła w Białej (nowe fakty) // Dziennik Zachodni. 07.12.2012. (Сайт газеты. URL: http://www.dziennikzachodni.pl/artykul/714401,olga-siostra-jana-pawla-ii-urodzila-sie-i-zmarla-w-bialej-nowe-fakty,id,t.html. Дата обращения: 30.12.2019.)

14

Szczypka J. Op. cit. S. 16.

15

Chwała J. Kardynał Karol Wojtyła – papież Jan Paweł II w Kalwarii // URL: http://kalwaria.eu/strona/kard-karol-wojtyla-papiez-jan-pawel-ii-w-kalwarii (Сайт санктуария в Кальварии Зебжидовской. Дата обращения: 30.12.2019).

16

Перевод Е. С. Твердисловой.

17

Mój kolega Papież // URL: http://www.e-teatr.pl/pl/artykuly/24033,druk.html (интервью с актрисой Д. Михаловской. Сайт Театрального института им. З. Рашевского. Дата обращения: 30.12.2019); Weigel G. Świadek… S. 45; Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 44; Kalendarium życia Karola Wojtyły. Oprac. A. Boniecki. Kraków, 1983. S. 63. См. также документальный фильм «Lolek. Dzieciństwo i młodosć Karola Wojtyły» // URL: https://www.youtube.com/watch?v=S-W9gv-Mcko&t=1317s (дата обращения: 15.06.2017).

18

Иоанн Павел II сам признался в этом, давая интервью французскому журналисту А. Фроссару: Jan Paweł II. Nie łękajcie się! Andre Frossard. Rozmowy z Janem Pawłem II. Warszawa, 2007. S. 12.

19

Stolarczyk S. Jan Paweł II. Papież, jakiego nie znamy. Warszawa, 2005. S. 13, 145; Mokrzycki M., Grysiak B. Najbardziej lubił wtorki. Opowieść o życiu codziennym Jana Pawła II. Kraków, 2008. S. 40–41.

20

Weigel G. Świadek… S. 49; Szczypka J. Op. cit. S. 17–18. См. также фильм «Brat papieża» // URL: https://www.youtube.com/watch?v=0tdVMwL-5A4&t=896s (дата обращения: 15.06.2017).

21

Документальный фильм «Brat papieża». 14:35.

22

Żak A. Cz. Porucznik Karol Wojtyła – ojciec Jana Pawła II w świetle wojskowych zródeł archiwalnych // URL: http://caw.wp.mil.pl/pl/223.html (Сайт Центрального военного архива им. Б. Валигуры. Дата обращения: 15.06.2017).

23

Szczypka J. Op. cit. S. 21.

24

Документальный фильм «Lolek. Dzieciństwo i młodosć Karola Wojtyły». 16:54.

25

Lecomte B. Op. cit. S. 140.

26

Элегии, II, 1 (перевод Ф. Петровского).

27

Szczypka J. Op. cit. S. 22.

28

Документальный фильм «Lolek. Dzieciństwo i młodosć Karola Wojtyły».

29

Kalendarium… S. 64.

30

Weigel G. Świadek… S. 82.

31

Kalendarium… S. 50–55; Szczypka J. Op. cit. S. 56–59; Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 40–42.

32

Lecomte B. Op. cit. S. 14.

33

Kalendarium… S. 30.

34

Bernstein K., Politi M. Jego Świątobliwość Jan Paweł II. Nieznana historia naszych czasów. Warszawa, 1997. S. 28.

35

Szczypka J. Op. cit. S. 7–8. См. также документальный фильм «Lolek. Dzieciństwo i młodosć Karola Wojtyły». 4:35.

36

Jan Paweł II. Nie łękajcie się… S. 28.

37

Markus J. Social and political history of the Jews in Poland. 1919–1939. Berlin, 1983. P. 16; Eisler J. Polski rok 1968. Warszawa, 2006. S. 91.

38

Markus J. Op. cit. S. 67, 31.

39

Михутина И. В. Польско-советская война 1919–1920 гг. М., 1994. С. 191.

40

Kozłowski M. Naród wybrany – Cracovia Pany. Z wielokulturowej historii polskiego sportu. Warszawa; Kraków, 2015. S. 64.

41

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 9–10. См. также: Nowa synagoga w Wadowicach // http://www.sztetl.org.pl/pl/article/wadowice/11,synagogi-domy-modlitwy-i-inne/363,synagoga-w-wadowicach-ul-gimnazjalna-/ (Сайт истории польских евреев «Виртуальный Штетль». Дата обращения: 05.02.2016).

42

Lecomte B. Op. cit. S. 34.

43

Pałka D. Kościół katolicki wobec żydów w Polsce międzywojennej. Kraków, 2006. S. 137, 183–184, 180, 141.

44

Weigel G. Świadek… S. 57; Lecomte B. Op. cit. S. 50; статья о Х. Баламуте на сайте вадовицкого центра культуры им. М. Вадовиты // URL: http://wck.wadowice.pl/wck-muzeum/dziedzictwo-wadowic/znani-wadowiczanie/chiel-balamuth (дата обращения: 23.10.2017).

45

Gil Cz. Kiedy Karol Wojtyła przyjał szkaplerz karmelitański? // URL: https://bit.ly/3auSaGI (дата обращения: 16.06.2017); Jan Paweł II. Dar i tajemnica. Kraków, 1996. S. 29.

46

С папой я была знакома 72 года // Новая Польша. 10.02.2011 (Интервью с Х. Квятковской-Круликевич на сайте журнала «Новая Польша» – URL: https://bit.ly/2VTJKDA; дата обращения: 15.03.2016).

47

Weigel G. Świadek… S. 257.

48

Lecomte B. Op. cit. S. 165; документальный фильм «Lolek. Dzieciństwo i młodosć Karola Wojtyły» – 21:47; Интервью с Д. Михаловской на сайте Театрального института им. З. Рашевского: Mój kolega papież // URL: http://www.e-teatr.pl/pl/artykuly/24033,druk.html (дата обращения: 04.03.2016).

49

Moskwa J. Op. cit. S. 17–18.

50

Szczypka J. Op. cit. S. 29.

51

Jan Paweł II. Nie łękajcie się!.. S. 12.

52

Szczypka J. Op. cit. S. 22–24.

