«За нами миллиарды генетических жизней, которые воплотились в величайший, из когда-либо существовавших, эволюционных механизмов – наше тело, обладающее сознанием.
Значит, мы заслужили право задавать вопросы: «что, если…»
Сегодня мы познакомимся с матчастью «главного бортового компьютера» нашего «скафандра» и изучим, как устроена часть тела – центральная нервная система или мозг человека.
Как мы уже знаем, большинство людей живёт бессознательно, повинуясь набору реакций, часть команд для которых приходит:
• из заложенной в нас нервной системы, управляющей всем телом,
• из другой части, которая «прописалась» там позже, благодаря программам защитных функций эго, управляющих телом и психической сферой.
Из обширного, и всё увеличивающегося, в связи с развитием технологий, количества материала по нейрофизиологии (наука о работе высшей нервной системы), для вас выбраны и обработаны для упрощения процесса восприятия, фрагменты научных данных, необходимых для успешной «эксплуатации высокотехнологичного компьютера», находящегося в черепной коробке, знать которые должен каждый, кто является человеком не только по принадлежности к биологическому виду.
Тело человека несет в себе структуру всех органических форм и этапов эволюции живых существ на планете Земля. Развиваясь внутриутробно, детеныш человека проходит все эти стадии:
две клетки яйцеклетка+сперматозоид –
структурированный набор клеток растения –
рыбы –
рептилии –
птицы –
млекопитающие.
Еще до рождения, на самых ранних стадиях жизни, нам, как будто, делают экскурсию по истории происхождения нашего вида и показывают, что тому, кому выпало счастье родиться в теле человека, до́лжно проникнуться уважением к этому подарку, и, получив такое мощное оснащение в виде мозга, сделать усилие, чтобы возвыситься над своей животной природой при всём к ней глубоком уважении. Только осознанные усилия в полном понимании и контакте со свой природой, делают нас человеком осознанным.
При изучении этого Урока постарайтесь максимально абстрагироваться от сравнений. Просвещенные люди знают, что единственный навык – умение растождествляться, отстраняться и наблюдать за собой в любых состояниях, даёт нам возможность перестать быть только реагирующим животным.
На самом деле мы, люди – «трех-мозговое существо». Выглядит это следующим образом.
Самый древний отдел – «мозг рептилий» – является основанием головного мозга и переходит в спинной мозг. Он отвечает за бессознательные действия. Все они реализуют немедленные реакции/инстинктивные импульсы/рефлексы, направленные к одной цели – сохранение жизни. У рептилий это движение и агрессия, связанные с добычей пищи и контролем за своей территорией.
Высказывание «Промедление смерти подобно» полностью соответствует нашим реакциям из этой части мозга. Любая рептилия – это «машина для убийства», что 200 кг. варан, что 20 гр. ящерица. Вся их жизнь посвящена этому действию. Наш мозг рептилий состоит из нейронов, соединенных в «базовой прошивке» в нейросети, программы которых отменить невозможно, пока мозг жив и функционирует. По качеству и количеству этих рефлексов определяют, например, насколько сохранены функции в пораженном травмой или заболеванием мозге.
Для наглядности, назовем эту часть «мозг крокодила». Нейромедиатором (управляющим гормоном), запускающим реакции в его нейросетях, является адреналин (и ещё несколько других). Как только мозг зарегистрировал угрожающую ситуацию, немедленно в кровь выделяется адреналин, который соединяет отростки нейронов между собой. Цепь передачи импульса в нейросети замыкается, и запускается каскад реакций, передающихся ко всем мышцам, которые участвуют в необходимом действии. Ко всем! От сердечной и мышц, участвующих в дыхании, до скелетных. На всё это уходит доля секунды.
