В книге Откровения апостола Иоанна Богослова Господь говорит, что Он стучит в двери сердца каждого из нас и ждет, когда мы впустим Его к себе (см. Откр. 3:20). Надо лишь захотеть услышать этот стук сквозь житейский шум и увидеть Бога в Его проявлениях в мире, наполненном Божественной благодатью, величием и славой.
Бог непрестанно взывает к нам через наш разум, через нашу совесть, через людей, живущих рядом с нами, и через те события, которые происходят с нами. Голос Божий мы слышим в книгах Священного Писания, мы видим Его премудрость в красоте и величии сотворенного Им мира. Мы ощущаем любовь и заботу Божию о нас в каждом мгновении этой суетной жизни, так сильно нуждающейся в мире и гармонии.
Чтобы узреть Бога и познать Его, необходимо очистить свое сердце от греха и порока, освободить ум от ошибочных представлений о Нем.
Человек как высшее творение Божие призван к обожению, то есть он должен стремиться уподобиться своему Творцу, а не «очеловечивать» Его, низводя Господа до своих представлений о Нем как о строгом Судии, карающем за малейшую провинность.
Для большинства современных людей Бог просто свод устаревших нравственных правил, мешающих своей строгостью и угрозой вечных мучений получать сиюминутное удовольствие от жизни. Такие ложные суждения, свойственные поврежденному грехом человеческому разуму, мешают увидеть в Боге не палача и карателя, а Любовь.
Однажды, когда пророк Илия ночевал в пещере горы Хорива, он услышал голос Божий, взывающий к нему: «Илия! Выйди и стань на горе пред лицем Господним». Илия сделал так, как велел ему Бог. И вот подул большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. Но в этом ветре не было Господа. Потом произошло землетрясение, но в землетрясении также не было Господа. Потом появился огонь, но и в огне не было Господа. После всего было веяние тихого ветра, и там был Господь (см. 3 Цар. 19:11–12).
Один талантливый скульптор сделал статую Христа. Господь стоял в полный рост, а у Его ног была специальная подставка, с которой можно было взирать на Него. Скульптор решил показать свое творение знакомому критику. Когда тот встал на подставку и посмотрел на статую, то сразу же сказал, что она совсем не похожа на Христа. «Я не вижу никакого сходства», – категорично произнес он.
Мастер тогда сказал ему, что смотреть на Иисуса нужно стоя на коленях на подставке, а не на ногах. «Взгляд на Спасителя должен быть направлен снизу вверх, а не наоборот». Когда критик последовал совету скульптора, то замер от удивления. Он увидел, что работа отображает образ Господа таким, каким нам открывает Его Священное Писание и Предание Церкви (Большая книга лучших притч всех времен и народов. С. 196).
Ф. М. Достоевский: На свете есть одно только положительно прекрасное лицо – Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж, конечно, есть бесконечное чудо (Достоевский Ф. М. Собр. соч. Т. 15. Письмо (124) С. А. Ивановой от 1 (13) января 1868 г.).