53

Wojciechowska A. Antemurale christianitatis – Przedmurze chrześcijaństwa // Сайт Музея короля Яна III в Вилянове. https://www.wilanow-palac.pl/antemurale_christianitatis_przedmurze_chrzescijanstwa.html (дата обращения: 09.10.2019); Tazbir J. Czy Polska była przedmórzem chsześcijaństwa? // Портал научных работ по истории Польши. twojahistoria.pl https://twojahistoria.pl/2017/11/16/czy-polska-byla-przedmurzem-chrzescijanstwa/#3 (дата обращения: 09.10.2019).

54

Следует оговориться, что к моменту создания Речи Посполитой (1569) сарматами стали почитать только дворян, а низшие сословия относили к потомкам якобы завоеванного неславянского населения (см.: Лескинен М. В. Мифы и образы сарматизма. Истоки национальной идеологии Речи Посполитой. М., 2002. С. 50–54). Однако во второй половине XVIII века под натиском идей Просвещения сарматизм «вернулся к истокам» и вновь был усвоен образованными слоями городского общества, как это было до его превращения в дворянскую идеологию. Поэтому в культурном плане он благополучно пережил разделы государства и продолжал существовать в XIX веке.

55

Милош Ч. Родная Европа. М., 2011. С. 121.

56

Перевод мой. – В. Волобуев.

57

Мицкевич А. Дзяды (ч. III, сцена V). Перевод В. Левика.

58

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 23–24.

59

Ibid. S. 26–27; Szczypka J. Op. cit. S. 35–36.

60

Перевод А. Б. Махова.

61

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 30.

62

Szczypka J. Op. cit. S. 42–43.

63

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 35–36. Впрочем, русским он так и не овладеет на хорошем уровне. По свидетельству советского посла в Италии Н. М. Лунькова, не раз встречавшегося с Иоанном Павлом II, «понимать его русско-польский язык было не так просто» (Луньков Н. М. Русский дипломат в Европе. 30 лет в 10 европейских столицах. М., 1999. С. 336).

64

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 39–40.

65

Szczypka J. Op. cit. S. 62.

66

Szczypka J. Op. cit. S. 63–64.

67

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 44.

68

Weigel G. Świadek… S. 86–87; Szczypka J. Op. cit. S. 65–69.

69

В польском варианте – Teatr Rapsodyczny.

70

Szczypka J. Op. cit. S. 70–71; Weigel G. Świadek… S. 87–88.

71

«С папой я была знакома 72 года» // Новая Польша. 10.02.2011. URL: https://bit.ly/2Y3pWjV (дата обращения: 03.04.2016).

72

Арнольд Винкельрид – легендарный борец за независимость Швейцарии от Австрии, пожертвовавший собой ради победы в бою.

73

Szulc T. Jan Paweł II. Warszawa, 1996. S. 34–35.

74

Szczypka J. Op. cit. S. 72–74.

75

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 61.

76

Szczypka J. Op. cit. S. 81; Mój kolega papież // URL: http://www.e-teatr.pl/pl/artykuly/24033,druk.html (дата обращения: 30.12.2019).

77

Okupowany Kraków (rozmowa) // URL: http://www.kedyw.info/wiki/Andrzej_Chwalba,_Okupowany_Krak%C3%B3w_(rozmowa) (Сайт истории краковского подполья времен Второй мировой войны и первых послевоенных лет (дата обращения: 16.04.2016)).

78

Kalendarium… S. 38.

79

Lecomte B. Op. cit. S. 51–52.

80

Kalendarium… S. 38.

81

Ibid. S. 46.

82

Szczypka J. Op. cit. S. 48–49.

83

Kalendarium… S. 61–62.

84

Szczypka J. Op. cit. S. 51.

85

Kalendarium… S. 69–70. Войтыла не упоминает об этом. Напротив, в своих воспоминаниях утверждает, что отношение к нему рабочих было самое положительное (см.: Jan Paweł II. Dar i tajemnica… S. 23–24).

86

Szczypka J. Op. cit. S. 54, 79–80.

87

Цит. по: Weigel G. Świadek… S. 77.

88

Kalendarium… S. 87.

89

Статья о Х. Баламуте на сайте вадовицкого центра культуры им. М. Вадовиты // URL: http://wck.wadowice.pl/wck-muzeum/dziedzictwo-wadowic/znani-wadowiczanie/chiel-balamuth (дата обращения: 21.06.2018).

90

Kalendarium… S. 55.

91

Szczypka J. Op. cit. S. 50.

92

Kalendarium… Op. cit. S. 55.

93

Szczypka J. Op. cit. S. 56–57.

94

Цит. по: Ibid. S. 77.

95

Цит. по: Weigel G. Świadek… S. 76.

96

Szczypka J. Op. cit. S. 73.

97

Lecomte B. Op. cit. S. 85. Это породило мнение, будто Войтыла чуть ли не сотрудничал с гитлеровцами. Опровергая «черную легенду», ватиканский госсекретарь А. Казароли в одной из бесед с советским послом Н. М. Луньковым в свою очередь героизировал молодость понтифика: «Войтыла… основал подпольный театр, участвовал в Движении Сопротивления, по заданию антифашистского подполья вызволял из гетто еврейские семьи. У нацистов он числился в черных списках». Тут следует учесть, что Луньков передавал эти слова спустя двадцать лет после этого разговора, а потому к его утверждениям следует относиться с осторожностью (Луньков Н. М. Указ. соч. С. 330–331).

98

Bernstein K., Politi M. Op. cit. S. 54.

99

Флори Ж. Идеология меча. СПб., 1999. С. 12–13.

100

Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Autobiografia. Kraków, 2014. S. 51.

101

Weigel G. Świadek… S. 97.

102

«С папой я была знакома 72 года…» // URL: https://bit.ly/2xGFJdV (дата обращения: 21.06.2018).

103

Jan Paweł II. Nie łękajcie się… S. 15.

104

Сикари А. Портреты святых: В 6 т. Т. II. Киев, 2012. С. 55.

105

Цит. по: Kołodziejska A. Karol Wojtyła – dramaturg. Twórczosć dramatyczna oraz związki Karola Wojtyły z Teatrem Rapsodycznym. Warszawa, 2014/2015. S. 70.

106

Weigel G. Świadek… S. 100.

107

Эту легенду разоблачает А. Хвальба. См.: Okupowany Kraków (rozmowa) // URL: https://bit.ly/3bACl2E (дата обращения: 13.05.2016).

108

Weigel G. Świadek… S. 100.

109

Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 37.

110

Szulc T. Op. cit. S. 121.