Задание. Посмотрите любой фильм о жизни крокодилов в дикой природе. Мы от них отличаемся только тем, что не всегда совершаем действие. Вместо отпора и бегства – впадаем в оцепенение, затем все эти реакции «зависают», переходят в разряд незавершенных гештальтов и ждут своего часа, когда упадет «последняя капля» и мы не сможем больше сдерживать своего «кроко». Со всеми вытекающими последствиями. Почему не сможем сдерживать? Потому что организм повинуется законам природы и старается восстановить нарушенное энергетическое равновесие – потратить выделенную энергию и реализовать нереализованное желание – это первая причина. Вторая – организм находится в отравленном не отработанным адреналином состоянии, пытается избавиться от него, сохранить здоровье и жизнь. Сублимация этой энергии осуществляется через профессии в силовых структурах, спорт и экстремальные развлечения. Можно теперь по-другому посмотреть на «панические атаки» и «внезапные припадки гнева»? Так «скафандр» проводит ремонтные работы, спасая нас.
Выше, на основании мозга, располагается лимбическая система, или «эмоциональный мозг», который занимает бо́льшую часть пространства черепа. В процессе эволюции он был образован из обонятельного бугорка мозга рептилий и получил максимальное развитие у млекопитающих. Лимбическая система отвечает за любые наши реакции, которые связаны с реализацией двух видов энергии: libido (либидо) – получение удовольствия и mortido (мортидо) – всеми реакциями, обусловленными болью от потери, или невозможности получить удовольствие (страдание). Мы их знаем как чувства и эмоции.
Для наглядности, назовем эту часть «мозгом обезьяны». Нейромедиатором (управляющим гормоном), запускающим реакцию в нейросетях, является серотонин. Как только мозг зарегистрировал ситуацию, в которой есть возможность получить удовольствие, немедленно в кровь выделяется серотонин, соединяющий отростки нейронов между собой. Цепь передачи импульса в нейросети замыкается, и запускается каскад реакций, передающихся ко всем мышцам, которые участвуют в необходимом действии. Ко всем! От сердечной и мышц, участвующих в дыхании, до скелетных. На всё это нужно несколько секунд. Однако, поскольку млекопитающие значительно отличаются от рептилий, и эта часть мозга намного больше – система усложняется, и запуск каскада идет не только, как реакция на внешние объекты, а также на импульсы, пришедшие изнутри, из нервной системы, в виде мыслей, желаний и воспоминаний.
Задание. Посмотрите любой фильм о жизни обезьян в дикой природе. Мы от них отличаемся только тем, что не всегда совершаем действие. Вместо движения навстречу желаемому – впадаем в оцепенение, поэтому все эти реакции «зависают», переходят в разряд незавершенных гештальтов и ждут своего часа, когда упадет «последняя капля» и мы не сможем больше сдерживать свою «манки». Со всеми вытекающими последствиями. Почему не сможем сдерживать? Потому что организм повинуется законам природы и старается восстановить нарушенное энергетическое равновесие – потратить выделенную на реализацию желания энергию и реализовать нереализованное желание – это первая причина. Вторая – организм находится в отравленном не отработанным серотонином состоянии, пытается избавиться от него, сохранить здоровье и жизнь. Сублимация этой энергии происходит через профессии, связанные с обменом эмоциями, развитие культуры, искусства, физкультуры. Можно теперь по-другому посмотреть на «жидкие истерики» и тягу к таким «утешителям», как алкоголь, шоколад, фастфуд и причину, по которой невозможно искоренить «самую древнюю из профессий? Так «скафандр» проводит ремонтные работы, спасая нас.
Оба мозга отвечают за сохранение жизни,
поэтому являются поставщиками импульсов для инстинктивных реакций и действий, поддерживающих реализацию базовых потребностей.
Если у вас всё еще нет плаката с базовыми потребностями, то вам будет труднее усваивать материал этого Урока, и последующих.
Выше этих двух структур находится neokortex (неоко́ртекс или «новая кора»). Неокортекс, как видно из названия, покрывает большие полушария лимбического мозга, имеет толщину 2–4 мм. Поскольку, по весу и объему ткани неокортекс в разы́ меньше «мозга рептилий» и «мозга обезьяны», для увеличения площади он собран в складки, известные как борозды и извилины.
