Глава четырнадцатая

Возвеличение Германии в пропаганде.


Образ Германии, возрождаемой в XIX веке, насаждался как что-то совершенно исключительное в представления людей многих стран мира, в России чуть ли не в первую очередь. Речь в пропаганде шла о том, что если уж Германия нападет на какую-то страну, то этой стране сразу же надо сдаваться, – именно так в головах обывателей других стран нагнеталось ощущение превосходства Германии, разумеется, сильно преувеличенное.

Хотя основания для такого восприятия Германии были – в Германию вкладывались гигантские средства. Средства вкладывались и в конце XIX века, а когда Германия опять понадобилась в 20–30-х годах XX века для тех же целей («дранг нах остен» – поход на восток), то поток средств, обрушенный на нее, был просто огромен. Выяснилось, что Германия в начале 30-х годов получила больше средств, чем Америка за сорок лет до Первой мировой войны.

От такой политики в XIX веке кое-что перепало и простым немцам после возрождения Германской империи. Конечно, это усредненные суммы – соревноваться в роскоши с российской высшей знатью немецкой знати все равно было немыслимо. Как писал генерал германской армии в начале XX века Гельмут фон Мольтке, приходившийся племянником одноименному фельдмаршалу Мольтке, командовавшему германскими войсками в 1866 году (разгром Австрии) и в 1870 году (разгром Франции): «На деньги от продажи драгоценностей дам на выходе русского царя можно было бы купить целое королевство. Феерическая красота».

Загрузка...