111

Weigel G. Świadek… S. 95, 97.

112

Szczypka J. Op. cit. S. 98–100.

113

Винарова Л. Во тьме этой ночи… // URL: http://carmil.ru/stat.html (Сайт, посвященный Терезе Авильской и Иоанну Креста. Дата обращения: 15.05.2016); Винарова Л. Алмаз святой Тересы // Там же; Багно В. Е., Седано Сьерра М. Х. Вяч. Иванов и Сан Хуан де ла Крус // Там же.

114

Багно В. Е., Седано Сьерра М. Х. Указ. соч.

115

Перевод Л. Винаровой.

116

Иванов В. И. Todo Nada.

117

Багно В. Е., Седано Сьерра М. Х. Указ. соч.; Берд Р. Вячеслав Иванов за рубежом // Русское зарубежье. 2011. С. 199. https://cyberleninka.ru/article/n/vyacheslav-ivanov-za-rubezhom/viewer (дата обращения: 09.03.2020).

118

Перевод Е. Твердисловой.

119

Szczypka J. Op. cit. S. 108–109.

120

Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 47.

121

Kołodziejska A. Op. cit. S. 97.

122

Ibid. S. 87–90.

123

Wojtyła K. Poezje i dramaty. Kraków, 1998. S. 202–203.

124

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 72–73; Szczypka J. Op. cit. S. 104; Седов Н. Тиара для узника каменоломни // Труд. 11.05.2001. URL: http://www.trud.ru/article/11–05–2001/23840_tiara_dlja_uznika_kamenolomni.html (дата обращения: 30.12.2019); Житель Армавира спас во время войны жизнь будущему Папе Римскому // Юга. 08.04.2005. URL: https://www.yuga.ru/news/49067/ (дата обращения: 24.05.2016).

125

Moskwa J. Droga Karola Wojtyły. T. IV. Do Domu Ojca. Ostatnia dekada. Warszawa, 2011. S. 243.

126

Chwalba A. Okupowany Kraków (rozmowa) // URL: https://bit.ly/2Vzv6mh (дата обращения: 30.12.2019); Олексяк В. Как Кракову удалось уцелеть во Вторую мировую войну // URL: https://culture.pl/ru/article/kak-krakovu-udalos-ucelet-vo-vtoruyu-mirovuyu-voynu (дата обращения: 09.03.2020). Прототипом «майора Вихря», якобы спасшего Краков от уничтожения, был советский разведчик Е. С. Березняк. Не умаляя его заслуг, все же следует сказать, что нет никаких данных, будто он как-то причастен к сохранению средневековой застройки Кракова (Waluś M., Grzesiczak Ł. Rosja podmienia zbawcę Krakowa, co nigdy nie istniał // URL: https://bit.ly/3cJGcum (дата обращения: 09.03.2020). Нет доказательств и у появившейся не так давно версии, будто немцы наряду с разрушением исторического центра планировали затопить Краков, взорвав плотину в Рожнуве (Старейший советский разведчик рассказал о сорванном плане Гитлера // URL: https://lenta.ru/news/2020/02/10/majorvihr/ (дата обращения: 09.03.2020). Во-первых, Рожнув находится более чем в 90 километрах от Кракова, а река Дунаец, на которой он стоит, впадает в Вислу значительно ниже по течению и вряд ли смогла бы причинить существенный вред древнему польскому городу. Во-вторых, в советский период, когда история со спасением Кракова преподносилась как единственно верная, ни слова не говорилось о плотине в Рожнуве. Наконец, советский разведчик А. С. Ботян, пустивший эту версию в оборот, не объясняет, почему взрывчатка, предназначавшаяся якобы для разрушения исторического центра Кракова, находилась более чем в 100 километрах от него, в Новом Сонче, причем была уничтожена Ботяном уже в то время, когда советские войска занимали Краков (Czy agent NKWD ocalił Kraków? // URL: https://bit.ly/2VQJiWS; дата обращения: 09.03.2020).

127

Szczypka J. Op. cit. S. 103–104.

128

Machcewicz P. Władysław Gomułka. Warszawa, 1995. S. 18.

129

Краткая история Польши. С древнейших времен до наших дней / Отв. ред. В. А. Дьяков. М., 1993. С. 360.

130

Мицкевич А. «Пан Тадеуш», кн. 1. Перевод Л. И. Пальмина.

131

Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 99–100.

132

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 72.

133

Półtawska W. Beskidzkie rekolekcje. Dzieje przyjazni Karola Wojtyły z rodziną Półtawskich. Częstochowa, 2009. S. 30. Трудно сказать, о каком голосовании идет речь – о референдуме 1946 года по поводу общественно-политических изменений либо о парламентских выборах 1947 года. Также непонятно, каких узников имеет в виду В. Пултавская, – официально в Польше никого не лишали права голоса (кроме эмигрантов). Возможно, это воспоминания об арестах активистов Польской крестьянской партии накануне выборов 1947 года.

134

Jan Paweł II. Dar i tajemnica. Krakow, 1996. S. 16.

135

Paczkowski A. Pół wieku dziejów Polski. Warszawa, 2005. S. 104.

136

Kołodziejska A. Op. cit. S. 73.

137

Личные воспоминания автора. – В. В. Волобуев.

138

Żaryn J. Dzieje Koscioła katolickiego w Polsce (1944–1989). Warszawa, 2003. S. 21–23.

139

Lasota M. Donos na Wojtyłę. Karol Wojtyła w teczkach bezpieki. Kraków, 2006. S. 10–11; Bogacz R. Książe niezłomny. Kardynał Adam Stefan Sapieha. Kraków, 2001. S. 282.

140

Ibid. S. 9.

141

Szczypka J. Op. cit. S. 105.

142

Lasota M. Op. cit. S. 14.

143

Важик А. Радость советская. Перевод М. Цветаевой.

144

Хотя печататься там он начал, видимо, не в силу шапочного знакомства с редакцией, а благодаря сотоварищу по обучению в Риме Станиславу Старовейскому, чья тетка пользовалась большим влиянием среди католической интеллигенции Кракова. По возвращении Войтылы и Старовейского из Рима она устроила прием в честь них, пригласив редакцию «Тыгодника повшехного». Там-то Войтыла и получил предложение опубликоваться, описав свои впечатления о христианстве на Западе (Lecomte B. Op. cit. S. 148).

145

Szczypka J. Op. cit. S. 111–112.