С точки зрения эволюции (как видно из названия), неокортекс – совершенно новое образование, которому, по некоторым исследованиям, не более 130 тысяч лет. Когда впервые существо, что в последствии эволюционировало до современного вида человека, осознало себя, сказало «я – есть» и начало думать не только об удовлетворении базовых потребностей – тогда активизировались первые нейроны неокортекса, «зажглись лампочки» в нейросетях и мы начали становиться людьми. Однако, за последние 130 тысяч лет мы не особенно преуспели в этом процессе. Даже у самых развитых людей неокортекс задействован в среднем на 10–15 %. Большинство нейронов находится в неактивном, спящем состоянии. Они – потенциал, закладка на продолжение эволюции от высших животных к человеку, осознающему себя не только произошедшим от млекопитающих, а от-ДУХ-о-творенной частью материального мира.
Неокортекс отвечает за следующие функции:
• осознанное/управляемое восприятие себя и окружающего мира,
• осознанный контакт с реальностью,
• осознанное/управляемое мышление/прерывание трансов/растождествление,
• ССС/сила воли/умение совершать усилия: управлять эмоциями и терпеть временный дискомфорт,
• осознанная/управляемая речь.
Нейромедиатором (управляющим гормоном), запускающим реакцию в его нейросетях, является дофамин. Как только сознание создало ситуацию, в которой надо совершить усилие, чтобы прервать реакцию из репертуара двух нижележащих отделов мозга, в кровь выделяется дофамин. Он, либо пробуждает спящие дофаминовые нейроны нейроны «экстра-класса», с самыми длинными отростками, имеются только в ткани мозга человека, если это происходит впервые (медленный процесс), либо соединяет отростки нейронов между собой в уже имеющейся нейросети, если действие совершалось ранее (в тысячи раз быстрее). Цепь передачи импульса в нейросети замыкается, и запускается каскад реакций, передающихся ко всем мышцам, которые участвуют в необходимом действии. Ко всем! От сердечной и мышц, участвующих в дыхании, до скелетных. На всё это уходит больше времени, чем секунды, так как программа реакций из других отделов мозга пытается продолжить работу по обеспечению базовых потребностей. Именно с этим мы имеем дело, когда растождествляемся с захватом, поэтому правильное дыхание и изменение положения тела в пространстве – самые эффективные инструменты технологий растождествления. Водой мы разбавляем и вымываем адреналин или серотонин, которые поддерживают реактивную/базовую программу.
И только тогда, когда ценой повторяющихся усилий, нейросеть нового вида поведения устанавливается, дальше происходит «необыкновенное чудо». Дофаминовые нейросети сами направляют наше внимание ко всему, что, поможет нам продолжать это делать. И, затем…
«Божественный космонавт» выходит из анабиоза (вынужденного сна),
начинает сознательно управлять «скафандром» и
пилотировать пространство под названием Жизнь!
или
Душа выходит из состояния заложника программ тело+эго,
направленных на реакцию преодоления страха собственной ущербности, и начинается настоящая жизнь.
«необыкновенное чудо», конечно же, только отчасти чудо и милость Создателя, если только не считать чудом такую возможность. Это тот самый «автоматический навык», результат обучения 4-го уровня в принципе ссср.
Для получения нового впечатления о себе подведем итог, что мы теперь знаем о происхождении людей, как вида (по одной из официальных гипотез):
3,7 миллиардов лет назад на Земле зародилась жизнь в виде эукариотов (простых клеток).
1,7 миллиардов лет назад начали развиваться многоклеточные организмы с дифференцированными (предназначенными для разных функций) клетками.
450 миллионов лет назад появились высшие растения.
Далее развивались позвоночные (рептилии).
65 миллионов лет назад динозавры вымерли, оставив нам себя в виде птиц.
6 миллионов лет назад приматы (обезьяны) стали на две ноги, и только
3 миллиона лет назад начал развиваться мозг у этого вида млекопитающих.
Итак: даже если мы не будем брать в расчет «примитивную» нервную систему растений с чем лично я согласиться не могу, структурной матрице подавляющей массы нейронов нашего мозга, ответственной за поведение – от 6 миллионов лет, а неокортексу, который может его контролировать – 130 тысяч лет.
6 миллионов лет на 130 тысяч лет.
Каково сейчас ваше впечатление? Что чувствуете? Запишите ответ в тетрадь.
Мы выяснили «что есть что». Перейдем к «зачем и как».
