«Ключ к счастью и любви заключается в умении осознавать себя, свои чувства и впечатления, находя, таким образом, радость в окружающей нас повседневности.
И единственная валюта, за которую можно купить этот ключ – это становиться все более сложными, все более внимательными и уникальными в своей осознанности и, в то же время, все более связанными с другими людьми, идеями и ценностями.
Поэтому – Любовь и Счастье – это не существительные, это – глаголы!»
С точки зрения науки, ребенок – это, в первую очередь, животное, во вторую – человеческий детеныш, и только потом – человек. Человек, которым он может стать при благоприятном стечении обстоятельств.
Примечание: наука базируется на доказательствах, в данном случае – это исследование фактов нахождения детей, выращенных животными. Они полностью интегрированы в мир животных, не в состоянии адаптироваться к миру людей, имеют продолжительность жизни своих «приемных родителей». «Маугли» – это прекрасная сказка.
Таким образом, поступки детей и выросших детей, живущих как неосознанные взрослые, имеют такие же, как у животных, мотивации:
• удовлетворить желание (получить удовольствие),
• избежать боли.
За каждым желанием стоит какая-то потребность. Потребность избежать страх, боль, дискомфорт – это тоже вариант получения удовольствия.
Как это происходит?
Существуют следующие базовые потребности:
еда,
вода,
безопасность,
покой (отдых),
sex (доступ к размножению),
общение (развлечения).
За основу возьмем такую схему этого процесса:
чувство – желание (потребность) – действие – удовольствие.
Что происходит? Что идёт не так, почему люди растут, увеличивая возраст, но не становятся взрослыми? Почему большинство людей развивают только своё эго, забывая о потребностях души и возможностях разума, который нам дан, чтобы уравновесить свою животную и божественную природу?
Для ответа на эти вопросы нам нужно пойти к истокам проблемы и понять, каковы функции родителей, что такое «присутствующая» или «контейнирующая» мать и «добрый строгий» отец.
Рекомендация для тех, у кого пока нет детей: читайте внимательно. Здесь речь идет о том, что произошло с вами, и что вам предстоит сделать для самих себя.
Присутствующая мать осознанна и находится в реальности всегда, когда ребенок рядом и бодрствует. Она видит и правильно Понимает чувства ребенка, Принимает их («контейнирует»), какими бы они ни были, и возвращает ему в той форме, которую он может Принять и Прожить.
Например: если это печаль – помогает выплакаться, направить злость на неодушевленные предметы, а не на других людей или себя; если это жадность – учит делиться, но только после того, как что-то получил сам; страх перестает быть ужасным, если вместе исследовано место или предметы, вызывающие его, если это физическая боль – утешает, помогает и только потом объясняет причину, которая её вызвала.
Мать всегда реагирует только на то, что воспринимает в реальности.
Поэтому ей самой надо быть Присутствующей (другое название, от англ. Present, «презентная»).
Таким образом, мать учит ребенка:
• Понимать и Принимать чувства, такими, какие они есть,
• Проживать их, какими бы болезненными они ни были для ребенка и несущественными для взрослого,
• Принимать себя со всеми своими чувствами.
Затем, отец помогает закрепить Понимание, показывая цепочки причинно-следственных связей, стоящих за каждым видом инстинктивного/импульсивного/рефлекторного/реактивного/неосторожного поведения.
Примечание: знак «/» означает перечисление синонимов.
Если обобщить, то функция матери – забота. Забота не только о физическом, также об эмоциональном статусе ребенка в единицу времени реальности «здесь и сейчас».
Внимание!
Любовь матери – безусловна. Она Принимает любые чувства – без условий, и дает им возможность проявиться.
Функция отца – защита. Любовь отца – условна. Это значит, что для её получения от ребенка требуется выполнение условий, установленных отцом.
Защита осуществляется не только от внешних угроз, это защита ребенка от его (ребенка) собственного рефлекторного/импульсивного/реактивного/опасного, не соответствующего статусу человека поведения. Отец помогает запомнить этот опыт, структурируя его логически в «причины-следствия», чтобы в дальнейшем, при повторении, было легче его проходить. В ещё более отдаленной перспективе, научиться лучше себя контролировать и не попадать в такие ситуации.
Отец помогает ребенку выбирать формы проявления чувств, приемлемые для безопасной жизни в социуме и следит за тем, чтобы ребёнок послушно выполнял требования. Для этого мужская энергия отца требует от ребенка выучить и неукоснительно выполнять три действия, когда происходит что-то стрессовое, опасное или идущее в разрез с установленными в семье правилами: молчать, слушать, выполнять. И только потом получить возможность обсудить непонятное, задать вопросы и вернуться к матери за утешением и Принятием чувств.
Мать учить ребенка любить и быть любимым, принимать и давать любовь. Отец учит смирению перед неизбежными эпизодами контакта с болью, способам её преодоления и проявлению благодарности за возможность быть любимым и защищенным.
