Телефон звонил долго, но настойчивый рингтон сделал свое дело, и Константин, поднявшись с кровати взял трубку. Звонила Мария, из смартфона звучал ее бодрый голос, и девушка сразу засыпала вопросами:
– Алло, привет. Как вы там? Я тебя разбудила? Как добрались? Как дела?
Костя еще окончательно не проснулся, зевнул и отвечал:
– Привет, родная. Я только встал, дорога была очень утомительной, Рик еще спит. Разместились в местной гостинице, все нормально, не переживай.
– Как не переживать? – с возмущением спрашивала Маша, – ты уехал на край страны и не звонил. Я тебе набирала несколько раз, но твой телефон постоянно был вне зоны действия сети.
– Это и не удивительно. Прости, я не позвонил, когда прилетели, а из аэропорта уехали на трансфере, на Чуйском тракте связь бывает только местами, – оправдывался парень, – в Кош-Агач приехали утром, тут телефон работает, но тебя не хотелось будить и беспокоить.
– Ясно, значит вы уже на месте, – более ровным и спокойным голосом говорила Мария.
– Да, да, все хорошо, просто очень устали с дороги и сразу легли спать. Сейчас будем просыпаться и надо перекусить, – продолжал успокаивать Константин.
– Ладно, просыпайтесь и желаю вам отличного дня, – сказала Маша и добавила, – я переживала и уже соскучилась.
– Больше не переживай и не волнуйся, мы уже на месте, все будет нормально, – ответил Костя и спросил, – как там открытие выставки?
– У нас разница в четыре часа, я только еду на работу, – смеясь отвечала девушка, – просыпайся! Позже созвонимся.
– Хорошо, пока, – попрощался Костя и положил трубку.
Глядя на экран смартфона к парню пришло осознание того, что время уже шло к обеду и он не перевел часы.
– Не могли говорить тише? Ну никакого уважения к спящим соседям по комнате. Что, отчитался? – услышал Константин насмешливый голос Рика у себя за спиной.
Обернувшись Костя увидел, что его товарищ проснулся и уже сидя на своей кровати, протирал руками глаза.
– Время обед, – серьезным голосом парировал Константин, – собираемся и пойдем смотреть, что тут и как в этой деревне.
Почему этот обычный двухэтажный дом в деревне назывался гостиницей, было непонятно. Хотя в доме было чисто и даже уютно, а также имелась чистая постель, хорошие кровати, набор полотенец и санузел на этаже. Меньше, чем через час друзья спустились на первый этаж дома, где их встретила хозяйка гостиницы, а точнее постоялого двора. По внешнему виду, женщина была казашкой с характерными чертами лица. Она была в возрасте, аккуратно одета и говорила на чистом русском языке:
– Здравствуйте, меня зовут Айжан, для местных – тетушка Айжан. Я владелица этого дома, и вы можете ко мне обращаться по любым вопросам, – представилась хозяйка.
– Спали крепко, спасибо, – ответил Рик, и указывая на товарища представился в ответ, – это Константин, а я Рик.
После этих слов, женщина достала документы и протягивая молодым людям отвечала:
– Я знаю, вот ваши паспорта. Я вас уже зарегистрировала. Вы хотите кушать?
– Да, с удовольствием, – ответил уже Константин, забирая документы.
– Тогда проходите на веранду, я сейчас подам еду, – и женщина скрылась на кухне.
Молодые люди проследовали на застекленную веранду, где стояли круглые столики. Устроились за одним из них, а после недолгого ожидания перед ними стояли тарелки с мясом, овощами, чайник с чаем и хлеб. Когда парни насытились и стали пить чай, опять появилась женщина, чтобы убрать посуду. Хозяйка ловко собрала тарелки и поинтересовалась:
– Вам понравилось?
– Спасибо, все было вкусно, особенно мясо, – с благодарностью отвечал Рик.
– Я его готовлю по-особенному, еще по рецепту моей бабушки. Тушу его на медленном огне с приправами, которые есть только у нас на Алтае, – с улыбкой отвечала женщина.
– Да, очень вкусно, – добавил Константин, – а скажите, вы, наверное, всех знаете в этих местах?
Женщина перестала убирать посуду, присела на свободный стул и глядя на Костю отвечала:
– У нас сейчас появляется много туристов, а местных я всех знаю. Многих даже когда-то учила. Раньше работала в школе, но потом стало тяжело, постарела и решила открыть гостиницу. Этот дом построил мой покойный муж, но он вполне подходит для размещения приезжих. А кто именно вас интересует?
– Понимаете, мы хотели бы найти мужчину по имени Чаг. Я научный сотрудник музея. Мы готовим экспозицию об Алтае. Мне сказали, что он смотритель или егерь в долине Укок и может нас туда проводить. Еще он может знать какие-нибудь интересные факты, которые нам будут интересны.
Хозяйка задумалась, а потом отвечала:
– Наверное вам нужен Чагдаржав, его тут все знают и возможно, кто-то называет его Чаг. Не знаю, какой он смотритель или егерь, просто Чагдаржав живет на плоскогорье Укок. Здесь он появляется нечасто, приезжает на рынок, закупается в магазине на улице Пограничной и возвращается в долину. Если вы по вопросу принцессы Алтая и о захоронении, то я сразу скажу, что он и говорить на эту тему не станет. Просто все туда едут к принцессе, а ее беспокоить не надо. Когда ученые забирали ее тело для изучения, у нас кошмар творился, но потом вернули и опять наступил мир. В долине есть могила для туристов, но ее там нет, никто не знает, где по-настоящему покоится тело принцессы Алтая.
– Нет, это никак не связано с принцессой Алтая. Мы хотим посетить Укок, сделать снимки для выставки, может есть интересные истории, связанные с плоскогорьем. Вот и все, что нас интересует, – объяснял Костя, – нам нужен проводник, который хорошо знает те места, и кто нам может поведать интересные факты. А Чагдаржав был нам рекомендован.
После такого объяснения Айжан заулыбалась, встала со стула, взяла тарелки и направляясь к выходу с веранды сказала:
– Ну раз вы просто хотите туда съездить, то спросите на нашем рынке. Вам подскажут, когда приедет Чагдаржав и возможно вы сможете с ним встретиться, а если он не будет пьян, то и поговорить с ним.
Оставшись одни, парни допивали чай.
– Как искать этого Чага ясно, но он еще и алкоголик, – произнес Рик.
Константин тихонько засмеялся и говорил:
– А ты себя представь, как бы ты жил один, отшельником на каком-то Укоке. Только и остается водку пить.
– Да уж, история, – протянул Рик, видимо пытаясь оценить такую жизнь, – ладно идем на рынок, хозяйка еще и магазин упоминала, будем разговаривать, будем узнавать.
Покинув дом, парни направились в сторону центра села искать рынок.