Урок 3. Происхождение инфантильного невроза. Формирование эго

«Чтобы вылечить человека, сначала нужно спросить его, готов ли он избавиться от причин болезни? Только после этого ему можно помочь».

Гиппократ.

Сегодня мы приступим к детальному изучению того, о чем так много говорят, но, как правило, неправильно понимают: «причинами большинства проблем, являются травмы, которые мы получили в детстве».

Бывает довольно непросто приучить себя к мысли, что любые проблемы, не важно с чем – отношениями, здоровьем, деньгами, самореализацией – это способы познания себя, Принятие которых исцеляет нас, открывая новые перспективы и возможности для развития.

Теперь мы знаем, что у нас есть только два дела в этой жизни и оба они связаны с Принятием:

учиться на своих ошибках (внутренний уровень)

Принимать реальность (внешний уровень).

Для тех, кто встал на путь Принятия ответственности за свою жизнь – есть хорошая новость, которая звучит так:

«главное не то, что со мной произошло,

а то, что я сам сделал с тем, что со мной произошло».

Любая проблема – это кризис. Это, как развилка на пути. Что она показывает? 1/ Мы можем поступить привычным образом, не приняв истинный смысл «послания», которое оформлено в проблему, и тогда это будет повторение и усиление опасности.

2/ Мы можем выбрать другой вариант – Принять её, и создать возможность для исцеления.

Примечание: китайский иероглиф «кризис» имеет два значения – «опасность» и «возможность».


«Триединое царство» человека – тело, разум и душа, сопровождают нас на пути к исцелению. Представим такую метафору, при которой душа является «божественным космонавтом» и использует тело как «скафандр» для пребывания на Земле в материализованной форме. Через тело душа передает информацию о своих потребностях, используя разум как переводчика этой информации с языка энергии на понятные символы мыслей и слов так же, как бинарный код языка компьютера, программы переводят в символы, понятные нам – слова/звуки/картинки.

«Тело» (кавычки здесь потому, что имеется в виду психическая сфера тоже) пострадало в результате боли, которую ребенок не смог правильно пережить. Тело все время старается привлечь наше внимание, чтобы сообщить, как можно это исправить («скафандр» мигает красными лампочками). Как мы выглядим? Какие имеем проблемы – физические и эмоциональные? Какие имеем отношения с другими людьми? А с источниками энергии, например, деньгами? Всё перечисленное – это информация о порядке или неполадках в трансфере энергии внутри системы, участки которой заблокированы узлом не пережитой боли.

Тело+психика всегда точно передают информацию, их посланиям можно доверять.

На основе этого знания развивается новая, вернее, хорошо забытая старая – психосоматическая медицина. Не имеет значения, что именно сейчас вы чувствуете себя здоровым и нет никаких неприятных симптомов. Наш организм обладает большим запасом прочности, ученые выяснили, что конструкция его такова, что жить мы можем, в среднем, от 84 до 120 лет.

Наша душа говорит с нами через тело, но,

чтобы её услышать, нам нужно пробудить сознание.

Если «переводчик» (разум) находится в спящем или полусонном состоянии, мы не можем получить информацию о потребностях нашей души/маршруте пилот-волны/пути истинного предназначения, и тогда наше честное, постоянно говорящее с нами тело(+психика), используется только для обеспечения потребностей животного, базового уровня это всё равно, что использовать ноутбук последней модели в качестве грелки и ночного светильника, чтобы уютно… спать.

Нематериальные вещи трудно понять материалистичным умом, поэтому испокон веков для этого существовала вера.

Проснуться – легко!

Проблемы именно это и делают – выдергивают нас из трансов полусонного существования и побуждают к поиску новых вариантов развития жизни такие поговорки «Не было бы счастья, да несчастье помогло» говорят об этом.

Поддерживать бодрствование – трудно!

Для этого требуются усилия, чтобы пройти сквозь «три двери», отделяющих нас от обладания бодрствующим/сущностным/целостным/образным/фасеточным сознанием:

невежество

лень (привычки)

неверие.

Правильные знания. Усилия. Вера в смысл своей жизни на основе Принятия себя и развития Чувства Собственного Достоинства – имеются. Однако, находятся в пассивном, обесточенном состоянии, пока мы это не изменим.

Что нам мешает?

Помимо естественных свойств «скафандра», который, как и у всех живых существ, работает в соответствии со ВСЕМИ физическими законами планеты Земля, Солнечной системы, и это не только гравитация, поддержание осознанности сталкивается с сопротивлением, которое создаёт фактор, присущий только людям -

эго.

Представьте, что человек, вернее, маленький ребенок получает физическую травму. Наркоз, как средство обезболивания – обязателен, иначе он не сможет пережить боль. Что такое анестезия? Это отключение рецепторов, воспринимающих боль мы очень уязвимы в отношении чувства боли, это наш сигнал тревоги для спасения жизни. Например, при инфаркте миокарда, если немедленно не ввести морфин, то человек умрёт от болевого шока раньше, чем от последствий инфаркта.

