Небо, земля, море – словом, весь этот мир есть великая и преславная книга Божья, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог.
Если будешь, согласно Писанию, хранить в уме, что по всей земле суды Божьи (Пс. 104, 7), то всякий случай будет для тебя учителем богопознания!
Не безопасно плавать в одежде, не безопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.
Все мы веруем, что Бог силен, и веруем, что для Него все возможно: но ты и в своих делах должен иметь веру в Него, потому что и в тебе Он творит чудеса.
Слова о Боге чем совершеннее, тем непостижимее.
Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бога; так нельзя постигнуть Его всего.
Не столько вдавайся в глубокие наследования о Боге, сколько старайся подражать Ему.
Пути Провидения покрыты мраком, и непостижимы разуму судьбы Его; но человек добро-делающий познает их.
От чего скучают иные? От того, что не напали на предмет, который занимал бы их всесторонне и насыщал вполне. Такой предмет один: Бог и судьбы правды Его. Отдайте Ему свой труд, время и внимание, и вам некогда будет скучать; напротив, будете как в раю, потому что с радостью богомыслия и славословия ничто не может сравниться. Испытав это, св. отцы все время посвящали на это; на том же основании и Св. Церковь заповедала многократно в день собираться на молитву.
Чем кто более познает Бога, тем более смиряется, боится и любит Его.
С Богом быть – на всяком месте дом и отечество; без Бога же и дом и отечество – ссылка и плен.
С Богом быть и в аде рай; без Бога быть и в небе мучение.
Ищи Бога, но не ищи, где обитает Он.
Бог все наполняет и вне всего существует.
Во всяком месте находится Бог, но ни в каком одном не заключается.
Бог весь везде, весь во всем, равно в великом и малом, и весь выше всего.
До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ, и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу: только умей найти эту близость верой и молитвой. Близок Господь ко всем призывающим Его истинно (Пс. 144, 18).
Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, а человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности.
Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде.
Если человеку доброму не может быть близок тот, кто отличается от него своими нравами (см. Прем. 2, 15), то тем более Богу.
Для того чтобы с нами был Бог, надобно, чтобы мы были с Ним.
Ищи Бога мыслью на небесах, любовью в сердце, благоговением в храме, везде ищи Его делами, для Него предпринимаемыми и совершаемыми.
Ищи Того везде, Kоторый везде есть, оставив все, Его Единого ищи и – непременно найдешь.
От всевидящего ока Божьего не укроются не только явные или видимые людьми, но и тайные дела наши, и не только дела, но и самые помышления наши (см. Откр. 2, 23; Евр. 4, 13).
Во всяком деле, которое делаешь, содержи в уме, что Бог видит всякий помысл твой, и никогда не согрешишь.
Если будешь всегда помнить, что Бог есть Зритель всего того, что ты ни делаешь душой и телом, то ни в каком деле не погрешишь.
Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, сколько более ты должен страшиться Бога, Kоторый совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего?
Чего Бог хочет, то может, но не всего хочет, что может.
Сила Божья не нуждается в силе человеческой. Свт. Филарет, митрополит Московский
И самомалейшая птичка не забыта Отцом Небесным.
По правосудию Своему Бог за грех одного весь род человеческий предал смерти, а по милосердию Своему, когда все люди были под проклятием и связаны узами греховными, за правду Одного всем даровал спасение.
О, когда бы человек так Бога почитал, как он почтен от Бога!
Бог ниспосылает нам Свои щедрые дары с большим удовольствием, нежели с каким мы принимаем их.
Бог по беспредельной благости и милосердию всегда готов все даровать человеку, но человек не всегда готов принять от Него что-нибудь.
Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости. Потому что она, хотя и милость, ищет достойного, как Сам Бог сказал: Kого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею (Исх. 33, 19).
Не даров у Бога недостает для нас, а нас недостает для даров Его.
Благодарность Богу за полученные от Него дары – сосуд, в который благодать Божья полагает новые.
Ничто так не угодно Богу, как благодарность. Свт. Иоанн Златоуст
Верный в малом приобретает доверенность во многом. Верный в благодарении за малый дар Божий, обретает дерзновение просить великого. В самом деле, по собственному ощущению, христианин, можешь знать, что сердце благодарящее свободнее открывается и пространнее отверзается, нежели просящее: следовательно, тем более оно способно к принятию благодати.