146

Mój kolega papież // http://www.e-teatr.pl/pl/artykuly/24033,druk.html (дата обращения: 31.12.2019).

147

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 77.

148

Lasota M. Op. cit. S. 16, 13.

149

Kalendarium… S. 94–95; Szczypka J. Op. cit. S. 92.

150

Żaryn J. Op. cit. S. 20.

151

Kalendarium… S. 88.

152

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 8.

153

Kalendarium… S. 99.

154

Атенеум (от названия Афин) – первый древнеримский вуз, основанный императором Адрианом. Впоследствии имя атенеума носили разнообразные учебные заведения.

155

Szczypka J. Op. cit. S. 121.

156

Kalendarium… Op. cit. S. 100.

157

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 83.

158

Szulc T. Op. cit. S. 127.

159

Реати Ф. Э. Бог в XX веке. Человек – путь к пониманию Бога. Западное богословие XX века. СПб., 2002. С. 63.

160

Weigel G. Świadek… S. 115.

161

Szczypka J. S. 119.

162

Kalendarium… S. 101; Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 86.

163

Zdybicka Z. J. Jan Paweł II – filozof i mistyk. Lublin, 2009. S. 123–134.

164

Wojtyła K. Świetego Jana… S. 208; Buttiglione R. Myśl Karola Wojtyły. Lublin, 2010. S. 84–86.

165

Kalendarium… S. 106.

166

Аверинцев С. С. Между средневековой философией и современной реальностью (Приложение) // Жильсон Э. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.; СПб., 2000. http://krotov.info/history/12/3/gilson5.html#49 (дата обращения: 13.06.2016).

167

Szczypka J. Op. cit. S. 121–122; Kalendarium… S. 106.

168

Jan Paweł II. Pamięć i tożsamość. Rozmowy na przełomie tysiącleci. Kraków, 2005. S. 21.

169

Kalendarium… S. 103.

170

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 92.

171

Szczypka J. Op. cit. S. 127; Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 63–64; Kalendarium… S. 103.

172

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 92–94.

173

Augustyn E. Jan Paweł II i ojciec Pio. Historia niezwykłej znajomości. Kraków, 2011. S. 24.

174

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 96.

175

Augustin E. Op. cit. S. 6–9, 16–25.

176

Weigel G. Świadek… S. 489.

177

Augustin E. Op. cit. S. 21.

178

Dudek A., Gryz R. Komuniści i Kościół w Polsce (1945–1989). Kraków, 2006. S. 43.

179

Ibid. S. 29.

180

Żaryn J. Op. cit. S. 156.

181

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 53.

182

Ibid. S. 36.

183

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 83.

184

Czaczkowska E. K. Kardynał Wyszyński. Biografia. Kraków, 2013. S. 95.

185

Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 87.

186

Szczypka J. Op. cit. S. 146–147.

187

Eisler J. Czterdzieści pięć lat, które wstrząsnęły Polską. Warszawa, 2018. S. 65.

188

Lasota M. Op. cit. S. 38–39.

189

Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 214–215.

190

Иоанн Павел II. Переступить порог надежды (Гл. «Евангелие и права человека») / Пер. А. Калмыковой // Сайт информационно-издательского центра «Истина и жизнь» http://agnuz.info/app/webroot/library/135/351/index.htm (дата обращения: 03.10.2018).

191

Bernstein K., Politi M. Op. cit. S. 69.

192

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 137; Lasota M. Op. cit. S. 55.

193

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 102, 116, 128. М. Малиньский пишет, что ему дали такое прозвище, чтобы не привлекать внимания окружающих к одетому в обычную одежду ксендзу. То есть причиной был вовсе не страх перед репрессиями (Stolarczyk S. Jan Paweł II… S. 22–23).

194

Lecomte B. Op. cit. S. 152.

195

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 104–105.

196

Lecomte B. Op. cit. S. 130.

197

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 100–104; Szczypka J. Op. cit. S. 134–138.

198

Lecomte B. Op. cit. S. 133.

199

Szulc T. Op. cit. S. 156–157.

200

Lasota M. Op. cit. S. 59.

201

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 133.

202

Цит. по: Szczypka J. Op. cit. S. 141.

203

Lecomte B. Op. cit. S. 135.

204

Zakrzewicz A. Głosy spoza chóru. Rozmowy o Kościele, papieżach, homoseksualizmie, pedofilii i skandalach. Warszawa, 2013. S. 196.

205

Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 76.

206

АВП РФ. Референтура по Польше. Ф. 122. Оп. 55. П. 415. Д. 130-По. Л. 42.

207

АВП РФ. Ф. 122. Оп. 56. П. 422. Д. 38. Л. 42–43.

208

Szczypka J. Op. cit. S. 166.

209

Weigel G. Świadek… S. 164.

210

Szczypka J. Op. cit. S. 172; Kalendarium… S. 138; запись беседы с А. Шостеком 29.10.2015 (в личном архиве автора).

211

Lecomte B. Op. cit. S. 159.

212

Lecomte B. Op. cit. S. 298.

213

Перевод мой. – В. Волобуев.

214

Перевод А. Махова.

215

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 136.

216

Перевод Е. Твердисловой.

217

Weigel G. Świadek… S. 168.

218

Перевод А. Махова.

219

Buttiglione R. Op. cit. S. 90–91.

220

Wojtyła K. Rozważania o istocie człowieka. Kraków, 1999. S. 18.

221

Wojtyła K. Rozważania…

222

Jan Paweł II. Nie łękajcie się… S. 126–129.

223

Zdybicka Z. J. Jan Pawel II… S. 166–167.

224

Гагарин А. С. Философская антропология Макса Шелера: проблема интенциональности // Проблемы антропологии и антроподицеи в философии. Ч. 3. Екатеринбург, 2005. С. 74–81 (Сайт экзистенциальной и гуманистической психологии. URL: http://hpsy.ru/public/x3265.htm. Дата обращения: 17.07.2016); Абдина А. К. Макс Шелер как основоположник философской антропологии // Вестник КарГУ. 2007 (Сайт «Научные статьи Казахстана». URL: https://articlekz.com/article/5157. Дата обращения: 17.07.2016); Ambrogetti A. Rozmowy w samolocie z Janem Pawlem II. Krakow, 2011. S. 161.

225

Buttiglione R. Op. cit. S. 94–103; Weigel G. Świadek… S. 169–170.

226

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 150–151.

227

Jan Paweł II. Nie łękajcie się… S. 24.

