5

Учили курсантов в помещении дома отдыха, расположенного в сосновом бору. Территория бывшего дома отдыха охранялась строго: посторонние сюда не допускались ни под каким видом, а курсантам категорически запрещалось покидать расположение этого учебного заведения. Всё здесь было очень строго. Одного курсанта исключили только за попытку самовольно покинуть расположение. Учили много и разным наукам. Учили интересно. Много времени уделялось науке о вербовке агентов.

– Забудьте о всяких там фантазиях вычитанных в детективных романах, – говорил строгий преподаватель в военной форме, но без знаков различия. – Для настоящего оперативного работника всякие там дедукция с индукцией – муть несусветная. Главное для оперативника – это работа с агентурой. Люди всегда что-то знают, слышат или видят, но не всегда спешат делиться нужной информацией с нужными людьми. И главная задача оперативника – заставить делиться! Именно, заставить! Не дают информацию по-хорошему, думайте – как взять по-плохому. Тут все средства хороши, но лучше всего развязывает языки страх. У каждого человека есть струны страха. Ищите эти струны…

Потом преподаватель приводил множество примеров, как его товарищи по службе умели нащупать нужную струну у людей с идеальнейшей репутацией.

Другой инструктор учил правилам слежки и обыска. Третий налегал на методы расследования воинских преступлений.

– У всякого правонарушения есть своя логика, – вещал курсантам лысенький капитан. – Но это эту логику невозможно понять, не зная мотива. Выявлением мотива – превоочередная задача расследования. Найдёте мотив, а дальше следствие как по маслу покатится. Мотив и анализ – вот залог успеха любого расследования. Анализируйте все свои действия. Возьмите за правило: ложишься спать – обязательно проведи анализ событий. И ещё помните – эмоции враг здравого смысла. Выбрасывайте прочь все эмоции – только факты и анализ! Об анализе мы ещё поговорим, а сейчас начнём досконально разбирать все мотивы, какие когда-либо были выявлены при расследовании воинских преступлений. Все до одного рассмотрим. Первым делом рассмотрим трусость и изучим корни этого, так сказать, явления…

А через два дня на занятиях по криминалистике полная женщина первоочередной задачей расследования назвала поиск следов преступника на месте преступления.

– Преступник всегда оставляет следы, – тихим грудным голосом вещала инструкторша. – Ваша задача найти эти следы! Найденный на месте преступления окурок умелому криминалисту позволит написать портрет преступника и в фас, и в профиль. Понятно?

– Не совсем, – отозвался на вопрос один из курсантов. – Как это окурок может написать портрет? Это же не карандаш или кисть какая-нибудь. Неудобно окурком рисовать. Правда, братцы?

Курсанты громко рассмеялись. Преподавательница криминалистики внимательно посмотрела на остряка и… На следующий день любитель пошутить был отчислен. С той поры задавать вопросы не по делу желающих не стало. И поняли все: шутить здесь может только тот, кто право на это имеет. И когда вёл занятия пожилой актёр, сыпавший как из рога изобилия шутками и прибаутками, никто на эти шутки своими доморощенными остротами не откликнулся.

Дни летели с неимоверной быстротой. Свободной минутки у курсантов не было. Теоретические занятия, практические в поле, потом стрельба, приёмы самообороны, и снова теория, и опять поле… И так каждый день. Столько Витька нового узнал, таким премудростям научился, что всего и не перечесть. Он даже (так ему иногда казалось) думать по-другому стал.

Полгода пролетело как один день. Сразу после выпускного экзамена Виктора Рогова вызвали к начальнику курсов.

– У нас есть информация, что в Н-ском авиационном полку дальней авиации действует вражеский агент, – моложавый майор стал быстро вводить новоиспечённого младшего лейтенанта в курс дела. – За месяц произошло три серьёзных аварии и пожар на складе вещевого имущества. Есть мнение – что всё это неспроста. И мнение это не на пустом месте: получена информация, что фашисты давно уже намереваются создать в наших авиационных полках свою агентурную сеть. Принято решение провести операцию по выявлению этой сети. Оперативный отдел полка работает, но результата пока нет. Решено привлечь свежие силы. Ты тоже привлекаешься к этой работе. Понятно?

– Так точно.

– Тогда слушай свою «легенду». Дней на десять отправим тебя в учебную роту полка связи, а туда скоро придёт разнарядка, чтоб направить одного телефониста в Н-ский авиационный полк. Пошлют тебя. Специальность телефониста для тебя выбрана, чтобы было больше возможностей передвигаться по части. Короче, сообщаю – кто ты теперь есть… После госпиталя тебя направили учиться в военное училище связи, но через четыре месяца выгнали за воровство…

– Почему именно за воровство? – не удержался от вопроса Рогов.

– Потому что так надо! – строго ответил ему молчавший доселе батальонный комиссар.

– Да, – кивнул майор, – так надо. Было бы очень хорошо, чтоб эти гады попробовали завербовать и тебя. Это был бы огромнейшый успех. Но, как ты сам понимаешь, вербовать нормального человека диверсанты не будут, им нужен подонок. Вот роль такого подонка ты и должен сыграть в авиационном полку, только тут нельзя перестараться. Там тоже не дураки сидят, они мигом фальшь почувствуют. Поэтому рассказывай о себе немного, и всегда упоминай, что пострадал ты незаслуженно. Понял?

– Так точно.

– Если речь о твоём исключении из училища зайдёт, говори, что пострадал ты из-за старшего политрука Семёнова. Будто, это он из мухи слона раздул. Если бы не Семёнов, то жизнь бы твоя по-другому повернулась, и получал бы ты сейчас офицерский паёк. Короче, жадность, обида и ложь – вот что должны увидеть в душе твоей наблюдательные люди. Ещё скрытность. Для всех прочих – ты парень скромный, тихий, но сам себе на уме. Веди себя так, чтобы только наблюдательный шпион смог рассмотреть в тебе гниль. Понял?

– Так точно.

– Преподаватель курсов говорил, что ты у тебя есть задатки дара перевоплощения, и ты мог бы стать неплохим актёром. Поэтому тебя и выбрали для этой работы. Полученную информацию будешь приносить на конспиративную квартиру в районном городе около аэродрома. Задание секретное. О тебе не будет знать даже особый отдел полка. Но ты, в случае крайней необходимости, сможешь перед ними раскрыть себя, тебе дадут пароль для связи. И запомни: раскрыть себя ты сможешь только в случае крайней необходимости. Крайней! Понял?

– Так точно.

– И ещё, – опять заговорил батальонный комиссар, – всегда помни о важности задания. Только работа и ничего более, тебя не на курорт послали. Ни минуты на другое тратить нельзя. Дело, дело и ещё раз дело… Знай, если диверсанта выявишь, получишь орден, а не найдёшь, то получишь от нас по самое некуда и по всей строгости. Понял?

– Так точно.

Загрузка...