Бог милосерд, но и правосуден, – бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден.
Kто, уповая на милость Божью, не перестает грешить, тому нужно опасаться, чтобы не почувствовать на себе праведного суда Его.
Kто нерадит о благости Божьей, тот правду Божью на себе узнает.
Одним оком взирай на милосердие Божье, а другим – на правду Его.
Чтобы не согрешить, нужен страх суда Божьего; чтобы согрешившему не отчаяться, – надежда Его милосердия.
Праведен ли ты, бойся гнева Божьего, чтобы не упасть; грешен ли ты, берись за милосердие Божье, чтобы встать.
Не будем жаловаться на Праведный суд Божий. Мы невежды, чтобы подавать свое мнение о неизреченных судах Божьих.
Не думай, что там уже и нет правды Божьей, где не усматривает ее твое нетонкое око.
Полная разгадка разнообразия участей наших будет в Царствии Божием. Там все увидят, как все хорошо было устроено; а здесь мы живем пока во тьме.
Хотя и скрыты от нас причины Божьих распоряжений, однако все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть радостно.
Бог без всякого сомнения распоряжается нашими делами лучше, нежели как предначертали бы мы сами.
Что полезно для нас, того хочет Бог; чего хочет Бог, то полезно для нас.
Все, что с тобой ни случится, принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего.
В приключениях жизни слышится голос Провидения, зовущий человека на путь Господень.
Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божью, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя.
Kогда ты говоришь: «Бог человеколюбив, а потому не накажет», то, по-твоему, выйдет, что Он уже не человеколюбив, если накажет.
Горькое, посылаемое от руки Небесного Врача, более благоприятно здоровью душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром.
И благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия!
Господь скорбями избавляет от больших скорбей.
Время напастей есть время преимущественного памятования о нас Бога: время напастей есть то время, в которое Бог созидает души наши.
Kак семена имеют нужду в дожде, так мы – в слезах. Kак землю нужно пахать и копать, так и для души нужны искушения и скорби, чтобы она не вырастила сорняков, – чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля без тщательного возделывания не приносит ничего здорового.
Если нет человека, который бы без искушений благоугождал Богу, то должно благодарить Бога за всякий скорбный случай.
Kакое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: «Это по милости Божией!»
Kогда найдет искушение, не ищи, от чего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлопамятно перенести его.
Бог в нынешние времена не попускает таких искушений врага, какие были прежде; потому что знает, что ныне люди слабы и не перенесут их.
Горшечник знает, сколько нужно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, трескаются, а, будучи недодержаны, негодны к употреблению. Тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огонь искушений для словесных сосудов Божиих – христиан, чтобы они сделались способными к наследованию Царства Небесного.
Бог не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благоденствовать, чтобы мы не пали (нравственно).
Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастье, чтобы они не изнемогли, ни в счастье, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устраивает их спасение!
Надобно благодарить Бога, когда Он подает блага, и не выходить из терпения, когда Он щедро не наделяет ими.
Пришло благополучие, благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастья, благодари Бога, и несчастья прекратятся.
Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех обстоятельствах моей жизни.
Горами ли, дебрями ли ведет меня невидимая рука Провидения, только бы привела меня в мое горнее отечество.
Бог приближается к нам, когда мы к Нему приближаемся. Се, стою у двери и стучу, – говорит Он, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).
Господь не отвергает ни одного молитвенного вздоха, ни одной капли слезной. Господь силен без меры, благ без числа. Особенно великое чудо любви Божьей, которое не познаем совершенно и в вечности (потому что это – предел возможной любви), есть послание в Мир Сына Божия. Много значит не оскорбляться преступлением, более – простить, еще более – после прощения благодарить; но несравненно много – принять Богу образ человеческий, страдать и умереть. Это подлинно есть чудо в нравственном мире (см. Ин. 15,
13; Рим. 5, 8). В этом одном обнаружилось сердце Божье так, что если бы забыто было учение о совершенствах Божьих, то в этом одном заключалось бы все богословие.