228

Открытие архивов после распада СССР обнаружило еще одно преступление советских властей против поляков: во время Большого террора было расстреляно около 111000 советских граждан польского происхождения. Это была самая массовая «национальная операция» НКВД в тот период. (См.: Петров Н., Янсен М. «Сталинский питомец» – Николай Ежов. М., 2008. С. 115.) Разумеется, этот факт, став известным в девяностые годы, отнюдь не добавил любви поляков к России.

229

Czego pragną młodzi z Paxu. Rozmowa z Romualdem Szeremietewem // Droga. 1978. № 3. S. 24–25.

230

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 45. Л. 58.

231

АВП РФ. Ф. 122. Оп. 56. П. 421. Д. 21. Л. 38. Слова принадлежат члену делегации советских писателей С. Воронину.

232

АВП РФ. Ф. 122. Оп. 55. П. 416. Д. 36. Л. 30.

233

Характерно, что сам Высоцкий в самопальной анкете, которую летом 1970 года раздал артистам Таганки машинист сцены Анатолий Меньщиков, среди стран, к которым он относится с симпатией, указал Польшу, хотя на тот момент переводов его песен на польский было совсем немного (если вообще были).

234

Персак К. Роль Иосифа Сталина в подготовке Конституции Польской Народной Республики 1952 г. // Польша – СССР. 1945–1989: избранные политические проблемы, наследие прошлого. М., 2005. С. 153–168.

235

Gomułka W. Pamiętniki. T. 1. Warszawa, 1994. S. 370–371. Справедливости ради уточним, что эти горькие слова Гомулка написал после своей отставки, причастным к которой считал Л. И. Брежнева. В бытность свою главой партии он ничего подобного не говорил.

236

Archiwum Instytutu Pamięci Narodowej Biuro Udostępnienia (AIPN BU) K d/s BP 6. K. 31.

237

Текст ясногурской присяги польского народа // Сайт о Стефане Вышиньском. http://www.wyszynski.psur.pl/sluby.php (дата обращения 18.10.2016).

238

Орехов А. М. Советский Союз и Польша в годы «оттепели»: из истории советско-польских отношений. М., 2005. С. 183.

239

Там же. С. 195.

240

Gomułka W. Przemówienie na placu Defilad // Trybuna ludu. 25.10.1956.

241

Żaryn J. Op. cit. S. 165.

242

Torańska T. Oni. Warszawa, 2004. S. 414.

243

Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 249–250.

244

Ibid. Op. cit. S. 283–284.

245

Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 284.

246

Łętowski M. Ruch i koło poselskie ZNAK. 1957–1976. Katowice, 1998. S. 92.

247

Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 275.

248

АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 42. П. 356. Д. 720/13. Л. 5.

249

Żaryn J. Op. cit. S. 290.

250

АВП РФ. Ф. 122. Оп. 56. П. 421. Д. 35. Л. 1–2.

251

Польская объединенная рабочая партия, руководившая страной с 1948 до 1989 года.

252

АВП РФ. Ф. 122. Оп. 45. П. 374. Д. 720/13. Л. 110.

253

Там же. Л. 129–130.

254

АВП РФ. Ф. 122. Оп. 40. П. 143. Д. 180. Л. 15–20.

255

АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 43. П. 155. Д. 180. Л. 14; Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 215. Любопытно, что ленинградский обком КПСС также отнесся к фильму негативно и рекомендовал воздержаться от его проката в СССР, поскольку он «по существу пропагандирует религиозную идеологию, не несет зрителю ничего познавательного, идейно ценного с точки зрения материалистической идеологии, насыщен эротикой, садизмом, патологическими сценами, мистикой. Авторы даже не пытаются вскрыть классовую сущность религии, как оружия угнетения и одурманивания трудящихся. Он проникнут духом сочувствия и оправдания фанатизма. Сцены борьбы любви и веры, „божественного и дьявольского“ могут оставить у верующих или колеблющихся только подтверждение их собственных сомнений, вызвать симпатии у верующих к фанатическому „геройству“ ксендза». Отдел культуры ЦК КПСС высказался о нем мягче, признавая только, что содержание фильма «во многом чуждо нашему зрителю». При этом Отдел культуры рекомендовал не запрещать прокат творения Кавалеровича, но лишь ограничить его распространение, поскольку «отказ от покупки этой премированной на международном кинофестивале картины, которую в Польше считают полезной в связи с ее антиклерикальным содержанием, к тому же созданной по рассказу председателя Союза писателей ПНР, известного польского литератора Я. Ивашкевича, мог быть болезненно воспринят в кругах польской общественности. В 1961 г. советской стороной было приобретено лишь 7 польских кинокартин (отклонено от покупки – 12), в то время как польская сторона приобрела 57 советских фильмов» (РГАНИ. Ф. 5. Оп. 36. Д. 147. Л. 8–9).

256

Poupard P. W sercu Watykanu od Jana XXIII do Jana Pawła II. Katowice, 2005. S. 194.

257

АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 60. П. 441. Д. 710. Л. 76а.

258

Jan Paweł II. Wstańcie, chodzmy! Kraków, 2004. S. 44.

259

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 274; Szulc T. Op. cit. S. 272.

260

Szulc T. Op. cit. S. 284. Стоит учитывать, конечно, изменившийся после войны национальный состав жителей страны и передачу в руки римско-католической церкви всех кирх на присоединенных землях.

261

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 164.

262

Żaryn J. Op. cit. S. 188.

263

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 216.

264

Szczypka J. Op. cit. S. 173.

265

Перевод мой. – В. Волобуев.

266

Перевод мой. – В. Волобуев.

267

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 162–164.

268

Перевод мой. – В. Волобуев.

269

Buttiglione R. Op. cit. S. 339–340.

270

Buttiglione R. Op. cit. S. 332, 404–405.

271

Weigel G. Świadek… S. 376.

272

Перевод А. Махова.

273

Перевод мой. – В. Волобуев.

274

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 170–171.

275

Szczypka J. Op. cit. S. 175. По другой версии кандидатуру выдвинул митрополит Базяк без ведома примаса, чем последний был крайне недоволен (Lecomte B. Op. cit. S. 168). Однако по правилам того времени кандидатуры сначала утверждались в партийно-государственных органах. Следовательно, митрополит должен был снестись с ними, а уже потом направлять письмо в Апостольскую столицу. Если допустить, что он сделал это, не поставив в известность кардинала Вышиньского, придется заключить, что Базяк находился в оппозиции к примасу. Не берусь судить, так ли это.

