Божественное Откровение – естественное и сверхъестественное

Святые отцы Церкви, говоря о необходимости стремиться к познанию Бога, обращают наше внимание на два пути богопознания – естественный и сверхъестественный. Естественный путь состоит в возможности познания Бога через сотворенный Им мир, а сверхъестественный приводит нас к Богу посредством Божественного Откровения, явленного нам в Священном Писании, Священном Предании и личном опыте общения с Богом.

Святой Василий Великий пишет, что не познать Бога из созерцания мира все равно что ничего не видеть в ясный полдень. А преподобный Феодор Студит, говоря о сверхъестественном пути богопознания, учит нас тому, что этот путь, в его совершенном виде, бывает доступен только тогда, когда ум человека оказывается полностью свободным от каких-либо вещественных пристрастий и объят Божественной любовью.

Естественное Божественное Откровение

Красота и величие мира, окружающего нас, привели к вере в Бога многих людей. Среди них были простые землепашцы и знатные вельможи, безграмотные крестьяне и великие ученые. Все они, несмотря на занятость и привязанность к земным заботам, находили время и возможность устремлять свой взор за границы обыденности и повседневности.

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их (Пс. 18:2–4).

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1:20).

Сщмч. Киприан Карфагенский: Как скоро душа, взирая на небо, познает своего Творца, то, вознесшись превыше земли и всего земного величия, начинает быть тем, чем себя почитает (Сщмч. Киприан Карфагенский. Письмо к Донату о благодати Божией).

Свт. Афанасий Великий: Взирая на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было людям познавать и Вождя твари – Отчее Слово, Которое Своим о всем промышлением всем дает познавать и Отца… (Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. 3, 12).

Cвт. Василий Великий: Если видимое так прекрасно, то каково невидимое? Если величие неба превосходит меру человеческого разумения, то какой ум возможет исследовать природу Присносущего? (Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседа 6. О сотворении небесных светил).

М. В. Ломоносов: Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию (Сретенский календарь-сборник. С. 41).

Луи Пастер, микробиолог и химик: Я мыслил и изучал, потому и стал верующим, подобно бретонскому крестьянину. А если бы я еще более размышлял и занимался науками, то сделался бы таким верующим, как бретонская крестьянка (Сретенский календарь-сборник. С. 68).

Чарлз Дарвин: Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума – это указание на его творца (Сретенский календарь-сборник. С. 212).

Андре Мари Ампер, физик и математик: Учись, исследуй земное: это обязанность мужа науки; через видимый мир к вечному свету. Одной рукой исследуй природу, а другою, как за одежду отца, держись за край Божией ризы (Наука и образование. 2015. 1 января).

Человек в молитве просил Бога:

– Господи, поговори со мной.

И луговые травы пели. Но человек их не услышал. И вскричал тогда он снова:

– Господи, поговори со мной!

И гром с молнией прокатились по небу. Но человек вновь ничего не услышал.

– Господи, позволь мне увидеть тебя, – воззвал он снова.

И звезды ярко засияли. Но человек и этого не видел. Он вскричал:

– Боже, покажи мне видение!

И новая жизнь была рождена весной. Но человек и этого не заметил. Он плакал в отчаянии:

– Дотронься до меня, Господи, и дай мне знать, что Ты здесь.

И после этого Господь спустился и дотронулся до человека. Но человек смахнул с плеча бабочку и ушел прочь (Притчи. ру).

Один из мудрецов явился к праведному Антонию и спросил его:

– Отче, как ты можешь быть счастлив, будучи лишен утешения, подаваемого книгами?

Антоний ответил:

– Моя книга – это природа сущего, и, когда хочу читать слово Божие, эта книга всегда передо мной (Мокиевский А., прот. Большая книга притч. С. 50).

Письмо к Богу, найденное у погибшего в Великую Отечественную войну солдата:

Послушай, Бог… Еще ни разу в жизни с Тобой не говорил я, но сегодня мне хочется приветствовать Тебя. Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя. И я, дурак, поверил,

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната, на небо звездное, что было надо мной. Я понял вдруг, любуясь мирозданьем, каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я тебе скажу, и Ты меня поймешь: не странно ль, что средь ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя? А кроме этого, мне нечего сказать, вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно: Ты на нас глядишь…

Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь, битва будет злая, и, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом, позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь, со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь

(Сретенский календарь-сборник. С. 194).

