Один ученик пожаловался:
– Как же можно наблюдать физический мир, не цепляясь за мысли? Я ловлю себя то на различных умствованиях, то на желании наблюдения мира. Я постоянно вижу одни лишь мысли!
Сяолун ответил ему так:
– Следует акцентировать внимание не на отслеживании мыслей или намерении видеть окружающий мир, а на ощущении физического мира, что приходит в восприятие само собой. И тогда мысли хоть и будут появляться во внимании время от времени, все они станут находиться будто бы в стороне. Ощущение физического мира станет затмевать увлечённость мыслями. И это единственный выход из твоей ситуации. Решить же проблему ума в самом уме, как это пытаешься сделать ты, просто невозможно.
Ученик переспросил:
– Правильно ли я понял? Желание бороться с очередной мыслью, желание находиться в состоянии безмыслия – всё это лишь игры ума. А физический мир воспринимается прямо здесь и сейчас ровно так, как это нужно. И следует просто акцентироваться на этом восприятии, а не на уме, который думает о нём.
– Да, всё верно. Не избавляйся ни от одной мысли. Не пытайся избавиться даже от суеты. Просто наблюдай физическое восприятие, которое существует само собой при абсолютно любых умствованиях и ощущениях. Пойми суть: ум нельзя успокоить. Ум сам по себе и есть беспокойство! Но всегда можно перевести своё внимание с ума на восприятие физического мира. Таково и есть освобождение от ума, таков и есть дзен. Запомни: ум никак нельзя модифицировать или улучшить для практики дзен. Единственное, что доступно человеку – это акцентирование внимания не на уме, а на восприятии физического мира, то есть на собственном теле. Единственное, что можно сделать – это научиться замечать своё тело сквозь любые мысли. Единственное, чему можно научиться – это оглядываться на тело после каждой мысли, вместо побега в очередное умствование.
И когда Сяолун увидел, что ученик ещё не крепок в своём понимании, он добавил:
– Суть проста: не придавай значения мыслям, которые ты замечаешь во время практики. Придавай значение только физическому восприятию. Когда ты сможешь относиться к вещам именно так, все проблемы с навязчивым умом моментально исчезнут. Пойми: мысли являются проблемой, только пока ты придаёшь им больше значения, чем восприятию физического мира. Но когда мысли уже утратили какое-либо значение, их наличие и отсутствие во время практики дзен абсолютно безразлично.