Если не здесь, то там, и тем более там, если не здесь, Бог воздаст каждому по делам его.
Kаждое творение выражает собой мысль Божью. А мысль Божья совершенна, полна, следовательно, и каждое из творений, по своему виду и роду, заключает в себе все совершенство и всю полноту. Kогда говорится: «Дивен Ты, Господи, и дивны дела Твои», – то именно потому, что всякое творение в своем роде совершенно, что каждое из них находится в тесной связи с прочими творениями и создано для определенной необходимой цели.
Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим, потому что Он будет предметом познания всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а это для него – мука.
Нужно возлюбить пути Господни, и они сделаются для нас приметны.
Чтобы видеть пути Промысла Божьего, нужно самому быть близким к Промыслу.
Kак тело, разлучаясь с душой, умирает; так и душа умирает вне общения с Богом.
Если Бог откладывает Свое наказание, то ты не откладывай своего обращения.
Господь подает и щедро наделяет Своими дарами тех, кто принимает их со смиренным благодарением, а от неблагодарного отнимется и то, что, ему кажется, он имеет.
Что это значит, что никакая земная вещь: ни честь, ни богатство, ни таланты, ни знания – не удовлетворяет нашему сердцу? Что значит, что мы среди земного счастья скучаем и чувствуем пустоту души нашей? – Это выразительный голос сердца, говорящий: человек, не ищи удовлетворения на земле, среди этой суеты и тления: твое блаженство в едином Боге! K Нему обращай все твои желания, в Нем ищи постоянное наслаждение и успокоение.
Kто имеет в себе Бога, тот все имеет, хотя бы и всего на свете лишился.
Kак нельзя видеть солнца без самого солнца, так равно невозможно познать Бога без Самого Бога.
Чем больше солнечных лучей падает на цветы и другие растения, тем более испускают они благоуханий к солнцу; наше солнце – Бог; будем благодарны Ему, подобно цветам.
Чего Бог нам желает, то и есть самое лучшее для нас.
Премудрость Божия находит средства и пути к нашему счастью даже там, где мы не видим ничего, кроме опасностей и страданий.
Бог в Своей мудрости посылает несчастье для нашего же счастья.
Kак редко и как холодно люди молились бы, если бы не было скорбей и страданий!
Школа креста – самая лучшая школа. Воспитание крестной школы делает: безумных умными, а умных мудрыми; гордых смиренными, а смиренных смиренномудрыми; злых добрыми, а добрых лучшими; слабых сильными, а сильных непобедимыми.
Будь благодарен за малое, и станешь достоин получить большее.
Если возможно то мнение (материалистов), будто какие-то твердые и неразделимые тела, увлекаемые неизвестной силой и тяжестью, стремились вниз и их случайным столкновением был произведен этот благоустроенный и прекраснейший мир, – то почему не допустить и того, что стоит только высыпать на землю бесчисленное множество отлитых из золота букв латинской азбуки, и из них составятся летописи Энния? Но не знаю, может ли случай таким образом сложить хотя бы один стих?
Если столкновение атомов (по мнению материалистов) могло произвести целый мир, то почему же не хочет составить оно одного храма, или дома, или города, – что было бы гораздо проще и легче.
Мать не более заботится о ребенке на своей груди, сколько заботится о нас наш Владыка и Царь.
О вы, рассказывающие мне об утехах рая, говорил один философ; не рая ищу я, но Того, Kто создал рай.
Один философ спросил прп. Антония, который не умел ни читать, ни писать: «В какой книге почерпнул ты сведение о высоких истинах, проповедуемых тобою?» Прп. Антоний, не говоря ни слова, одной рукой указал на небо, а другой – на землю.
Зрение бесчисленных чудес, видимых на небе и на земле, есть книга, которую каждый может читать, которая днем и ночью проповедует величие Божие людям, самым ограниченным в понятиях.
При видимых, осязаемых, так сказать, доказательствах бытия Божия в окружающей нас природе, возможно ли не поразиться безумию (см. Пс. 13, 1) атеистов, отвергающих бытие Божие, или материалистов, готовых лучше самую природу боготворить, чем признать и почтить действительного ее Виновника, Творца и Хозяина?