Боль не исчезает, мы просто её не чувствуем.

Эго – наш персональный «анестезиолог».

Как происходит психологическая травматизация и формирование эго?


Представьте, что ребенок рождается счастливым и свободным. И уровень этих показателей составляет 100 % разумеется – это метафора. Религиозные люди верят, что на Землю мы прибываем, в эту «юдоль скорби и страданий», для того, чтобы «очиститься от скверны плотских привязанностей» и освободить душу, открыв в себе Божественное Присутствие. Ибо, по замыслу Создателя, мы являемся «мостом между землей и небом»/«разумом, осознающим самоё себя», ежедневно подтверждающим статус человека, а не разумного животного. Или не делающими этого.

В процессе воспитания родители прививают ребенку навыки: сохранения личной безопасности, адекватности поведения, морально-этические и социальные установки – всё то, что помогает ему удачно интегрироваться в общество, в котором они живут. Мы изучили это в Уроке 2. Чтобы процессы адаптации шли успешно, ребенку ограничивают свободу/причиняют боль/приносят страдание и препятствуют осуществлению его естественных, примитивных желаний в получении удовольствия. Например, тянуть все подряд в рот и кусаться («а как узнать, что это такое и зачем выросли зубы?»), ломать и бросать предметы («а как узнать, как они устроены и зачем нужны руки?»), трогать себя за интимные места («ведь это так приятно!»), назвать соседку дурой («ведь мама сама так говорила!?»), стащить конфету в магазине («очень хотелось!»). Детское любопытство является энергетической станцией для процессов развития, так как,

на каждое желание (в любом возрасте)

выделяется количество энергии, достаточное для его исполнения.

Это физический закон, он сопровождает нас всю жизнь посмотрите вновь на формулу базовых потребностей из Урока 2., пора сделать себе плакат.

Эти импульсивные желания нормальны для примитивного разума, которым обладает ребенок, однако, вызывает неприятие у взрослых, потому что они несут ответственность за все виды его безопасности и адаптацию в обществе, и они же будут иметь дело с последствиями его неадекватности.

При столкновении с запретом в реализации желания, ребенок испытывает неприятные эмоциональные ощущения назовем это болью. Хорошо, если только эмоциональные. Многие родители считают, что, например, телесные наказания не только допустимы, но и полезны. Тему моральной боли мы будем изучать отдельно. В результате повторения болезненных запретов ребенок делает вывод и усваивает, что некоторые части своей личности, из которых исходят эти желания, лучше не использовать, так как это вызывает негативную реакцию родителей. Ребенок сначала злится и бунтует, но он настолько их любит, а неодобрение «Божеств» для него – крушение мира, поэтому готов на все, лишь бы «Божества сменили гнев на милость». Бунт подавляется. Постепенно, ребенок уступает и строит из себя личность, которая будет удобна и приятна взрослым, от которых он полностью зависим, ВНИМАНИЕ:

это необходимо и является естественным процессом для всех людей!

Что не является естественным и ведет к неврозу?

Первое. Если болезненных ситуаций было больше, чем необходимо, некоторая часть боли, по причине отсутствия внимания, принятия и контейнирования чувств – остается в анестезированном/«замороженном» состоянии. Течение энергии чувств для реализации желаний прерывается.

Второе. Если родители не дали ребёнку понимания, что это не он плохой, а просто иногда, по неопытности совершает плохие поступки, ребенок делает вывод: «я-плохой, быть самим собой нехорошо, больно и опасно» и изобретает способы, чтобы этого не чувствовать, например, подавляет и вытесняет энергию чувств и желаний, помещая их в состояние «анестезии», или развивает «установочное поведение», чтобы зарабатывать «бонусы» у родителей. Например, рожденный «лириком» изо всех сил старается вести себя как «физик», и другие примеры, когда ребенок хочет нравиться своим родителям и делает то, что не свойственно его уникальной сущности/пилот/волне.

Начинает формироваться специфическая «охранная сигнализация» – эго.

Вам когда-нибудь приходилось переживать обезболивание? Значит, знаете – боли вы не чувствуете, но орган, который подвергся анестезии, жив – в нем происходит кровообращение, питание, обмен в клетках, борьба с воспалительным процессом или травмой и на всё затрачивается энергия. Это колоссально энергоёмкий процесс!

В психике все происходит несколько сложнее. Болезненные, вытесненные и подавленные чувства тоже живы, но энергия дополнительно тратится на удержание их в «законсервированном» состоянии, чтобы они не прорвались наружу и не «натворили бед» по этой причине некоторые люди употребив, например, алкоголь, резко меняются: становятся болтливыми, навязчивыми, или грубыми, заносчивыми, развязными, драчливыми, либо распущенными, вульгарными, пошлыми. Тормозные системы под воздействием этилового спирта снижают свои функции, и выходят они – подавленные чувства.