Таким образом любовь матери – это энергия жизни (вы помните из предыдущего Урока, что чувства – это энергия), а любовь отца – это форма, в которую эта энергия помещается, чтобы оСУЩествлять жизнь.
Пример: до изобретения Эдисоном лампочки, природное электричество только убивало людей и уничтожало их имущество, так как проявлялось в естественном/неоформленном виде во время грозы.
Постепенно, взаимодействие с родителями приводит к тому, что у ребенка формируется Самоконтроль и всё, что делали для него мать и отец, он учится делать для себя самостоятельно, повторяя это также, как делали родители, что постепенно формирует Самодисциплину и самосознание, в целом.
Примечание: так в психике ребенка формируется эго-состояние/ субличность Помогающий Родитель (термин взят из теории «Транзактного анализа» Э. Бёрна).
Помните, тема предыдущего Урока – Принятие себя в любом проявлении чувств? Есть ли у вас сейчас Понимание, что живой организм всегда что-то чувствует, примитивные чувства есть даже у растений, не чувствуют только механизмы? Теперь добавим к этому:
Принимать свои чувства – не значит их проявлять.
Эмоции – это внешнее проявление чувств.
У тех, у кого есть самосознание, появляется свобода в проявлении эмоций, в выборе форм, места и времени. Такой человек сам способен себя поддержать, утешить, и, что самое главное – он может выдерживать временный дискомфорт, когда не удается немедленно удовлетворить какое-то желание. Ключевые слова – выдерживать временный дискомфорт, проявлять терпение. Эта функция называется Самоподдержка. Если ее нет, то мы не можем отказать себе в немедленном удовлетворении желаний. Или думаем, что можем, но это иллюзия – так работают функции эго-подавления, загоняя нереализованное желание в глубь, что приводит к нарушениям здоровья, как физического, так и эмоционального.
Подведем итог: наши «три великих С» – это
Самоконтроль,
Самодисциплина и
Самоподдержка.
Они формируются на основе «пяти великих П» работы с чувствами:
Понять,
Принять,
Прожить,
Простить и Поблагодарить
Они функционируют только вместе (всё подаётся оптом) и являются фундаментом/структурой самосознания взрослого человека.
«Матчасть» этого процесса – пробуждение активного внимания и развитие в нервной системе (в неокортексе) дофаминовых нейронов, отвечающих за осознанность. Они есть только у человека. Именно они делают нас со-Творцами себя и мира, открывая источник света истинной любви нашей души.
И это не красивые слова, а описание работы нашей психики.
Мы рассмотрели лучший вариант.
Что происходит чаще всего и повсеместно?
Чаще всего, мать инфантильна и не может быть «присутствующей». Она находится в плену своих иллюзий и сверхожиданий к другим (в первую очередь, к отцу ребенка), с трудом переносит тяготы длительного периода ухода за младенцем и малышом, испытывает разнообразные страхи и, либо
1) запрещает ребенку выражать чувства в стиле: «мальчики не боятся и не плачут, девочки не злятся», либо
2) немедленно удовлетворяет любые желания ребенка, лишь бы сохранить «мир и покой» и чрезмерно опекает его.
Отцы в таких ситуациях бессильны, даже если понимают, что происходит! Недаром существует афоризм «Миром правит рука, качающая колыбель».
В первом варианте ребенок не может научится понимать свои чувства, боится их, закрывается и выдумывает для себя «Нарнию» – мир фантазий, в котором может их проявить, что помогает справиться с болью, злостью и страхом. Или вырабатывает набор фальшивых «рэкетных» эмоций и вариантов поведения, чтобы угодить родителям. Так формируется эго.
Во втором – становится рабом своих желаний, которые удовлетворяются только через внешние объекты вернитесь в начало текста, «базовые потребности».
Так начинается путь во все виды зависимостей. Происходит жесткая сцепка между элементами в той схеме, которую мы взяли за основу. Закрепляется рефлекс, что удовольствие можно получить только через получение/поглощение внешнего объекта. А дальше – список велик.
Кто-то много ест, кто-то лишнее пьет;
одни слишком много спят, другие гоняются за развлечениями;
некоторые не могут без общения и одобрения;
кто-то не может заставить себя учиться, а кто-то становится шопо/трудо/sex/инфо/алкоголиком или наркоманом;
кому-то необходимо самоутверждаться за чужой счет, кому-то – приносить себя в жертву, а кому-то стать идеальным/совершенным/лучше всех!
Болтаем, суетимся, потребляем лишнее, виснем в собственных трансах и трансах других – социальных сетях, постоянно недовольны собой, подкидываемся на «быстродостижимые» цели экономистов-психотехнологов, «причиняем добро» другим, лезем в чужую жизнь, сплетничаем, и совершенно не умеем терпеливо переносить моменты дискомфорта и одиночества.