276

Lasota M. Op. cit. S. 72.

277

Ibid. S. 68.

278

Lasota M. Op. cit. S. 69.

279

Lasota M. Op. cit. S. 41; Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 233–235.

280

Moskwa J. Op. cit. S. 178–179; Jan Paweł II. Wstańcie… S. 4–5.

281

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 196–198.

282

Lasota M. Op. cit. S. 108–109; 136–138. Ныне улица, на которой стоит эта новохутская церковь, носит имя Защитников креста (бывшая Маяковского).

283

Lasota M. Op. cit. S. 69.

284

Szulc T. Op. cit. S. 193–195.

285

Lasota M. Op. cit. S. 72–73.

286

Ibid. S. 74–75, 102.

287

Szulc T. Op. cit. S. 195–196.

288

Wojtyła K. Miłość i odpowiedzialność. Kraków, 1962. S. 5–6. Русские издания: Войтыла К. Иоанн Павел II. Любовь и ответственность / Пер. С. Тонконоговой. М.: Кругъ, 1993; Войтыла К. Иоанн Павел II. Любовь и ответственность / Пер. К. Старосельской, Е. Лифшиц. М.: Рудомино; Евромедиа, 2003.

289

Wojtyła K. Miłość… S. 88–90, 95.

290

Wojtyła K. Miłość… S. 150.

291

Weigel G. Świadek… S. 187.

292

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 166; Jan Paweł II, J. Kiliańczyk-Zięba. Op. cit. S. 80. Под западным политиком имеется в виду христианский демократ Оскар Луиджи Скальфаро, позднейший президент Италии. Крайне сомнительным выглядит утверждение Д. Вейгела, будто в летних лагерях отдыха польская администрация поощряла сексуальные эксперименты (Weigel G. Świadek… S. 184), – едва ли это было возможно при том ханжестве, каким отличался поздний сталинизм.

293

Wojtyła K. Miłość… S. 20.

294

Ibid. S. 39.

295

Wojtyła K. Poezje i dramaty… S. 257.

296

Lecomte B. Op. cit. S. 32.

297

Bernstein K., Politi M. Op. cit. S. 113.

298

Ibid. S. 71–74. Даже автор первой американской биографии Иоанна Павла II Тед Шульц, сам родом из Польши, не удержался по этому случаю от язвительного замечания, что «Войтыла – мастер теоретических исследований» (Szulc T. Op. cit. S. 199).

299

Kołodziejska A. Op. cit. S. 110, 114–115.

300

История II Ватиканского собора. Т. II. Формирование соборного сознания. Первый период и перерыв между сессиями. Октябрь 1962 – сентябрь 1963 / Под общ. ред. Д. Альбериго, А. Бодрова и А. Зубова. М., 2005. С. 635.

301

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 199–200; Weigel G. Świadek… S. 198.

302

Lasota M. Op. cit. S. 98–100.

303

Перевод А. Гелескула.

304

Казем-Бек А. Европейская прогрессивная печать о задачах собора перед его открытием // Казем-Бек А. Второй Ватиканский собор. URL: http://www.odinblago.ru/zapadnoe_bogoslovie/vtoroy_vatikanskiy_sobor/6/ (Сайт электронной библиотеки Одинцовского благочиния. Дата обращения: 10.09.2016).

305

История II Ватиканского собора. Т. II… С. 32–33; Казем-Бек А. Состав руководящих органов собора // Казем-Бек А. Указ. соч.

306

Реати Ф. Указ. соч. С. 80.

307

Казем-Бек А. Роль предсоборных комиссий // Казем-Бек А. Указ. соч.

308

Skrzypczak R. Karol Wojtyla na soborze Watykanskim II. Zbiór wystąpień. Warszawa, 2011. S. 62; Lecomte B. Op. cit. S. 183.

309

Szczypka J. Op. cit. S. 196.

310

Żaryn J. Op. cit. S. 228–229; Friszke A. Koło posłów «Znak» w Sejmie PRL. 1957–1976. Warszawa, 2002. S. 50–55.

311

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 209–213.

312

Wojtyła K. Poezje i dramaty… S. 74. (Перевод мой. – В. Волобуев.)

313

Лекция Д. Бинцаровского «Второй Ватиканский собор. Ключевые решения» // URL: http://www.reformed.org.ua/2/699/Bintsarovskyi (Сайт Евангельской пресвитерианской церкви Украины «Реформатский взгляд»; дата обращения: 22.10.2016).

314

Żaryn J. Op. cit. S. 233–234.

315

Из цикла К. Войтылы «Церковь», изданного в журнале «Знак» в 1963 году. Перевод А. Махова.

316

Skrzypczak R. Op. cit. S. 19, 70; Żaryn J. Op. cit. S. 228.

317

Lecomte B. Op. cit. S. 183.

318

Szulc T. Op. cit. S. 212.

319

Skrzypczak R. Op. cit. S. 24; Weigel G. Świadek… S. 222.

320

Lecomte B. Op. cit. S. 237.

321

Skrzypczak R. Op. cit. S. 21–22, 78.

322

Lecomte B. Op. cit. S. 229, 190–191. А. Дескур, напротив, утверждает, будто еще до открытия собора прелаты наперегонки спешили познакомиться с Войтылой, а все комиссии и подкомиссии считали за честь включить его в свой состав (Szulc T. Op. cit. S. 205–206). Вряд ли этому стоит верить – пример с мнимым пророчеством отца Пио показал, что старый приятель Иоанна Павла II был не чужд мифотворчества.

323

Skrzypczak R. Op. cit. S. 78.

324

Ibid. S. 58–59. Немного странное мнение для человека, который осуждал Декарта именно за то, что тот вместо Бога сделал точкой отсчета человека. Но Войтыла, пожалуй, возразил бы на это, что Декарт видел в человеке прежде всего разум, в то время как он, Войтыла, видел в нем душу, то есть элемент божества. Неясно, правда, на каком основании Войтыла вообще заполнял анкету подготовительной комиссии – ауксилиариям она не полагалась (Szulc T. Op. cit. S. 204). Видимо, ему пришлось этим заняться из‐за отсутствия в Кракове архиепископа.

325

Weigel G. Świadek… S. 205.