Каким же образом, несколько грамм неокортекса возрастом 130 тысяч лет может противостоять нескольким килограммам мозга, возрастом 6 миллионов лет, с его наработанными алгоритмами реакций, осуществляющих выживание «любой ценой»? Ответ зашифрован в пословице:
«Капля камень точит не силой удара, а частотой повторений».
Следует знать, что неокортекс работает за счет энергии стремления живого существа жить. Эта энергия, как мы теперь знаем, вырабатывается в древнем мозге для удовлетворения базовых потребностей. Работа же неокортекса обеспечивает развитие высших или духовных потребностей. В этом же направлении распространяется общее благотворное влияние активизированного неокортекса на весь организм, на качество и продолжительность жизни в целом.
Как именно? Получая знания мы обучаемся осознанности. Зачем это нам?
Заметили, что в перечислении функций неокортекса, повторяется одно и то же слово? Действуя энергией осознанного управляемого ВНИМАНИЯ, мы используем поднимающуюся из древних структур мозга мощную энергию жизни, и направляем её через неокортекс к Высшему Я, чтобы восстановить веру в себя и ощутить в себе Присутствие «божественного космонавта», или силу Духа.
Принцип такой же, как при выведении высокотехнологичного исследовательского прибора – космического модуля, на орбиту Земли. Для того, чтобы преодолеть силу гравитации (земного притяжения), бо́льшая часть корабля состоит из ракетоносителя – двигателя и резервуаров, наполненных горючей смесью, благодаря сжиганию которой, корабль может развить скорость и мощь, достаточные, чтобы оторваться от планеты и выйти в космос.
Обучаясь устанавливать осознанное восприятие каждого момента реальности, мы учимся верить в то, что видим, а не то, во что верим.
Делая то, что не хочется и не делая то, что хочется, учимся контролировать себя и вырабатываем силу воли.
Учимся достойно встречать незнакомые ситуации, когнитивный диссонанс (КД=стресс=утрата контроля), переживать результаты ошибок и временный дискомфорт.
Дисциплинированно учимся повторять усилия в преодолении привычного запрограммированного поведения и бесконечной тяги к удовольствиям.
Учимся наблюдать, Принимать, освобождать чувства и управлять эмоциями.
Прерываем деструктивные трансы, учимся конструктивно мыслить, планировать действия и мечтать.
Учимся верить в то, что все проблемы и эмоциональная боль, которая их сопровождает – это процесс исцеления и приведения нас в целостное состояние.
И учимся сосредоточенно, систематически, старательно и решительно действовать во всём вышеперечисленном.
Сделайте плакат, добавив к списку функции неокортекса.
Так, шаг за шагом, в каждом из этих процессов, мы пробуждаем новые клетки неокортекса, трудимся над личной эволюцией и вносим, тем самым, вклад в эволюцию нашей цивилизации. Благодаря знаниям и усилиям, мы осознанно работаем с энергией жизни. Используя животные импульсы, сублимируем их в безопасные и созидательные формы. Можно сравнить работу неокортекса с художником, который придает форму разрозненным элементам природы, превращая их в то, что может служить побудительным мотивом к развитию таких нематериальных форм проявления жизни, как счастье, благодарность, любовь и творчество.
Есть ли материальная/практическая/телесная польза от развития функций неокортекса? Или это необязательно, и можно прекрасно жить и без него?
Ответ очевиден. Разумеется, есть.
Всё, что мы делаем через функции неокортекса, приводит наш разум к всё более ощутимому освобождению от тревоги и паранойи страдальчества в виде частично осознаваемых, но по бо́льшей части бессознательных страхов перед жизнью и вызываемого ими физического напряжения.
Бессознательно живущие люди живут менее эффективно, чем животные. Например, животные живут ТОЛЬКО в текущем моменте реальности и решают необходимые задачи для обеспечения базовых потребностей. Для них прошлое – это только опыт, в котором они научились чему-то полезному, поскольку до сих пор живы. Животные не знают, что у них есть будущее, поэтому и этих страхов у них нет. Для людей их прошлое – это бесконечное пространство незавершенных гештальтов нереализованных желаний, почва для поддержания страданий и поставщик страхов, переходящих в будущее, аннулируя при этом настоящее.
