Сяолун любил повторять:
– Не напрягайтесь во время практики. Наблюдайте то, что приходит само собой.
Ученики возмущались, когда слышали такие слова:
– Как же можно не напрягаться во время практики? Тогда практики не будет вовсе!
А старик им отвечал:
– Физический мир сам покажет себя так, как это нужно. Не было ни одного случая, когда физический мир не приходил в ваше внимание рано или поздно. И точно так же абсолютно каждая мысль, даже самая привязчивая, рано или поздно дойдёт до критической точки своего существования и будет наблюдаться со стороны. Потому напрягаться просто нет смысла. Усилия бессмысленны, они никак не улучшают практику созерцания. Практика дзен – это замечание всего и вся, но не вглядывание во всё и вся. Истинная практика дзен – это когда ты просто отдыхаешь, наблюдаешь физический мир, а мысли ничего не значат. Итак, суть проста: не нужно пытаться приглушить мысли. Не нужно пытаться больше замечать физический мир. Просто оставьте всё как есть. Когда замечается физический мир – смотрите на него. Когда замечается мысль – отпускайте её. И на этом всё.
– Чем же отличается практика дзен от обычной лени? – спрашивали ученики.
– Только тем, что, когда обнаруживается очередная мысль, лентяй ищет ей замену, чтобы продолжать мечтать. Тот же, кто практикует дзен, при обнаружении очередной мысли возвращается в физический мир, – отвечал им Сяолун. – Всё очень просто: практику дзен не нужно постоянно поддерживать. Она существует полностью самостоятельно. Единственное, что нужно делать – это не позволять себе загрязнять её, то есть не позволять себе намеренно спать в мыслях. Сон в мыслях может быть исключительно ненамеренным, при обнаружении он всегда заменяется на созерцание физического мира.