326

Skrzypczak R. Op. cit. S. 105–110. Еще более резко он выскажет эту мысль в энциклике 1986 года Dominum et Vivifi cantem. Комментируя слова Христа о том, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф 12: 31), он напишет: «<…> хула заключается не в оскорблении Святого Духа, а в отказе принимать спасение, которое Бог дарует человеку через Святого Духа» (Dominum et Vivificantem – URL: http://nauczaniejp2.pl/dokumenty/wyswietl/id/393. Портал ZiBaTePa. Дата обращения: 27.04.2018).

327

Weigel G. Świadek… S. 275.

328

Magister S. Was the Founder of Taize protestant, or Catholic? A Cardinal Solves the Riddle // www.chiesa.espressonline.it (дата обращения: 17.11.2017).

329

По мнению Свежавского, Войтыла мог приложить руку к выработке новых представлений о пасхе как жертве Христовой, широко обсуждавшихся на соборе. Не берусь судить, в чем заключались эти новые представления: в тексте Lumen gentium ничего нового на этот счет вроде бы не сказано (см. текст на сайте библиотеки Якова Кротова, п. 3 – URL: http://krotov.info/acts/20/2vatican/dcmnt063.html. Дата обращения: 17.11.2017). Возможно, эта дискуссия имела какое-то отношение к вопросу, допускать ли мирян к причащению под обоими видами, но я не чувствую себя компетентным, чтобы рассуждать об этом.

330

Skrzypczak R. Op. cit. S. 71, 94–95; История II Ватиканского собора. Т. IV. Соборная церковь. Третий период и перерыв между заседаниями. Сентябрь 1964 – сентябрь 1965. М., 2007. С. 129; Т. V. Собор – поворотный момент в истории церкви. Четвертый период и завершение собора. Сентябрь – декабрь 1965. М., 2010. С. 140.

331

Skrzypczak R. Op. cit. S. 88.

332

История II Ватиканского собора. Т. V… С. 194–195; Lecomte B. Op. cit. S. 198–199.

333

Skrzypczak R. Op. cit. S. 90–93; История II Ватиканского собора. Т. III. Сформировавшийся собор. Второй период и перерыв между сессиями. Сентябрь 1963 – сентябрь 1964. С. 518; Т. IV. Соборная церковь… С. 326, 650–651.

334

Ныне эти слова считаются позднейшей вставкой и обычно не включаются в Новый Завет.

335

Wojtyła K. Promieniowanie ojcowstwa. Wrocław, 2002. S. 16.

336

Kołodziejska A. Op. cit. S. 123.

337

Buttiglione R. Op. cit. S. 360–362.

338

Перевод Е. Твердисловой.

339

Weigel G. Świadek… S. 204.

340

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 257–260.

341

Weigel G. Świadek… S. 202; Szczypka J. Op. cit. S. 220–222.

342

Półtawska W. Op. cit. S. 56.

343

Ibid. S. 69.

344

Augustyn E. Op. cit. S. 37.

345

Ibid. S. 33–35; Półtawska W. Op. cit. S. 69–75.

346

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 183–184.

347

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 234–235.

348

Ibid. S. 236–237.

349

Стругацкий А., Стругацкий Б. Сказка о Тройке. СПб., 2001. С. 177.

350

Augustyn E. Op. cit. S. 38–39.

351

Перевод Е. Твердисловой.

352

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 248.

353

Żaryn J. Op. cit. S. 234.

354

Ibid. S. 193.

355

Strzembosz T. Polacy w PRL: sprzeciw, opozycja, opor (Zachowania opozycyjne w systemie totalitarnym) // Arcana (Kraków). 2000. № 5. S. 137.

356

Żaryn J. Op. cit. S. 194.

357

Lecomte B. Op. cit. S. 240. В сентябре 1978 года, всего за несколько недель до исторического конклава, Войтыла открыл очередной sacrosong в Ченстохове. По совпадению второй приз на этом фестивале взяла песня «Эта слава всей жизни» на стихи Анджея Явеня, сиречь самого Войтылы.

358

Вот священник великий, который во дни свои угодил Господу (лат.).

359

Szczypka J. Op. cit. S. 215–217.

360

Skrzypczak R. Op. cit. S. 76. Цитата взята из «Науки поэзии» и в переводе М. Гаспарова звучит так: «Сам я беру и даю эту вольность охотно». Собственно, у Горация она значит: «Мы просим разрешения и сами, в свою очередь, даем его» (Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 1986. С. 821). Однако слово «venia» можно понять и как «снисхождение, прощение» (Там же. С. 810–811). Именно в этом значении его и использовал понтифик.

361

Czaczkowska E. K. Op. cit. S. 286.

362

Żaryn J. Op. cit. S. 235; Raina P. Kardynał Wyszyński. Orędzie biskupów a reakcja władz. Warszawa, 2005. S. 9–10.

363

Цит. по: Raina P. Kardynał Wyszyński… S. 23–24.

364

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 218–219.

365

Żaryn J. Op. cit. S. 239–240.

366

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 223.

367

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 278–279.

368

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 224.

369

Ibid. S. 223–231; Żaryn J. Op. cit. S. 241.

370

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 231.

371

Friszke A. Koło posłów… S. 452–453.

372

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 228–229.

373

Ibid. S. 226, 230–231.

374

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 281.

375

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 186.

376

Kalendarium… S. 243–245; Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 225–226; Szczypka J. Op. cit. S. 239–240.

377

Raina P. Op. cit. S. 131–134.

378

Lasota M. Op. cit. S. 159–163.

379

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 233.

380

Lasota M. Op. cit. S. 155. Письмо написано в 1974 году, но количество запретов нарастало с 1959 года.

381

Szczypka J. Op. cit. S. 250.

382

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 237.

383

Перевод мой. – В. Волобуев.

384

Перевод Е. Твердисловой.

385

Перевод Е. Твердисловой.

386

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 234–243; Szczypka J. Op. cit. S. 245–247.

387

Szczypka J. Op. cit. S. 248.

388

Lasota M. Op. cit. S. 179–182.

389

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 98.

390

Ibid. S. 246–250.

391

Об этом Вышиньский говорил на заседании Главного совета епископата в конце декабря 1970 года, подводя итог визитам Казароли (Żaryn J. Op. cit. S. 310).

392

Friszke A. Op. cit. S. 78.

393

Żaryn J. Op. cit. S. 229.

394

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 252–255.

395

Szczypka J. Op. cit. S. 261.

396

Weigel G. Świadek… S. 415.

