Остаток дороги разговор с Гером не клеился совершенно. И, кажется, мне пора к этому привыкать. Или нет… Он дракон с придурью, честное слово. Понятия не имею, что выкинет в следующий момент. Может сойдет с телеги в городе и я его больше никогда не увижу. Или вредничает просто так, чтобы мне нервы потрепать, но останется рядом при любых условиях. Кто их знает этих драконов?
Но одно я успела уяснить очень хорошо. Местные таких как Гер не любят. Это было понятно по отношению нашего извозчика. По тому, как косо посматривали в телегу местные, стоило преодолеть городские стены.
– Ты, девонька, поосторожнее с этим, – пожелала старик, когда мы остановились, и я намеревалась поблагодарить дедушку за то, что взял с собой по пути в город. Мужчина мягко взял меня за локоть и отвел немного в сторону. Видимо не хотел, чтобы Гер его услышал. И говорил совсем шепотом. – Мы их, если можем, гоним ко всем бесам. Повылезают из своей дыры, только жизнь нормальным людям портят…
– А что с ними не так? – искренне удивилась.
– Чужие они, – сказал, как ругнулся. – У них свои земли есть, они к нам лезут. Потому что у себя уже все выжгли, осталась только мертвая каменная пустошь. Вот они все и разбегаются, ищут, где получше будет.
А кто так не делает? Я же, получается, тоже очень неместная. И очень бы хотела найти местечко получше… Но как описал Гер, в перспективе такие варианты искать мне тут только одним методом, не слишком высокоморальным. А это не по мне. Так что придется работать. И если Гер такой же… в смысле, ищет лучшей жизни, то пусть присоединяется.
– Спасибо вам, – все-таки поблагодарила мужчину. И за наставление, и за то, что мне не пришлось стирать ноги в кровь, чтобы добраться до города. – У меня немного денег…
Я уже потянулась за своими скромными кривыми монетами, но мужчина меня остановил. И, слава богу, если честно. План у меня, может и есть. Но вот его надежность пока оставляет желать лучшего. Так что каждая копейка на счету.
– Не надо. Мы тут своим помогаем. Да и… прав твой этот, – мужчина кивнул в сторону Гера, который в этот момент лениво потягивался, стоя у телеги. – Бабка твоя когда этого… душу богу отдала, не все себя порядочно повели. Может, думали, что ничейное будет. Не знали, что наследники явятся. Так что денег не надо. Но и на нас всех не серчай…
– Не буду, – пообещала я.
В конце концов, мне ж город возместит все потери?
– Последняя просьба, – обратилась к доброму попутчику. – Не подскажите, как дойти до городской ратуши?
***
Это в прошлый раз я вроде быстро разобралась. Ну или мне повезло, и офис нотариуса был совсем недалеко от центральной площади. На этот же раз я оказалась в каких-то не самых широких закоулках. И все, что удавалось разглядеть это то, как улицы сплетаются в лабиринты и становятся только уже.
– Я покажу, как дойти, – подал голос Гер.
Он что, все слышал? Мне казалось, я говорила достаточно тихо.
Старик бросил на меня последний неодобрительный взгляд, но больше говорить ничего не стал.
Эта часть города, в которой я оказалась, была уже не столь опрятной и презентабельной, как его центр. Мы с Гером брели по улочкам, где дома из потрескавшейся глины сменялись полу гнилыми деревянными развалинками. Черная плесень выступала на почти непокрашенных досках, а в оконных рамах щели местами были толщиной с мою ладонь. И все-таки люди тут жили, и эта жизнь бурлила всеми красками. Кто-то просто выходил из дома и направлялся по своим делам. Кто-то открывал свои лавки, ушедшие на ночь на заслуженный отдых. Крепкие женщины выносили шесты, которые устанавливали в углублениях на дороге (и те, надо сказать, сначала приходилось прочищать), натягивали от двери к шестам ткань – у кого какая была, чтобы создать тень. Распахивались двери, выносились коробки с товарами. Все вертелись, как могли, чтобы обеспечить себя. Места на улицах стремительно становилось меньше.
– Это городской рынок? – спросила я, когда мы прошли мимо действительно широкой вытянутой площади, сплошь увешанными разноцветными навесами над бесконечными, как мне показалось, товарами.
– Один из, – кивнул Гер не останавливаясь. – Достаточно дорогой. Если пойдешь в ту сторону, – он указал рукой направление, – то минут через пятнадцать наткнешься на торгашей поменьше, но и берут они дешевле.
Отлично. Это я постараюсь запомнить.
Эх, мне бы карту города. Было бы очень кстати.