Техники растождествления дают нам возможность прервать поток боли и пережить новые ощущения, мысли и чувства. Когда тело и сознание действуют вместе, мы чувствуем спокойствие, внутреннюю гармонию и ощущение уместности в той реальности, в которой находимся. При этом в теле происходит снятие хронического мышечного напряжения, которое затрудняло работу всех систем и отравляло организм токсинами. За счет этого активизируются процессы саморегуляции и оздоровления организма в целом. Растождествление, например в виде правильного дыхания – это еще и мощная практика, стимулирующая работу иммунной, нервной и эндокринной систем, наиболее уязвимых во время дистресса, формируемого мыслями и трансами. Дистресс тревога – это затруднение дыхания на фоне заблокированного возбуждения. Какого возбуждения? Естественного, вызванного каким-то желанием, но не доведенным до реализации.
Когда чувства освобождаются из-под пресса подавления, и мы умеем управлять проявлением эмоций – приходит такое родное и почти забытое ощущение о-ДУХ-о-творенной радости, не имеющей условий и освобождающей нас от зависимости бесперебойного поглощения предметов/людей/событий ради получения удовольствия.
Это дает нам возможность почувствовать истинную свободу. Не свободу, как вседозволенность, а настоящую свободу, которая приходит только через усилия и осознание сопричастности со всем, что есть в мире. Постепенно напряженный разум высвобождается из тисков страха/ущербности/«комплексов неполноценности», обусловленных программами эго, а затем приходит ощущение силы воли и контроля над бесконечным мыслительным потоком, или сознание Наблюдателя. Постепенно формируется и становится доступным для проживания восхитительное чувство сущностного сознания. Сознания, наполненного спокойной радостью, как благодарности за жизнь и возможность отвечать за ту часть мира, которой является «я».
Вывод. Как теперь мы можем видеть, в освоении навыка управления функциями неокортекса нет никакой высокопарности и тем более, мистики. Это совершенно практичные для ежедневного применения техники и, что важно – хорошо показывающие себя в долгосрочной перспективе. Через свой «третий мозг» – мы можем осознавать связь всего сущего: мир и себя, как часть мира. Действовать не только из желаний, обусловленных удовлетворением базовых потребностей, а понимать, что в нас есть Дух или «божественный космонавт», который познает себя через то, как мы побеждаем в себе животные предпосылки к действиям, учимся быть осознанными, движимыми идеями единодушия, любви, мира и созидания в развитии своего потенциала. Как мы идем по пути истинного предназначения и принимаем свою изначальную миссию быть «мостом между землей и небом», осуществляя путь духовного развития.
Спросите любого человека – чего он хочет? Отвечают, обычно быстро: «здоровья, любви, денег, спокойствия и уверенности в завтрашнем дне». Затем спросите, что он готов сделать для этого? Здесь с ответом бывают затруднения.
Теперь вы знаете причину. Ответ очевиден. ПоВЕРить в себя, вернуть себе веру в Создателя, как в высший смысл жизни, а затем – приложить уСИЛия, чтобы развить в себе сознание человека. По-другому не получится.
Многие, вступая в отношения, несут в себе законсервированное страдание – не прожитую боль от травмы, полученной в других отношениях. Поэтому «паспорт меняется, проблема продолжается». Первый опыт отношений мы получаем с родителями, учимся стратегиям преодоления страха потерять любовь, и, в дальнейшем, склонны либо нападать, иногда превентивно (praeventus – «упреждённо», лат.), либо терять себя в потребностях другого.
Нападение или растворение?
Понаблюдайте за собой, как вы реагируете, если:
1. обиделись – защищаетесь или «проглатываете»?
2. обижаете кого-то – просите прощения или стараетесь хитрыми трюками, обвинениями или оправданиями уйти от ответственности?
Если вы (или вам) причинили боль, будьте внимательны. Отсутствие ответной реакции не является хорошим признаком. Тут может быть два варианта – либо вы (или другой) эмоционально инфантилен, зависим (от вас) и готов на все ради «мира», либо вы (он) уже «поставил крест» на взаимопонимании, воздвиг «крепостную стену», живет своей жизнью и не считает нужным «связываться» с вами, чтобы что-то выяснять. Помните, что первый уровень отношений – это «я и моё эго», отсюда выходит и сюда возвращается вся информация о нас.
