4.2. Предотвращение искажений международной конкуренции
Наряду с либерализацией международной торговли, т. е. открытием экономических границ второй важнейшей составляющей права ВТО служат нормы, направленные на предотвращение и при необходимости устранение искажений международной конкуренции на глобальном рынке товаров и услуг. Подобные искажения могут исходить как от Членов ВТО (государств и приравниваемого к ним Европейского Союза), так и непосредственно от хозяйствующих субъектов – участников трансграничных экономических связей.
К искажениям конкуренции государственного происхождения относится прежде всего применение Членом ВТО неодинаковых правил международной торговли по отношению к другим Членам, которые ставят одни иностранные государства (а равно их граждан и юридических лиц) в привилегированное положение перед остальными.
Во избежание такого рода дискриминационной практики многосторонние торговые соглашения, входящие в структуру учредительного договора ВТО, закрепляют в качестве общего принципа режим наибольшего благоприятствования (ст. I ГАТТ «Общий режим наиболее благоприятствуемой нации», ст. I ГАТС «Режим наиболее благоприятствуемой нации», ст. 4 «Режим наиболее благоприятствуемой нации» ТРИПС, ст. 2 «Разработка, принятие и применение технических регламентов институтами центрального правительства» Соглашения по технических барьерам торговле, и др.).
В рамках режима наибольшего благоприятствования если некоторый Член ВТО решит предоставить дополнительные льготы гражданам, юридическим лицам, продукции какого-либо другого государства, даже не входящего в ВТО, то подобные льготы автоматически должны быть распространены на всех Членов Всемирной торговой организации. Остальные Члены ВТО, таким образом, пользуются одинаковым (наиболее благоприятным) положением в доступе на его национальный рынок, например в плане обложения таможенными пошлинами, уровень которых должен быть идентичным для всех импортируемых товаров определенного вида независимо от места происхождения61.
Другой вид искажений международной конкуренции, который может исходить от Членов ВТО, состоит в предоставлении субсидий, т. е. различных видов государственной поддержки отечественным предприятиям-экспортерам (прямая финансовая помощь, налоговые льготы и т. д.). Такие субсидии ставят их получателей в более выгодное положение по сравнению с производителями сходных товаров других Членов ВТО, которые не получают аналогичной помощи или получают ее в меньшем размере и для покрытия издержек производства вынуждены продавать свою продукцию по более высокой цене.
В целях устранения подобных искажений Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ст. VI ГАТТ «Антидемпинговые и компенсационные пошлины») и дополняющее его Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам разрешает пострадавшим Членам ВТО вводить против Члена, предоставляющего субсидии, ответные меры в виде дополнительных (компенсационных) пошлин, которые повышают стоимость субсидируемой иностранной продукции до справедливой рыночной цены.
Цели завоевания иностранных рынков, аналогичные государственным субсидиям, может преследовать практика самих производителей, получившая наименование «демпинг»62. В данном случае производитель сознательно «выбрасывает» на рынок другого Члена ВТО произведенные им товары по ценам, заведомо более низким по сравнению с нормальной стоимостью (демпинговым ценам). Это дает ему возможность вытеснить с рынка конкурирующие товары местного производства, а после этого поднять цену до обычного или еще более высокого уровня.
В качестве средства борьбы с демпингом право Всемирной торговой организации (вышеупомянутая ст. VI ГАТТ «Антидемпинговые и компенсационные пошлины» и Соглашение о претворении в жизнь данной статьи, дополняющее ГАТТ) разрешает Членам ВТО вводить антидемпинговые пошлины, которые имеют такой же характер и размер, как и компенсационные пошлины в отношении субсидируемой иностранной продукции.
Введению компенсационных и антидемпинговых пошлин во всех случаях должно предшествовать объективное расследование обстоятельств дела со стороны компетентных органов пострадавшего Члена ВТО с предоставлением права другим заинтересованным Членам ВТО и их производителям высказывать свою точку зрения и приводить аргументы против введения подобных мер.