В идеальном состоянии к моменту вступления в самостоятельную жизнь у личности должно быть примерно 80 % энергии чувств и желаний, свободной от естественных запретов, связанных с адаптацией. Эту энергию можно направлять на самопознание, развитие, самореализацию и устройство в социуме. Если состояние не идеальное, то, соответственно, «процент» свободной энергии в виде спокойной веры в себя – ниже. При инфантильном неврозе процентное соотношение обратное идеальному: 80 % энергии сцеплено с болью, находится «на балансе» эго и не может быть реализовано мы, как будто, сидим на мешке с золотом и голодаем при этом. Чем меньше ребенку позволяли проявлять чувства при возникновении желаний – тем хуже он знает себя, тем меньше его уверенность в своих возможностях. Энергетический ресурс для осуществления желаний низкий, большое количество энергии тратится на сдерживание чувств, побуждений и подавление страха перед ними, например, уже знакомая нам тема – страх совершать ошибки. Если собственные внутренние резервы малы, личности ребенка не на что опереться для развития мотиваций в разных направлениях деятельности. Вместо веры в себя формируется самооценка. Она, как правило, низкая и проявляется в виде страха перед самостоятельной, взрослой жизнью. Что остается? Стать рабом своих привычек и желаний? Или исполнителем желаний других? При этом мотивирующая сила активности напрямую зависит от поступления положительных и отрицательных стимулов извне.

Вера в себя – это энергия радости Принятия, источник которой находится внутри, а самооценка – это борьба за получение удовольствия, которое поступает извне. Вспомните соответствующие Задания и поставьте себе пометку.

Самооценка ориентирована на мнения других, она зависима от неё, и все время приходится искать внешние фигуры для получения энергии в виде одобрения. «Похвалите меня!», «Возьмите меня с собой!», «Любите меня!», «Я так стараюсь вам понравиться!», «Восхищайтесь мной!». Как и любая зависимость, она лишает человека свободы, а значит – спокойствия и устойчивости. Человеком, не верящим в себя, легче управлять, его легче испугать, внушить что угодно и сделать зависимым. Да он и сам к этому стремится, осознанно или бессознательно.


Мы рассмотрели стандартный вариант результата общепринятой системы воспитания детей на основе воинствующего невежества.

Таким образом, каждый из нас начинает путь с радости существования и проходит через страдание от того, что невозможно быть самим собой. Не желая отказываться от себя, бунтует, а затем уступает, покорившись внешне, но пассивно и бессознательно продолжая бунтовать внутри, разрушая жизнь.

Принятие опыта травмы не означает согласие с ним.

Принимать – не значит соглашаться.

Принимать мы обязаны всё, чтобы пройти путь исцеления, а вот соглашаться с наличием инфантильного невроза – это значит покориться, сдаться и «влачить жалкое существование», попирая идею замысла в отношении нас, людей, как существ, обладающих сознанием и возможностью выбирать.

Принять, чтобы убедиться в неразумности привычных действий, видеть последствия поведения, ставшего неэффективным в результате полученной травмы, учиться делать выбор в пользу другого поведения.

Принять боль – значит Принять себя взрослым, тем, который может жить и с последствиями травмы, исцеляя свои раны осознанными действиями.

Принять – это освободиться от гордыни и приучить себя к смирению, в самом глобальном смысле.

Это может произойти только после многократного повторения и приложения осознанных усилий. У-СИЛие.

Почему не сразу? Потому что

наше эго стоит на страже и анестезирует всё,

что было невыносимо тому малышу,

который получил опыт боли и

не смог её правильно пережить.

Итак, что такое эго?

Эго – это инструмент социального взаимодействия, набор бессознательных поведенческих программ, сформированных в детском возрасте, защищающих нас от повторения боли.

Боли маленького ребенка!

Эго – это наш друг, менеджер по развитию и защитник, с большим «НО».

Оно МОЖЕТ им стать, если мы научимся:

растождествляться с ним,

выходить из слияния реактивных захватов,

видеть его стратегии,

узнавать его проявления в других,

отделять людей от стратегий их эго,

совершать усилия и

узнать себя настолько, чтобы перестать воспринимать себя – им.


Вывод. Применим уСИЛие, снимем «ржавые доспехи», переплавим железо защиты от детской боли в гибкую и эффективную «кольчугу», ношение которой необходимо нам в социуме, где большинство людей прикипели к своему эго, выстраивают свою жизнь под лозунгами эгоцентризма, живут по «законам джунглей», в которых Богом является Ч. Дарвин. Пока этого не произошло, мы живем в броне своих травм, которая с одной стороны нас защищает, а с другой – ограничивает. Защищает, заметьте, от того, что было давно, но никак не может закончиться, потому что хранится в законсервированном состоянии.