Важно помнить: не бывает отношений, в которых люди периодически не причиняли бы боль друг другу. Любые ситуации, затрагивающие чувства – это исцеляющий опыт. О нём мы просим Бога в молитвах и медитациях. Чем ближе и важнее отношения, тем больше бывает боли. Чем ближе зеркало, тем лучше видно своё отражение. Проявление агрессии естественно для развития чего бы то ни было. Вопрос в месте, времени, обстоятельствах, форме её проявления и в том, что будет дальше.
Сегодня, в контексте изучения анималистических частей мозга, вникнем более подробно в чувство гнева. Представьте рептилию, которая видит посягательство на нарушение границ своей территории. Первое, что она испытывает – это страх, как и любое существо, внезапно выведенное из состояния равновесия. Почему страх? Потому что, лишившись территории проживания, оно лишается возможности осуществлять базовые потребности. Это смерть. Страх мгновенно (как и у нас) трансформируется в агрессию и далее следует реакция. Нападение или бегство. Люди эту цепочку называют гневом. Иногда даже «праведным».
Часть 1.
Вспомните себя в состоянии гнева. Поработайте со следующими вопросами и сразу запишите ответы:
1. Когда я злюсь, я обычно (опишите чувства, ощущения, мысли и действия).
2. Приносит ли мне такая реакция пользу и какую?
3. Как выражают гнев в моей семье (родители, партнёр, дети, другие важные для меня люди).
4. Нравится ли мне, как я выражаю гнев?
5. Какой вид проявления гнева другими мне особенно отвратителен?
6. Какой вид проявления гнева другими мне нравится?
7. Как я могу улучшить свой способ справляться с гневом?
Часть 2.
Отложите тетрадь. Обращайте внимание и наблюдайте за проявлением гнева в себе и других. Вернитесь к заданию на следующий день и прочтите написанное. Если есть желание что-то исправить/дополнить – обязательно сделайте это. Опять наблюдайте за проявлением гнева внутри и вокруг. Вновь вернитесь к заданию на следующий день. Если есть желание что-то исправить/дополнить – обязательно сделайте это. Подробно записывайте опыт проживания в выполнении этого задания, особенно то, что будет меняться.
В конце исследования напишите:
«Я действую как рептилия (можно написать название рептилии для усиления эффекта), когда веду себя привычно агрессивно в обыденных ситуациях».
Прочтите фразу вслух. Запишите чувства.
Отметьте:
1) наблюдения, как менялись ваши чувства по отношению к эмоции гнева, день ото дня,
2) продолжение выделенной фразы и чувства, которые сопровождали её прочтение вслух.
Продолжаем тренинг.
Закройте глаза…вдох…выдох…
Вы в лесу и смотрите прямо перед собой.
Что вы видите? Как далеко линия горизонта? Видно ли её? Опишите максимально подробно. Человек ли вы? Какого вы пола? Сколько вам лет?
ВАЖНО: для работы в этом тренинге важно схватить и описать первое, что приходит. Каким бы оно ни было. Постарайтесь освободиться от интерпретаций. Будьте свободными и креативными в описании чувств и ощущений, однако придерживайтесь только 6-ти заданных вопросов.
Внимательно проработайте тему этого Урока, следуя структурному алгоритму. Она не такая сложная, как кажется, но может вызвать сопротивление, что совершенно нормально. Когда это произойдет – вы знаете, что делать, не торопитесь, будьте вдумчивыми. Выполните все задания, и из текста Урока, в том числе.
Опишите ваши впечатления от просмотров документальных фильмов и ответьте на вопрос: почему в описательной части устройства мозга, были использованы одинаковые фразеологические структурные шаблоны?
Рекомендация: найдите документальный фильм студии BBC «Planet earth», автор Дэвид Аттенборо, 2006 г., и начинайте его смотреть.
Сопротивляйтесь слабости, и пребудет с вами сила Духа, которую вы в себе открываете с каждым Понятым, Принятым и Прожитым чувством, вызванным работой с Уроком!