397

Неофициальный русский перевод энциклики на сайте организации Una Voce: URL: http://www.unavoce.ru/library/humanae_vitae.html (дата обращения: 19.10.2017).

398

Lecomte B. Op. cit. S. 275.

399

Moskwa J. Droga Karola Wojtyły. T. II. Zwiastun wyzwolenia. Warszawa, 2014. S. 72–73.

400

Szulc T. Op. cit. S. 240.

401

Wojtyła K. Wstęp // Paweł VI. Encyklika Humanae vitae oraz komentarz teologów moralistów środowiska krakowskiego pod kierunkiem Karola kardynała Wojtyły (przedruk z: Notificationes e curia Cracoviensi, nr. 1–4 A. D. 1969. S. 71–105). b. d. S. 4.

402

Weigel G. Świadek… S. 250–251.

403

Stola D. Kampania antysyjonistyczna. Warszawa, 2000. S. 33–34, 40–42.

404

AIPN BU 0365/46 t. 4. Oświadczenie Teresy Boguckiej. K. 39–40.

405

AIPN BU 0746/41. K. 158.

406

Eisler J. Polski rok 1968. Warszawa, 2006. S. 340–342, 365–366, 376–378, 386–387.

407

Friszke A. Polska. Losy państwa i narodu. 1939–1989. Warszawa, 2003. S. 300–301.

408

Szczypka J. Op. cit. S. 252–253.

409

Żaryn J. Op. cit. S. 274–275; Raina P. Kardynał Wyszyński. Czasy prymasowskie. 1967–1968. Cz. 8. Warszawa, 1998. S. 217–218.

410

То есть партии национал-демократов, основанной Р. Дмовским.

411

Friszke A. Interpelacja Koła Posłow «Znak» do ministra spraw zagranicznych z 8 czerwca 1967 r. w związku z reakcją rządu PRL na wojnę na Bliskim Wschodzie // Friszke A. Koło… S. 475–477.

412

Friszke A. Interpelacja Koła Posłow «Znak» do premiera z 11 marca 1968 r. w związku z wystąpieniami studenckimi i brutalną interwencją milicji i ORMO // Friszke A. Koło… S. 488–489.

413

Raina P. Kardynał Wyszyński. Czasy prymasowskie. 8… S. 162–164.

414

Eisler J. Polski rok… S. 662, 664–665; Kościół w PRL. Dokumenty. T. 2. 1960–1974 / Pod red. P. Rainy. Warszawa, 1995. S. 500–501.

415

Eisler J. Polski rok… S. 665.

416

Archiwum Akt Nowych (AAN) PZPR KC XIA/58. K. 213–216.

417

Vevoda R. Kościół katolicki w Polsce wobec praskiej wiosny oraz interwencji wojskowej w Czechosłowacji // Wokół Praskiej Wiosny. Polska i Czechosłowacja w 1968 roku / Pod red. Ł. Kamińskiego. Warszawa, 2004. S. 89–90; Żaryn J. Op. cit. S. 279.

418

Vevoda R. Op. cit. S. 88.

419

Żaryn J. Op. cit. S. 278; Vevoda R. Op. cit. S. 95.

420

Vevoda R. S. 95–96; Friszke A. Oaza na Kopernika. Klub inteligencji katolickiej. 1956–1989. Warszawa, 1997. S. 101.

421

Vevoda R. Op. cit. S. 85–86.

422

Raina P. Kardynał Wyszyński. Czasy prymasowskie. 8… S. 225.

423

Szczypka J. Op. cit. S. 262–263.

424

Ibid. S. 265.

425

Moskwa J. Op. cit. T. I. S. 308–312.

426

Weigel G. Świadek… S. 272–273.

427

Lecomte B. Op. cit. S. 254.

428

Weigel G. Świadek… S. 295, 297.

429

Lasota M. Op. cit. S. 204–205.

430

Ibid. S. 208–211. Казароли вспоминал, как его удивило, что краковский митрополит ни разу не встретился с новым лидером партии Эдвардом Гереком (Weigel G. Świadek… S. 296).

431

Dudek A., Gryz R. Op. cit. S. 319, 327.

432

Kalendarium… S. 329.

433

В оригинале «Osoba I czyn». Слово czyn имеет значение «действие, поступок». Предпочитаю второй вариант как более точно отражающий суть рассматриваемой в книге проблемы.

434

Zdybicka Z. J. Op. cit. S. 62–63.

435

Zdybicka Z. J. Op. cit. S. 25–34, 36–38, 56–62.

436

Weigel G. Świadek… S. 169.

437

Иоанн Павел II прямо сошлется на Достоевского 13 августа 1991 года в проповеди в честь канонизации Анели Салявы (см. тект проповеди на портале ZiBaTePa: URL: http://www.nauczaniejp2.pl/dokumenty/wyswietl/id/490, дата обращения: 22.08.2018). В развернутом виде эта мысль будет выражена в энциклике 1986 года «Dominum et Vivifikantem»: «Бог-Творец является единственным и окончательным источником морального порядка в мире, Им созданным. Человек не может сам по себе определять, что хорошо и что плохо, не может знать добро и зло, подобно Богу» (URL: http://nauczaniejp2.pl/dokumenty/wyswietl/id/393, дата обращения: 27.04.2018).

438

Wojtyła K. Wykłady lubelskie // Człowiek i moralność. Lublin, 2006. № 3. S. 256–259.

439

Я бы добавил, что этика в марксизме носит классовый характер и поэтому на практике скатывается в готтентотскую мораль: хорошо то, что идет на пользу прогрессивному классу.

440

Wojtyła K. Osoba i czyn. Kraków, 1985. S. 339–340.

441

Szczypka J. Op. cit. S. 266.

442

Иоанн Павел II. Переступить порог надежды (гл. «Евангелие и права человека») / Пер. А. Калмыковой // Сайт информационно-издательского центра «Истина и жизнь». URL: http://agnuz.info/app/webroot/library/135/351/index.htm (дата обращения: 03.10.2018).

443

Lecomte B. Op. cit. S. 248.

444

Bernstein K., Politi M. Op. cit. S. 109–111, 114.

445

Lecomte B. Op. cit. S. 265.

446

Szczypka J. Op. cit. S. 275, 278–279.

447

Неизвестными на тот момент. Уже после отлета Войтылы в Европу полиция арестует членов секты Ч. Мэнсона, которые спустя два года будут осуждены за это преступление.

448

Szczypka J. Op. cit. S. 280.

Загрузка...