– Как здесь ориентироваться? – выдохнула я возмущенно, когда мы, наконец, вышли в район получше. Вот здесь я вновь ощутила очарование магического городка, которое почувствовала накануне. Домики стали ровнее. В них чувствовался стиль. А главное – аккуратность. Даже если они и были старыми, это не бросалось в глаза. Хозяева явно имели и средства, и силы на то, что поддерживать свое жилище в надлежащем виде.
– Привыкнуть. Со временем, – безразлично бросил мой спутник. – До ратуши три квартала прямо, потом налево. Там площадь, не пропустишь.
– А ты куда? – я замерла на месте, заметив, что Гер не собирался идти дальше.
– Сюда.
Мужчина кивнул на вывеску с кабаном, которая висела над дверью явно питейного заведения.
– Если будет, что предложить интересного – приходи, я послушаю, – пообещал он, не теряя своей фирменной надменности.
– А если нет, то я могу рассчитывать, что больше тебя никогда не увижу? – ответила ему в тон, не забывая о том, что вообще-то он живет в моем доме.
– Начинаю об этом мечтать, – бросил мне Гер, уже заходя в свой кабак.
Ну и черт с тобой. Будет настроение, я тебя еще воспитаю.
Да и "интересно"я ему точно смогу обеспечить. Или если у меня все получится. Или если не получится… Он в любом случае сможет посмеяться.
А пока я не собираюсь терять времени. Нужно скорее посетить ратушу, пока председатель городского совета не поехал искать меня в деревне. Или оценивать дом по-новой…
– Добрый день! – я практически завалилась в кабинет господина Тейта Дербена, опасаясь, что могу его уже не застать. И да, это нелогично, ведь секретарь сказала, что он еще на месте… Но вот это вот "еще"заставило меня понервничать.
– Маргарита? – мужчина встретил меня удивленным взглядом. Зато сидя за столом. Значит я вовремя. И он явно еще никуда не собирался ехать. – Я думал, что мы встретимся у вас…
– Да, – я поправила волосы. И уже менее смело прошла в кабинет, прикрыв за собой дверь. – Но, если честно, я не хотела ждать. Вы не против?
Я указала на кресло для гостей, которое стояло возле его стола.
– Конечно, – Тейт пригласил меня устроиться поудобнее. – Что-то стряслось?
– Если быть до конца честной, то я все еще в непередаваемом эмоциональном состоянии после того, как попала в этот мир.
– Могу себе представить.
Интересно, откуда?
– И у меня есть серьезные подозрения насчет того, что деревенская жизнь – совсем не для меня… – нарочито демонстративно вздохнула, разыгрывая карту "девушка в беде". Тейт Дербен создавал впечатление порядочного человека. Возможно даже джентльмена. Который даму в неприятностях ну никак не оставит. И, учитывая мое положение, я не собираюсь испытывать угрызения совести насчет легких женских манипуляций против морально слабого пола.
Эх, умела бы я пускать слезу… Можно попробовать изобразить дрожание губ, но боюсь, что это будет выглядеть смешно, а не естественно.
– Думаю, вы и сами понимаете, что… Я выросла в городе. И, простите, если это прозвучит вдруг оскорбительно, но в городе гораздо большем этого. Я… В общем, вы говорили о возможности выкупа моего наследства. Три тысячи, да? Я же правильно понимаю, что здесь это вполне приличные деньги, чтобы я смогла попытаться… попытаться что-то придумать?
Тейт мягко улыбнулся. И даже потянулся в мою сторону, чтобы взять меня за руку. Его нежные пальцы принялись ласково выводить круги на моей коже, мужчина давал понять, что он рядом и мне должно быть спокойнее. И так мне действительно становилось спокойнее. На фоне того же Гера, который за несколько часов нашего знакомства изрядно измотал нервы, Тейт Дербен был не просто глотком свежего воздуха, а настоящей отдушиной.
– Маргарита… Конечно, город с удовольствием выкупит дом и землю вашей бабушки. Единственное, вопрос цены…
– Я плохо ориентируюсь, – не хотела давать понять, что эта заминка заставляет меня действительно нервничать. И хорошо, что председатель городского совета не заметит, как холодный пот выступил по моей спине. Потому что он выступил. И сердце мое забилось чаще. Отнюдь не из-за того, что приятный симпатичный мужчина был рядом и старался оказать поддержку. – В ценах, я имею в виду. Но если вопрос в этом, то я готова немного уступить…
– Да… – Тейт откинулся в своем кресле и подпер подбородок ладонью, устроив свой локоть на подлокотнике. – Буду откровенен. Боюсь, что оценка вашего дома устарела, мягко говоря. Вчера…
– Вчера? – уточнила, чтобы понимать, что я не ослышалась.