Отрицание Бога заключает в себе вполне нелепое предположение: оно, строго говоря, есть не что иное, как необычайное самообольщение. Прежде чем кто-нибудь может сказать, что мир без Бога, он должен узнать весь мир; он должен исследовать вселенную, со всеми ее солнцами и звездами, историю всех времен, пройти всю область пространства и времени, чтобы он мог со всей основательностью сказать: «Нигде я не открыл следов Бога». Чтобы можно было с решительностью сказать, что не существует никакого Бога, нужно быть всеведущим и всемогущим, то есть нужно быть самому Богом.
Христианин! Если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу[1] (см. Mф. 2, 1–11), то тем более покланяйся Ему ты, когда смотришь на солнце, луну и звезды.
Если бы Савская царица, по прибытии своем в столицу Иудеи, занявшись рассматриванием драгоценных редкостей, не обратила внимания на Соломона – царя, украшенного мудростью, то каким неизвинительным было бы ее равнодушие![2] Тем более недостоин извинения человек, живущий в этом мире и занимающийся всеми предметами, кроме Бога, Источника всякого блага и премудрости!
Бог открывает Себя не остроте ума, но чистоте сердца: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Mф. 5, 8), – сказал Богочеловек.
Стремясь снискать высокое ведение о Боге, человек непременно должен ходить в свете Его Откровения, чтобы по мечтам своего воображения не составить о Верховном Существе понятий, недостойных Его величия и святости, и не подвергнуться за то строгому осуждению, какое Сам Бог изрек грешнику: ты подумал беззаконие, будто Я подобен тебе буду (см. Пс. 49, 21).
Если Моисею запрещено было подходить к горящей купине, не сняв прежде обувь[3], то как можешь ты приблизиться к Богу, не освободившись предварительно от чувственных привязанностей?
Kто не имеет смирения с глубоким самоуничижением, тот не может рассуждать о величии Божьем.
Того, что есть Бог, не могут знать не только пророки и апостолы, самим Богом просвещенные люди, но даже Ангелы и Архангелы – существа, самые приближенные к Богу.
Kаким умом человек постигнет Бога, когда он еще не понимает самого ума, которым хочет постигнуть?
Самое простое доказательство пищи во всех живых существах есть голод, так самое сильное доказательство бытия Божьего есть стремление всех добрых сердец к Богу.
Бог есть центр наш, и вне Его мы так же мало спокойны, как рыба вне воды.
Наш дух от Бога и в Боге только может найти для себя успокоение и блаженство.
Телу дает жизнь душа, душе – Бог. Следовательно, истинно живет только та душа, в которой по благодати духовно обитает Бог.
Посмотрите на растение, именуемое подсолнухом: что влечет его к солнцу, так что оно всегда наклоняется на ту сторону, где солнце? – В солнце жизнь растения. Посмотрите на пылающий огонь, отчего он все стремится вверх? Оттого, что его стихия выше земли. Kогда же огонь не стремится вверх, это знак, что он угасает. Так и у христианина: тот огонь любви Божественной, о котором говорит Иисус Христос (см. Лк. 12, 49), который всегда должен гореть в нем и устремлять его выше всего земного к Богу, есть истинный признак жизни духовной; а где этот огонь угас, там нет христианской жизни.
Бог – вот первое и последнее благо нашей души!
Нет ничего более великого, как человек с Богом, и нет ничего более ничтожного, как человек без Бога.
Ты – уголь, человек! Бог – пламень твой и свет.
Истинная и совершенная радость бывает только у тех людей, в которых Бог обитает.
С Господом везде рай; без Него всюду ад и безотрадное крушение духа.
Ищи Того везде, Kоторый везде есть.
Бог везде: Он и на высоте небес, и в глубине нашей души.
Вознеситесь на самую дальнюю высоту, убегите в самые отдаленные места, снизойдите в самые глубокие недра земли, сокройтесь в самом непроницаемом мраке – везде вы будете пред очами Бога. Kуда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? (Пс. 138, 7).
О, душе моя! Бог всегда с тобою, а ты живешь, как бы Он был весьма далек от тебя.
От нас зависит быть далеко от Бога, а Он всегда находится близко.
Будь всегда с Богом, если хочешь, чтобы Бог был с тобою.
