Один из учеников пожаловался Сяолуну:
– Учитель, я практикую каждый день целый час, но так и не приблизился к познанию дзен. Что же мне делать?
– Дзен – это твоё ощущение физического мира именно сейчас. Замечай, как именно сейчас ты видишь физический мир и своё тело. Ни часов, ни минут в практике дзен нет и быть не может. Ты должен просто замечать то, что само собой проявляется в этот момент в физическом восприятии.
– Значит, мне нужно просто переживать это самое «сейчас»? А потом сделать тоже самое со следующим мгновением? – уточнил ученик.
Сяолун кивнул:
– Именно так. В высиживании целого часа в позе лотоса нет дзен. Просто замечай, как именно сейчас ты ощущаешь физический мир. И не думай, каким долгим может быть это «сейчас». Оно может быть секундой, минутой, или вечностью, но это всё не важно. Просто созерцай физические ощущения. Такова и есть практика дзен. Дзен – это всегда ощущение физического мира именно сейчас. Заметь, как именно сейчас ощущается твоё тело. Заметь, как именно сейчас звучит ветер в кронах деревьев. И это всё, что нужно сделать. Просто вернись в этот самый миг в физическом мире. Суть практики дзен – это проживание этого самого мгновения прямо здесь и сейчас.
– Как же всё просто! Практика дзен – это созерцание физического мира именно сейчас! В секунде, в минуте, и в часе дзена просто нет! И потому его там невозможно найти! В «сейчас» же не найти дзен просто невозможно, поскольку дзен и есть это самое «сейчас» в физическом мире! Благодарю вас, учитель! – возликовал ученик.
И когда этот ученик постиг дзен, он говорил всем и каждому:
– Бытие человека состоит из мгновений, приходящих друг за другом. И единственное, что обязательно нужно уметь – это проживать эти мгновения. Следует именно проживать замеченные мгновения, а не бежать от них в различные размышления. И наука эта проста: нужно замечать, как именно в этом самом мгновении ты ощущаешь физический мир. Вот и вся практика дзен. И если ты освоил её, то тебе больше не к чему стремиться.