От чего ограничивает? От радости Принятия себя и других, такими, какие мы есть. От честности в отношениях, от искренности и любви. От возможности быть гибкими, лучше управлять своей жизнью и находить для себя источники вдохновения, которые создают все виды радости и благополучия.

Задания

Задание 1. Самоанализ

Задание 1, посвященное обучению самоанализу, является важным элементом терапии. Торопиться не следует. Важно быть предельно искренним при выполнении. В рабочей тетради, надо ответить на следующие вопросы, сохранив предложенную схему:

1. Что бы я сделал, если бы мог абсолютно все, в отношении:

тела

разума

души

2. Что бы я сделал из того, что постоянно откладываю, потому что думаю, что у меня впереди много времени для:

тела

разума

души

Обязательно запишите выводы, особенно по отношению разницы в чувствах между п.1 и п.2. Сама работа и выводы – это то, что исцеляет в процессе выполнения и при каждом повторении, так как разблокирует/освещает/согревает/выводит из анестезии – замороженные болью участки тела и психики.

Задание 2. Практика восстановления динамики энергии чувств

Продолжаем производить перераспределение энергии в нейросетях, отвечающих за самоотрицание/неПринятие. Разбавляем чистой водой осознанного внимания чёрную тушь болезненных эмоций.

Матчасть практики. Лингвистический набор каждого из нас отражает распределение энергии между эго-состояниями Родитель, Ребёнок, Взрослый. Родитель отвечает за существительные («что, кто?»), Ребёнок за прилагательные («какой?»), Взрослый за глаголы («что делает?») и наречия («как?»). Соответственно, мы можем провести исследование и совершить перераспределение энергии с усилением эго-состояния Взрослый.

Часть 1. Напишите по несколько слов (не меньше трех) существительных, прилагательных, глаголов и наречий к словам «страх», «печаль», «гнев», «радость».

Для этого нужно представить себя в каждой из этих эмоций, воспользуйтесь результатами тренинга из Урока 2.

Пример: Страх – ступор, бомба, боль, ошеломляющий, горький, холодный, останавливает, держит, вышвыривает, жестко, мгновенно, удушливо.

Часть 2. Нужно прочесть написанное себе вслух, сделать глубокий вдох, с выдохом сказать: «Я – Принимаю». Если пойдут слёзы – хорошо, пусть текут. Это работает закон: «как входило, так будет и выходить» или «боль выходит через боль».

Часть 3. Старайтесь в разговорной и письменной речи использовать больше глагольных форм и наречий. Глагол – это действие. Любовь и счастье – это глаголы, как вы теперь знаете, хотите их создать – будьте внимательны!

Задание 3. Твор-терапевтический тренинг

Начнём переписывать картографию маршрутов боли или «сценарий жизни» по Э. Бёрну. Тренинг постепенно будет выдавать нам информацию, о которой мы не имеем ни малейшего представления, потому что она находится в бессознательном, была помещена туда давно, в результате подавления и вытеснения боли. Процедура такая же, как при формировании сновидений. Эго не сможет блокировать эту работу, потому что понятия не имеет, что мы делаем, оно «думает», что «деточка в фантазии играет, пусть играет, это безопасно».

Выделите для этого тренинга несколько листов в вашей тетради.


Закройте глаза…вдох…выдох…

Вы внезапно обнаружили себя в лесу.

Как он выглядит? Опишите.

Как вы сюда попали? Опишите.


ВАЖНО: для работы в этом тренинге важно писать первое, что приходит, а не «красивости» придумывать. Каким бы оно ни было. Будьте свободными и креативными в описании, однако придерживайтесь только двух заданных вопросов.


Примечание.

Пусть вас не пугает объем Урока 3. Мы открыли вход в обучение.

В первых трех Уроках изложен фундамент, основа всех остальных знаний. Фундамент – это важно, ещё и поэтому вам было так трудно.

Будьте сильными в развитии стремления избавляться от невежества, какие бы варианты сопротивления/избегания вам не подсовывало эго. Помните, что оно защищает вас от того, что мы все, повинуясь конструкции нашего «скафандра», больше всего не любим делать – трудиться. Лень заложена в нашей природе (взгляните на ваш плакат с базовыми потребностями), поэтому, чтобы стать Человеком, нам приходится применять усилия (Самоконтроль), продолжать усилия (Самодисциплина), тогда нам есть за что себя похвалить (Самоподдержка), чтобы продолжать получать заслуженное удовольствие и создавать радость.


Сопротивляйтесь не знаниям, а привычной слабости их принимать, и тогда она вас поддержит – исцеляющая сила знаний!

Загрузка...