А теперь, внимание: это поведение не человека, а разумного животного, движимого инстинктами. Потребности и способ их реализации тот же –
найти, поймать, съесть, отдохнуть, поиграть… найти, поймать, съесть, отдохнуть, поиграть… найти, поймать, съесть, отдохнуть, поиграть… найти, поймать, съесть, отдохнуть, поиграть… найти, поймать, съесть, отдохнуть, поиграть…
Вывод. Но есть и хорошая новость. Поняв это, мы можем восстановить внутри себя процесс контейнирования чувств и дисциплину, стать себе «любящей матерью и добрым строгим отцом», восстановить в себе, путем осознанных усилий обе энергии, проделать необходимое количество подходов для того, чтобы изменить привычное отношение к себе и повзрослеть.
Восстановить Помогающего Родителя, дорастить своего внутреннего Ребёнка, чтобы окрепнуть в надежных руках своего Взрослого. Это истинный смысл высказывания «взять себя в руки».
Наблюдайте за собой и выясните, какие эмоции чаще всего к вам приходят.
Для этого мы вводим важнейший элемент обучения самоанализу, обладающий терапевтическими свойствами, медитацию «Сегодня был хороший день». Вечером, перед сном – за час или полчаса до сна, вам необходимо уединиться вместе с рабочей тетрадью и сделать запись:
Число….. время……
«Сегодня был хороший день…»
…и записать всё, что сможете вспомнить. В том числе, уделив внимание описанию эмоций. Таким образом, вы постепенно привыкнете к тому, что любой день хороший, а если в нём было что-то неприятное, то это точки роста, которые вы сейчас учитесь видеть и проходить. Понимание, Принятие и Проживание любых своих состояний – даёт возможность чувствовать себя менее запуганными и растерянными в центре даже самых тягостных событий. Это тоже физиология – чем чаще мы что-то повторяем, тем уверенней становимся.
Результатом работы этой практики может быть понимание, что чувства не опасны и не подлежат критике, потому что это реакция на внешние или внутренние события. Это закон природы. Если сомневаетесь – попробуйте пару минут не глотать слюну, вспоминая о лимоне, или смотреть на яркий свет и не моргать.
Первая часть практики: всякий раз, когда чувствуете эмоциональный дискомфорт говорите вслух или мысленно: «сейчас я чувствую… раздражение/обиду/ярость/тоску…». Именно в таком варианте набора и порядка слов в выделенной фразе, это важно, запомнить фразу именно так. Это опыт растождествления с эго и опыт само-контейнирования.
ВНИМАНИЕ: ни в коем случае не ищите причин этого эмоционального состояния!
Никаких «почему?!?»
Если будете «почемукать» – это будет усиливать не-Принятие чувств.
Только лишь констатация факта наличия чувства.
Вторая часть практики: продолжите фразу «сейчас я чувствую бешенство, и оно багрового (вы увидите и почувствуете какой-то цвет) цвета». Дополняя чувство ассоциативным образом из телесного сенсорного опыта, вы учитесь не только Принимать чувства, но и размывать сцепленную с болью зависимость от них, или, наоборот, от страха их проявления.
Третья часть практики: настройтесь и постарайтесь везде видеть цвета ваших эмоций. Когда увидите – скажите «это – моё бешенство». Так происходит закрепление нового опыта. Внимание к поиску цветов вызовет в нейросетях, ответственных за поддержание эмоций, перераспределение энергии. Эффект этой практики похож на то, как в банку с чернилами (страх) постепенно добавлять чистую воду (осознанное внимание).
Запишите подробно все результаты практики в тетрадь.
В первом Уроке вы работали с чувством радости. По ощущениям и физиологическим параметрам удовольствие и радость похожи.
Однако, есть существенное отличие:
Источник радости находится внутри,
а удовольствия – только снаружи.
Радость мы создаём,
а удовольствие – получаем.
Первая часть тренинга. Сделайте следующее: всякий раз, когда вы генерируете в нейросетях коры головного мозга чувство радости, используя технологии Урока 1, говорите «я создаю радость», осознавая это чувство. И, соответственно, когда вы поглощаете что-то извне, говорите «я получаю удовольствие», также осознавая чувство. Постепенно, вы начнете видеть разницу между этими чувствами. Подробно всё записывайте. Если с вами рядом есть понимающий партнёр, попросите его вам напоминать об этом. Включите внимательность к себе на полную мощность!
Вторая часть тренинга. Возьмите цветные карандаши и лист бумаги, формат А4. Мысленно разделите лист пополам. Всё время работы с Уроком, с одной стороны лицевой части листа зарисовывайте чувство радости, с другой – удовольствия. Это может быть всё, что угодно – символы, формы, всё, что будет приходить.
Мы работаем с материалами по принципу «матрёшки» – каждый следующий дополняет предыдущий, поэтому изученные тренинги надо внедрять в повседневную жизнь. Само ничего работать не будет. Нейросети нового здорового отношения к себе и жизни сами образовываться и поддерживать свою работу не могут. «Велосипед сам не поедет» – это закон природы. Для этого нам дан такой мощный Разум, чтобы это Понимать, Принимать и воплощать в жизнь, меняясь на всех уровнях.
Желаю вам удачи в приобретении нового опыта. Сопротивляйтесь силам привычек, отгораживающих вас от благополучия!