Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, сочетает в себе две природы – духовную и телесную. Именно эта особенность делает его уникальным творением, призванным привести к Богу весь тварный мир. Творец наделил человека свободой, бессмертием, разумностью, духовностью и самостоятельностью. Все эти качества были даны человеку с целью их дальнейшего совершенствования и развития.
И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26).
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:27).
Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2:26).
Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов (Притч. 21:16).
Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4:20–21).
Прп. Иоанн Дамаскин: Бог сотворил человека… превращающимся в Бога по причастию к божественному озарению, но не переходящим в Божественную сущность (Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. II, 12. О человеке).
Прп. Амвросий Оптинский: Человек – как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!» А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер, забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: «Не спихни!» (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 2. С. 564).
Прп. Амвросий Оптинский: Если человек, по слову Самого Господа, не отвержется своей воли и своих желаний, то не может обретать мира. Своя воля и учит, и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь научит (Жить – не тужить: Изречения Амвросия Оптинского. С. 149).
– Отче, как я могу узнать, являюсь ли я мудрым, разумным и добродетельным?
– Знать, что следует делать, – мудрость; знать, как сделать, – разум; суметь сделать – добродетель (Отцы-пустынники смеются. С. 2).
Человек некий пришел в лес, чтобы выбрать дерево на доски. И увидел он два дерева, стоящие рядом. Одно было гладким и стройным, но с гнилою древесиной внутри. Другое снаружи было шероховатым и невзрачным, но со здоровою сердцевиной. Вздохнул человек и сказал самому себе: «На что мне это гладкое и высокое дерево, раз оно гнилое и на доски не годится? То, другое, хоть и шершавое и невзрачное, но, по крайней мере, внутри здоровое; и, если я чуть больше потружусь над ним, оно вполне может сгодиться на доски для моего дома». И, недолго думая, выбрал второе дерево.
Так и Бог из двух людей выберет для дома Своего не того, кто внешне выглядит праведным, но того, у кого сердце исполнено здравой правды Божией (Православный календарь «Притчи» на 2018 год. С. 172).
Прп. Паисий Святогорец: Человек должен уразуметь благодеяния Божии, понять, что ему дано. Для чего Бог дал нам разум? Для того, чтобы мы исследовали, изучали, следили за собой. Бог дал людям голову не для того, чтобы они постоянно ломали ее над тем, как найти все более и более быстрое средство передвижения из одной страны в другую. Он дал нам разум, чтобы мы с усердием прилагали его к главному, к тому, как достичь цели своего назначения – Бога, истинной райской страны людей (Старец Паисий шутит: Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца. С. 29).
Жил один прозорливец. Люди со всей округи приходили к нему за советом, и ни один не уходил без утешения. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.
Прослышал об этом один завистливый человек:
– Дай-ка я над ним посмеюсь!
Поймал он бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя думает: «Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих – мертвая или живая? Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу».
Пришел человек к прозорливцу и говорит:
– Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую?
Посмотрел на него прозорливец и говорит:
– Все в руках твоих! (Мокиевский А., прот. Большая книга притч. С. 52).
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог. – Господи! Это Ты? – воскликнула она с радостью.
– Да, это Я, – ответил Бог.
– А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.
– У меня можно купить все, – прозвучал ответ.
– В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время Он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
– И это все?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
– Да, это все, – ответил Бог. – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена? (Фомин А. В. Лекарство от греха: Притчи. С. 132).
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
– Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
– Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины (Большая книга лучших притч всех времен и народов. С. 67).
Мудрец спросил ученика:
– В чем состоит самая ужасная трагедия человеческой жизни?
– Наверно, в том, что человек не находит ответов на свои вопросы? – спросил ученик.
– Нет, – ответил мудрец. – В том, что он не находит вопросов, на которые следует искать ответы (Фомин А. В. Лекарство от греха: Притчи. С. 34).