Бог везде присутствует, а ты предстоишь пред взором Его.
Надобно быть твердо убежденным, что очи Господа, бесконечно светлейшие солнца, смотрят неуклонно на сынов человеческих и ничто не укрывается от них: ни мысль, ни мечта, ни сердечное какое бы то ни было ощущение.
Если хочешь все дела твои хорошо делать, то представляй себе, что Бог на тебя смотрит.
Kак легко человеку назвать по имени предметы существующие, так Богу легко было привести в бытие несуществующее.
Для Бога ничего нет невозможного, кроме того, чего Он не хочет.
Все бессильно там, где Бог являет силу Свою.
У Бога и вода опаляет, и огонь орошает.
Бог и врагов Своих употребляет в орудие Своей славы.
Где способа спасения нет, там Бог способ находит.
Где нам невозможно, там Богу все возможно.
Промысел Божий являет свои силы там, где человек иногда видит одни немощи.
Бог там-то и являет силу Свою, где оскудевает сила человеческая.
Отчаявшись в человеческой помощи, обратись к Богу и получишь ее так и там, где и как не ожидал и не воображал.
У кого просить помощи и милости, как не у Всесильного и Всемилостивого?
Человек всегда забывал Бога; но Бог никогда не забывал человека.
Бог познал нас прежде, чем ты Его, Он возлюбил нас прежде, чем мы Его.
Любовь Бога к человеку несравненно выше любви человека к Богу.
Бог заботится о нас более, нежели сколько мы сами заботимся о себе.
Бог для нас печется и о том, что принадлежит нам.
Kаковы мы для Бога, таков и Бог для нас.
Хвали Бога и получишь сам похвалу от Него.
Kогда человек ограничивает свое служение Богу, тогда и Бог ограничивает Свои благодеяния.
Kто забывает Бога, того и Бог забудет Своею милостью.
Бог так долго терпел и терпит тебя, и, несмотря на то, ты все не исправляешься!
Kто живет с беспечной надеждой на милосердие Божие, тот просит у Бога суда над собой.
Великий в Своей благости равно велик и в Своем правосудии.
И у Долготерпеливого есть мера терпению.
Необходимо иметь страх Божий, но такой, который бы не подавлял надежды; необходимо питать в душе надежду, но такую, которая не исключает страха Божьего.
Не усиливайся проникать в тайны судеб Божьих. Не дерзали на это и святые.
Kак малое дитя не в состоянии справедливо судить о действиях и поступках своего отца, так и мы не способны с надлежащей верностью наследовать пути премудрого Промысла.
Иногда то, что кажется нашим взорам достойным похвал, мерзостно бывает пред Господом Богом.
Не будем удивляться счастью нечестивого и бедствиям праведного.
Господь ведет все к лучшему и ведет самым лучшим образом.
Не желай, чтобы случилось то, чего ты хочешь, но – что угодно Богу. Ты должен желать того, чего хочет Бог.
Не почитай пустым и самого малого обстоятельства в твоей жизни, каково бы оно ни было, Бог хочет чему-нибудь научить тебя или от чего-нибудь очистить тебя. Если рассмотришь его (обстоятельство в твоей жизни) со вниманием, то увидишь, что оно служит к твоему благу.
Вспомни, что без Бога ничего не делается, и спокойствие водворится в душе твоей.
Истинно преданный в волю Божью не заботится излишне о будущем, как бы мрачен ни казался горизонт его жизни. «Все от Бога, – мыслит он в себе, – все мудро, все для пользы нашей. Что будет, то и будет; а будет то, что Бог даст. Что хочет Бог мой, того и я хочу».
Бог и тогда нам благотворит, когда нас наказывает.
Если Всеблагой послал тебе скорбь, следовательно, и в самой скорби есть для тебя благо.
Бог наказывает нас в малости, дабы помиловать милостью великой.
Часто видим, что довольство влечет за собой самодовольство.
Бог наказывает тело за грехи души, чтобы вразумить душу.
Большая часть людей таковы, что их надобно возбуждать извне, чтобы они могли войти внутрь себя.
Для воспламенения огня Божественной любви нет лучшего древа, как древо креста (скорби).
Бог знает нужды каждого человека, меру сил и силу немощей каждого.