О святой великомученице Варваре

Святая Варвара (IV век) была дочерью знатного и влиятельного язычника Диоскора, проживавшего в Илиополе Финикийском. Он рано овдовел и все свое внимание и заботу посвятил дочери. Чтобы уберечь Варвару от набиравшего силу учения Христова, Диоскор запер ее в башне, откуда та могла выходить только с его разрешения.

Обучением Варвары занимались воспитательницы, главной задачей которых было наставление девушки в языческой вере. Однако все их попытки убедить ее, что огромный и прекрасный мир, который она созерцала из окна, сотворен языческими богами, терпели неудачу. Как могли бездушные боги, сделанные человеческими руками, что-то сотворить? Так Варвара благодаря остроте ума смогла, глядя на вещественный мир, прийти к пониманию того, что у этого мира должен быть настоящий Творец, превосходящий известные ей божества.

Когда дочь выросла, Диоскор стал подыскивать ей жениха. Но все кандидаты, которых он предлагал Варваре, получали решительный отказ. Девушка сказала отцу, что лучше наложит на себя руки, чем выйдет замуж. В надежде, что подруги повлияют на дочь, Диоскор разрешил ей покидать башню.

Однажды, когда Диоскор отлучился на длительное время из дома, Варвара познакомилась с женщинами-христианками. Те рассказали ей о Триедином Боге и о Христовом учении. Один священник, находившийся в Илиополе под видом купца, наставил Варвару в основах веры, после чего крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Диоскор, отправляясь в путь, повелел построить к своему приезду новую баню. Варвара, побывав на месте строительства, пожелала, чтобы рабочие сделали в бане не два, как планировалось, а три окна. «Так и стена будет красивее, и баня светлее», – сказала она. Рабочие послушались и сделали, как она просила. Вернувшись домой, Диоскор осмотрел баню и, когда увидел в ней три окна, пришел в ярость. Рабочие сказали, что внесли изменения в проект по настоянию Варвары. Та в ответ на вопрос Диоскора, зачем это было нужно, сказала, что окна символизируют Святую Троицу, просвещающую Своим Божественным Светом мир. Диоскор, узнав, что его дочь стала христианкой, отрекся от нее и отдал на суд правителя. После долгих и мучительных пыток, не сумевших заставить Варвару отречься от Христовой веры, голова святой великомученицы была усекновена мечом Диоскора (По житию великомученицы Варвары).

Сверхъестественное Божественное Откровение

Естественное Божественное откровение свидетельствует человеку о наличии Творца, но не дает ему конкретных знаний о Боге. Эти знания о Себе Господь открывает нам посредством Священного Писания, содержащего в себе всю необходимую для нашего блага информацию.

О Богодухновенности Священного Писания, открывающего людям Богооткровенную Истину, свидетельствует не только высота содержащегося в нем учения, но и то преображающее воздействие, которое Писание оказывает на человека. Слово Божие, нашедшее отклик в уставшей от власти греха душе, возрождает ее, делая причастницей вечной жизни в Боге и с Богом.

М. В. Ломоносов: Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению (Сретенский календарь-сборник. С. 344).

А. С. Пушкин: Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия всемирна (Сретенский календарь-сборник. С. 58).

Ф. М. Достоевский: Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точно изваяние мира и человека и характеров человеческих, и названо все и указано на веки веков. И сколько тайн – разрешенных и откровенных! Гибель народу без слова Божия, ибо жаждет душа его слова и всякого прекрасного восприятия (Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. С. 373).

Авраам Линкольн: Я верю, что Библия – наилучший дар Божий человеку. Все прекрасное от Спасителя мира передается нам через эту книгу. Без нее мы не могли бы отличить правды от лжи (Цит. по: Беннетт Р. В поисках Бога. С. 19).

Джордж Гордон Байрон: В этой священной книге – тайна всех тайн. О, счастливы среди всех смертных те, которым Бог даровал милость – слушать, читать, с молитвою произносить и благоговейно воспринимать слова этой книги! Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по ее пути (Сретенский календарь-сборник. С. 235).

