Чревоугодие

Естественная необходимость человека в пище и питье при злоупотреблении ими может перейти в страсть чревоугодия. И речь здесь идет не только о невоздержании в еде, но и о сопровождающих бурные застолья излишествах. Приятное времяпрепровождение в кругу близких друзей перерастает в этом случае в пустые разговоры, обсуждение и осуждение других людей, взаимные препирательства. Древнее латинское выражение гласит: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Страсть чревоугодия ставит во главу угла телесные потребности человека, которые заслоняют собой все остальное.

Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! (Еккл. 10:17).

Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном (Флп. 3:19).

Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:12–13).

Прп. Амвросий Оптинский: Если тело питается и утолстевается, то душа истлевает или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения (Жить— не тужить: Изречения Амвросия Оптинского. С. 270).

Прп. Нил Синайский: Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что соломой остановит действие огня. Как невозможно соломой удержать стремительность разливающегося огня, так невозможно пресыщением остановить жгучее стремление непотребства (Прп. Нил Синайский. О восьми лукавых духах. О блуде, 11).

Свт. Иоанн Златоуст: Голодный желудок не может возбудить плотской похоти, равно как и желудок, довольствующийся умеренною пищею; порочные же пожелания рождаются в желудке, предающемся пресыщению (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям. Беседа 29 на Послание к Евреям (12:4–7), 4).

Прп. Амвросий Оптинский: Кто питается роскошными снедями и пьет дорогие пития, того мысль не может возноситься горе, а бродит и пресмыкается долу по земле (Жить – не тужить: Изречения Амвросия Оптинского. С. 271).

Прп. Нил Синайский: Око чревоугодника высматривает, где пиршество, а око воздержного – где собрания мудрых (Прп. Нил Синайский. О восьми лукавых духах. О чревоугодии, 17).

Прп. Иоанн Лествичник: Кто ласкает льва, тот часто укрощает его: а кто угождает телу, усиливает его свирепость (Прп. Иоанн Лествичник. Лествица, или Скрижали духовные. Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве, 6).

Взалкал однажды утром некий брат и боролся со своим помыслом, чтобы не вкушать пищи до третьего часа. Когда настал третий час, он решился терпеть до шестого. Когда же наступил шестой час, он размочил хлеб и, присев вкусить, опять встал и сказал: «Потерплю до девятого часа». Настал и девятый час, и старец, сотворив молитву, увидел силу диавола, как дым исходящего из его недра. Таким образом миновала его алчба (Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. С. 85).

Жил-был человек, который никак не мог насытиться. Бывало, все ест да ест, уж и утроба полная, а есть все хочется. Как придет домой – давай тут же орать на всех:

– Кормите меня, есть хочу!

Он и по врачам ходил, которые внутренности да кишки лечат, но ни один лекарь не смог его горю помочь. И вот как-то попал он к доктору, который в сердце человеческом разбирался. Доктор послушал, послушал, как у того человека сердце бьется, и говорит:

– Голубчик, а сердце-то у вас – пустое! Вот когда сердце ваше наполнится, тогда и аппетит зверский пройдет.

– А чем же мне сердце, доктор, наполнить? Может, лекарство какое от напасти этой есть?

– Нет, голубчик, мы, доктора, этим не занимаемся. Вы уж сами о своем сердце позаботьтесь. А то запущенное оно у вас…

Недаром говорят, полная утроба пустое сердце не наполнит (Мокиевский А., прот. Большая книга притч. С. 206).

Однажды женщина пришла со своим маленьким сыном к старцу.

– На моего сына напала порча, – сказала она. – Он ест финики с утра до вечера. Только сладкие финики, и ничего другого. Что мне делать?

Старец посмотрел на мальчика и сказал:

– Добрая женщина, возвращайся с сынишкой домой. А завтра в это же время приходи ко мне опять, и я помогу тебе.

На следующий день старец посадил мальчика себе на колени, взял у него из рук финик и сказал:

– Сын мой, помни о том, что на свете есть и другие вкусные вещи.

После этого он благословил ребенка и отпустил к матери.

Озадаченная мать его спросила:

– Но почему ты не сказал этого вчера? Зачем нам надо было еще раз пускаться в такой далекий путь?

– Добрая женщина, – ответил старец. – Вчера я не мог убедительно сказать твоему сыну то, что сказал сегодня. Потому что вчера я и сам с наслаждением ел финики.

Смысл этой притчи прост: начни с себя. Любые советы и поучения обретают силу только тогда, когда они подтверждены твоей собственной жизнью (Фомин А. В. Лекарство от греха: Притчи. С. 480).

Одна женщина привезла с юга корзину персиков. Каждый день она съедала по одному персику, выбирая те, которые уже начинали портиться. А когда корзина опустела, она вдруг поняла, что так и не попробовала ни одного целого, вкусного персика (Жил человек… 101 притча. С. 71).

Загрузка...