Вчера при нашей встрече он вроде как не знал о том, что обстоятельства изменились. При мне дом никто не смотрел. О том, что я "попала"тоже как-то запамятовали. Кто тогда сообщил Тейту о состоянии дома?
Получается, тот извозчик, который отвозил меня? Подозрительно, нет? Или я слишком мнительная? Тут целую теорию заговора можно построить. Кучер был не случайным, а вполне себе знакомым. Возможно работающим на город? И доложил о том, куда именно привез. Да даже если и доложил, он что, мог в потемках провести целую экспертизу?
Не сходится.
Может, ее проводили вчера днем? Я просто ничего не застала, а господин председатель получил информацию позже.
– Боюсь, что цена, о которой пойдет речь, будет намного ниже той, о которой я говорил. Но, сами понимаете, дом не в лучшем состоянии…
– И о какой же сумме идет речь? – спросила я, окончательно убрав руки со стола и положив их к себе на колени. "Дама в беде"судя по всему не прокатила. Будем пробовать другую тактику. Собственно, я и не надеялась получить все три тысячи. Как предупредил Гер – это было бы фантастической удачей. А весь запас фантастического на свою жизнь я, кажется, израсходовала своим попаданством.
– Скорее всего мы будем обсуждать что-то в пределах восьмидесяти – ста двадцати золотых.
Хмыкнула.
– Конечно, если хотите, можно провести еще одну экспертизу. Чтобы вы были уверенны, что нет никакого обмана…
Обмана? Уверенность? Смешно. Этот город устроит свою экспертизу, чтобы я была уверена, что они не занижают стоимость…
– Не думаю, что меня это устроит, – выдавила из себя. Хотелось бы сказать это по жестче. Но пока так, как получилось. Все равно я нервничаю. Сейчас слишком многое поставлено на карту. – Я, естественно, обратила внимание на то, что дом находится не в лучшем состоянии. Но уверена, что земля все-таки имеет цену. Это большой участок, насколько я могу судить. Зеленый и плодородный. Совсем рядом с рекой. И до леса подать рукой. Уверена…
– Да, – Тейт прищелкнул языком. – Это не играет большего значения, к сожалению. Участок стоит на возвышении. Для того чтобы с ним грамотно управляться, нужен маг воды, которых в городе сейчас, увы, нет…
Ага. Поэтому вы купите мою землю задарма, а сразу после пригласите того самого мага воды, чтобы продать ему подороже.
– Может, если бы у меня были подходящие покупатели… Но никто из тех, что есть, не возьмется на это место. Город готов взять на себя покупку, чтобы помочь вам в вашей беде, но…
– А есть возможность помочь мне немного… иначе? – перебила я председателя.
– Смотря, что вы имеете в виду, – мужчина показался мне заинтересованным.
– У вас же есть банки в городе? Я хотела бы получить заем…
Да, это мой основной план действий. Рискованный. Но я же не сильно что-то теряю?
– Заем? Простите, – господин Дербен встал и обошел свой стол. – Я не ослышался? Вы хотели бы взять заем… на что?
– Да, все верно. Я хотела бы получить заем, – я расправила ткань на своих коленях. – Продавать свою землю за бесценок не вижу смысла. Но если я бы могла получить некоторую сумму… Под залог дома, само собой, я могла бы попробовать привести там все в порядок…
– Мне показалось, что вы сказали, что такая жизнь – совсем не для вас? – уточнил Тейт. Не было похоже, что он в восторге от моей задумки. Но ему-то что?
– Но если выбора у меня особо нет, то что ж делать? – пожала плечами нарочита беззаботно. – Раньше это место стоило дороже. Значит, если у меня получится немного вложить в него сил и, очевидно, средств, я смогу обратно поднять его стоимость.
– Но вам придется ежемесячно погашать платеж по займу, – сказал Тейт так, словно я не знала, как работают кредиты. Ох, увы, я это прекрасно осознаю.
– Конечно. Но у меня же есть земля? Я смогу купить что-то под посадку, вырастить урожай, продать его…
Мужчина поджал губы и опустил голову. В кабинете повисла тишина. Тейт давал нам обоим время обдумать то, что было сказано и услышано.
– Это весьма рискованно, – в конце концов, молчание прервал именно он. – Я могу выдать вам подобный заем. Но обязан предупредить, о том, что вы, скорее всего, потеряете дом. Если у вас не получится платить в срок…
Уж с этим я как-нибудь да разберусь. Надеюсь, во всяком случае.