Иммануил Кант: Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое человечество когда-либо принимало (Цит. по: Прокофьева Е. Книга православного христианина. С. 904).

Галилео Галилей: Священное Писание не может ни в каком случае ни говорить лжи, ни ошибаться; изречения его абсолютно и неприкосновенно истинны (Сретенский календарь-сборник. С. 259).

Наполеон Бонапарт: Евангелие – это не книга, а живое существо с действием и силою. Она покоряет все, что ей сопротивляется. Душа, восторгающаяся красотой Евангелия, не принадлежит больше себе; Бог владеет ею всецело. Он направляет ее мысли и способности, она принадлежит Ему (Сретенский календарь-сборник. С. 130).

Блез Паскаль: Евангелие дает человеку утешение, в каком бы положении и в каких бы условиях он ни находился. Христос притягивает к Себе все человечество… Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяние, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе – вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди заели бы друг друга, мир развратился бы и сделался адом (Мир Православия (газета). 2008. № 2).

Прп. Никон Оптинский: Грех, прикрытый личиной добра, подкрадывается и повреждает души не проверяющих себя

Евангелием. Евангельское добро требует самоотвержения, отречения от своей воли и разума (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 1. С. 223).

Прп. Варсонофий Оптинский: Если чтение великих писателей так облагораживает душу, не тем ли более облагородит и освятит ее чтение слова Божия и святых отцов? Проникновение в Священное Писание вводит человека в глубину богопознания и дарует ему такое блаженство, с которым не может сравниться никакая земная радость (Цит. по: Терещенко Т. Н. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 2. С. 20).

В. Г. Белинский: Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной книги, в сознании ее живых, вечно непреходящих глаголов (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 555).

Некто спросил однажды мудреца:

– Зачем ты постоянно читаешь книги, в которых содержится учение о Божестве и обязанностях человека? Ведь ты уже несколько раз их читал.

Мудрец сказал:

– Зачем ты ныне требуешь пищи себе? Ведь ты вчера ел.

– Я делаю это для того, чтобы жить, – отвечал спрашивающий.

– И я читаю для того, чтобы жить, – сказал мудрец (Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. С. 31).

Авва Пимен, когда некоторые отцы спрашивали его о нечувствии сердца, отвечал им:

– Вода по свойству своему мягка, а камень – тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень.

Так и слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его (Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. Авва Пимен Великий, 19).

Некий мудрец пришел к старцу. Увидев, что у того нет ничего, кроме Библии, он подарил ему свой собственный библейский комментарий. Через год он снова пришел к старцу и спросил:

– Отче, помогла ли тебе моя книга лучше понимать Библию?

– Напротив, – отвечал старец, – мне пришлось обращаться к Библии, чтобы понять твою книгу (Большая книга лучших притч всех времен и народов. С. 136).

У одного старца спросили:

– Как у тебя хватает терпения пребывать в одиночестве в этом заброшенном уголке земли?

Он ответил:

– Я никогда не нахожусь в одиночестве. У меня всегда есть собеседник – Господь. Когда я хочу, чтобы Он говорил со мной, я читаю Святое Писание. А когда хочу сам поговорить с Ним – молюсь (Фомин А. В. Лекарство от греха: Притчи. С. 174).

Один авва сказал:

– Всякий, кто полагает, что может познать Божии Таинства с помощью научных теорий, похож на глупца, который хочет увидеть рай в телескоп. Точно так же невозможно увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом. В основе здравого смысла лежит выгода. В основе Евангелия – любовь (Сретенский календарь-сборник. С. 78).

Молодой инок, придя к духовному отцу, сказал:

– Отче! Я брошу читать слово Божие.

– Что так? – спросил старец.

– Да не понимаю написанного, – отвечал инок.

– Чадо, – сказал ему тогда старец, – овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью схватывают траву и проглатывают ее не жуя, стараясь только как можно больше захватить, а потом, уже наевшись, пережевывают ее.

Так и ты: пока имеешь время и возможность, сколь можно больше, без лености читай Божественные книги, и темное для тебя будет светлым. Ибо благодаря навыку непонятное поймешь, или от отцов и учителей Церкви узнаешь, или, наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь (Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. С. 538).

Загрузка...