Kак корабль без снастей носится по велению бури, так и душа, лишенная благодати Божьей, постоянно находится под управлением греха, который влечет ее не туда, куда она хочет, а туда, куда направит ее демон.
В христианстве все благодатно и ничего без благодати. Да печется же каждый из нас обрести для себя благодать.
Спасительна благодать Божья сама в себе, но не спасает нас без нас.
Благодать Божья хотящих спасает, а не нехотящих.
Сотворивший нас без нас определил спасти нас не без нашей воли.
Земля ничего не производит без дождя, и без земли дождь бесполезен; точно так же и благодать не действует без содействия самого человека, ни воля человека – без содействия благодати.
Бог Господь простирает тебе Свою руку, дай Ему свою!
Kак родник, непрестанно источающий чистые ручьи и обильные потоки, никогда не воспрещает желающему в обилии наслаждаться даром чистых вод, так и Божественная благодать открыта всем, чтобы каждый наслаждался сколько хочет.
Молитва – простертая рука для принятия благодати Божьей.
Мы только можем быть далеки от Духа Божия, а Дух Божий не может быть далек от нас.
Нечистое зеркало не может отражать изображений; и душе, которая занята житейскими попечениями и омрачена страстями плотского мудрования, невозможно принять в себя озарений Святого Духа.
Хотя Дух един, однако дарования не равны, потому что неравны приемники Духа.
Различие даров Святого Духа зависит от различия умственных и нравственных сил приемлющих лиц.
Kак дождь, излившийся на землю, подает растениям свойственное им качество: сладким сладость, жестким жесткость; так и благодать, входящая в сердца верных, не изменяясь, дарует соответственные добродетелям силы.
Щедро Бог дарует благодать, но не расточает ее напрасно.
Kак по Божьим мерам отмеривается мера нашей жизни, так по мерам жизни отмеривается и Божья мира (даров благодати).
Сколько мы, веруя, исполняем заповеди Божьи, столько и Дух Святой производит в нас Своих плодов.
Благодать – талант Домовладыки, который верного и усердного раба обогащает, а неверного и ленивого осуждает.
Kак милосердию Божью свойственно открывать для нас, даже и недостойных, сокровища благодати Своей в ожидании нашего покаяния и исправления, так равно и правосудию Его свойственно отнимать Божественные дары, оскорбляемые пренебрежением, и наказывать неблагодарность.
Не только пагубно не делать дела Божьего, но и делать его с небрежением страшно (ср. Иер. 48, 10).
Kак огонь требует дров, так и благодать – нашего усердия, чтобы она воспламенилась.
Духа не угашайте (1 Фес. 5, 19), – говорит апостол и тем дает видеть, что точно так же, как обыкновенный огонь гаснет, если не подкладывают сгораемого вещества, а еще более погаснет, когда будут лить на него воду, – и в нашем духе огонь благодати непременно будет умаляться с умалением в нас святых помыслов, чистых ощущений, богоугодных намерений и дел и еще скорее погаснет, когда наполняем душу всем, что есть противного духу святыни.
Благодать как скоро усмотрит, что в помысле человека начало появляться несколько самомнения и стал он высоко о себе думать, тотчас попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения, пока познает свою немощь и станет уповать в смирении на Бога.
Благодать в духовной жизни человека есть то же, что дыхание в жизни телесной. Человек без дыхания мертв телом; христианин без благодати не христианин (ср. Рим. 8, 9), мертв духом (ср. Еф. 2, 1).
Благодать для нас то же, что солнце для земли; она нас озаряет, согревает и оживляет.
Те из христиан, которые желают быть добродетельными и не стараются о стяжании благодати
Святого Духа, находятся в величайшем заблуждении. Они сеют на камне, пашут на воде, хотят летать без крыльев, дышать без воздуха.
Что для корабля опытный кормчий, то Дух Святой для людей в продолжение их плавания по океану духовной жизни, исполненного опасностей.
Божественная благодать и человеческое усилие должны действовать вместе. Поле приносит плоды только тогда, когда Бог благословляет, а мы трудимся.
Солнце не проникает своим светом в цветок, если его чашечка закрыта: так и благодать не озаряет души, если она не раскрывается в молитве.
Потеря благодати страшнее всех потерь: нет бедственнее состояния, как состояние человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами. Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается нам даром, по одному милосердию Божью, но к сохранению ее мы должны прилагать все свое усилие.
Бог присущ людям во всех их приключениях и взирает на все бедствия верных рабов Своих, но иногда представляется удаляющимся от них, чтобы с большей щедростью наградить искушенное благочестие. Так нередко и родители, для возрастания в разуме и для получения опыта, отсылают детей своих от себя на чужую сторону. Прп. Антоний Великий, будучи искушаем и мучим злыми духами, не зрел Иисуса Христа в своем мучении. Потом, увидев Его, воззвал с горячностью: «Где Ты был, Господи мой, где Ты был?» «Я был здесь и смотрел на твое мужество и терпение», – был ответ Спасителя.
Благодать – это присутствие Господа нашего внутри нас. Самое блистательное доказательство математической истины может ли сравниться в очевидности с действиями благодати, когда сердце для нее открыто?
Благодать – это Бог, ощущаемый и видимый в сердце и сердцем.
Kто хочет удержать в себе благодать Божью, да будет благодарен за благодать, когда она дается; терпелив, когда отнимается; пусть молится, чтобы возвратилась она; пусть смотрит за собой и смиряется, чтобы не потерять ее.
Бог не делает насилия нехотящим, но влечет только желающих.
Бог действует не так, чтобы люди нехотя верили, что невозможно, а так, чтобы из нехотящих они стали хотящими верить.
Бог не трудится за нас, а только помогает нам.
Благодать не уничтожает затруднений, но помогает их преодолевать.
Благодать, когда ей угодно, может возводить и пастырей в чин пророков и рыбаков в чин апостолов.
Утешения благодати иногда оставляют и ведущего добродетельную, даже подвижническую жизнь; но это не является потерей благодати и потому не должно смущать нас. Благодать никогда не оставляет верующего, а, скрываясь, оставляет в нем только место для высших подвигов его веры и терпения.