Да и потом, что я теряю? Развалину на краю света, которая и так ничего не стоит?
– Я уверена, что все будет в порядке. Все-таки, как-то люди живут? – улыбнулась, стараясь не терять лицо. – И в городе чудесный рынок, вряд ли у меня будут проблемы с тем, чтобы продать урожай. Плюс я приведу дом в приличное состояние… Могу ли я рассчитывать на сумму в триста золотых?
А теперь барабанная дробь…
– Простите, но вы, видимо, не в себе! – возмутился Тейт, вскинув руками. – Это в три раза больше стоимости дома!
– Да. Но я же не собираюсь исчезнуть с деньгами! – заверила я, хотя, признаюсь, не самая же плохая затея.
– Вы и не сможете. Контракт составляется с магической гарантией. Вы не сможете покинуть округ дольше, чем на два дня до тех пор, пока заем не будет погашен.
Ах, вот оно что… Ну ладно. Я все рвано не собиралась никого обкрадывать.
– И просрочки, кстати, тоже будут ощущаться весьма неприятственно, – предупредил председатель. – За два дня платежа вы будете испытывать некий… дискомфорт. Ничего болезненного, конечно.
Как, впрочем, и всегда, когда ввязываешься в кредиты, не так ли?
– Если платеж не будет совершен вовремя, на следующий день вы начнете чувствовать сильную изжогу. На второй день – сильную боль во всем теле, – продолжал запугивать меня мужчина. – Ничего личного. Это лишь стандартные условия. В беззалоговом случае на четвертый день наступает смерть. Но до этого редко доходит, обычно трех дней хватает на то, чтобы связаться с держателем документов и обсудить варианты.
"Обычно?"– нервно сглотнула.
Простите, а если держатель документов решит скрываться? Так сказать, чтобы получить обратно свое гораздо раньше?
– Вы говорите, что готовы заложить имущество. Так что в вашем случае, на четвертый день произойдет отчуждение.
– Я согласна, – выпалила как можно быстрее. Пока сама не передумала.
– Вы… удивительно решительная юная леди, – Тейт вернулся к своему столу и достал из нижнего ящика стопку документов. – Боюсь, у меня не хватит ни аргументов, ни смелости, чтобы вам противостоять. И все-таки по поводу суммы…
– Я бы все-таки настаивала на трехсот золотых.
– Маргарита, это слишком много. Даже если я соглашусь. И сделаю вам самую низкую ставку, которую позволяет закон, вам придется платить по двадцать восемь золотых каждый месяц. Ни один фермер здесь столько не зарабатывает!
Серьезно?
– Я бы мог еще согласиться на двести…
– Хорошо, давайте двести!
– Но и это будет едва ли подъемно. И очень рискованно.
– Но если сумма оценки дома возрастет, я же смогу через вас заключить сделку с городом и сразу покрыть оставшуюся сумму займа?
Очень рисково, да?
Но я уверена, что у меня получится. Часть денег вложить в ферму. Припахать дракона. Часть займа оставить, чтобы погашать платежи. Должно все получиться…
– В таком случае, вот документы, – Тейт протянул мне бумаги.
Все-таки, магия это чертовски удобно! Вот вроде мужчина сделал всего несколько росчерков пера, а уже все, что нужно заполнено и рассчитано. Вот тебе и график погашения. И условия…
– Здесь написано, что я получу только сто семьдесят золотых, – указала я на один из пунктов.
– Само собой, – председателя ничего не смутило. – Это за вычетом страховки от гибели дома. Учитывая, что это залоговое имущество, не могу же я рисковать, что оно перестанет существовать? На дом будет наложена магическая защита от пожара и разрушения. Тридцать золотых на год – стоимость услуг мага.
Что ж… Во-первых, кредиты, видимо, во всех мирах одинаковые. Страховку нет-нет, да впихнут. А я не в тех условиях, чтобы отказываться. Во-вторых, стоит заметить, что меня страховать никто не собирается. Бабу с возу, кобыле легче, как говориться. В-третьих… Сложно бухтеть на страховку, если она действительно убережет дом от того, что он сгорит или рухнет на мою голову. Учитывая мой опыт обращения с печами и состояние дома – я б, может, сама такую защиту и оплатила бы.
– Если со всем согласны, то поставьте свою подпись. Я выдам вам всю сумму прямо здесь.
– И не только ее, – я закончила с документами и протянула Тейту бабушкины записи. – Вы говорили, что город компенсирует то, что было моим наследством, но пропало до моего появления. Я тут набросала небольшой список…