6. Нейтронная звезда

– Шах и мат! Ха-ха, я выиграла! – воскликнула Марианна.

– Ты жульничала, – надулся Маркус.

– Вот как? И каким же образом, позволь узнать? В шахматах жульничать невозможно.

– А вот и возможно! Тебе помогал Макс. Когда ты почти проиграла, он запрыгнул на доску и подвинул твою ладью на две клетки вперёд. А потом ты сделала тот самый ход, потому и выиграла.

– Смешно! Макс ничего не смыслит в шахматах.

– Откуда ты знаешь? Макс очень умный.

– Возможно, – сказал дядя Альберт, услышав, как спорят дети. – Но думаю, нет такой мыши, которая умела бы играть в шахматы. Хотя, когда Макс задел ладью, Марианна обратила на неё внимание и сделала правильный ход.

– Точно! – поспешил вставить Маркус. – Я же говорил, что она жульничает.

– Ну, я бы не стал называть это жульничеством. А теперь отложите на время шахматы и подойдите сюда. Я обещал вам нейтронную звезду, и вот одна уже близко. Скоро мы будем рядом с ней.

Маркус с Марианной тут же забыли о своих шахматных спорах и подошли к дяде Альберту, сидящему за пультом. Макс тоже почувствовал, что происходит что-то интересное, и залез Маркусу на плечо.

– Я вижу белую звезду вон там, – сказал Маркус, показывая вперёд. – Это она?

– Нет, кстати, не она. Это спутник нейтронной звезды – белый карлик.

– Карлик? – удивилась Марианна.

– И белые карлики, и нейтронные звёзды – это бывшие сгоревшие звёзды. Когда Солнце через каких-нибудь пять миллиардов лет использует всё своё топливо, оно превратится в белого карлика, такого же, как эта звезда, что вы сейчас видите. Она весит примерно столько же, сколько Солнце, а размером в сто раз меньше. Не больше Земли.

– Как звезда может так сжаться? – спросил Маркус.

– Пока звезда горит, внутри неё создаётся давление. Оно уравновешивает силу тяжести, втягивающую все части звезды внутрь. Но когда топливо заканчивается, давление исчезает. Тогда сила тяжести берёт верх и звезда сжимается. А потом в игру вступают другие силы, связанные с квантовым миром, о котором мы на днях говорили. Так и возникает белый карлик.

– Ты же сказал, что мы увидим нейтронную звезду? – сказала Марианна.

– Разумеется. Смотрите на монитор. Видите сильный сигнал, вон там? Это нейтронная звезда. Обычное мигание – это белый карлик. Они вращаются вокруг друг друга. Нейтронная звезда тяжелее белого карлика, а вот диаметр её не больше двадцати километров! Если бы вы стояли на нейтронной звезде, вы бы весили больше ста тонн. Звёзды размером в два раза больше нашего Солнца заканчивают свои дни нейтронными звёздами.

– А если звезда ещё больше? – спросил Маркус.

– Тогда даже силы квантового мира не смогут её удержать, и получится чёрная дыра. Не такая большая, как гигантская Чёрная дыра в центре Млечного Пути, но весить она будет всё равно по меньшей мере в три раза больше, чем Солнце.

– Но почему нейтронная звезда светит на экране радара так ярко, если она маленькая? – спросила Марианна.

– Потому что у неё очень сильное магнитное поле. Сейчас мы пролетим между белым карликом и нейтронной звездой. Посмотрите в иллюминатор. Скоро мы увидим нейтронную звезду.

Маркус, Марианна и даже Макс всматривались в бесконечный космос, но ничего, кроме яркого белого карлика, быстро пролетающего с правой стороны, не видели.

– Вот же она! – крикнул Маркус через пару минут. – Прямо по курсу. Осторожнее, дядя Альберт, ты сейчас в неё врежешься!

– Ой-ой-ой, а я и не заметил. Сила притяжения-то у неё гораздо больше, чем я рассчитывал. Держитесь!



Дядя Альберт потянул за какие-то рычаги, и антипротонный мотор страшно зарычал. Ракета резко ускорилась, Маркуса и Марианну отбросило к стене, зато дяде Альберту удалось увернуться и не столкнуться со звездой. Дети увидели, как гигантский тёмно-серый шар проплыл за окном, всего в паре сотен метров.

– Дядя Альберт, ещё бы чуть-чуть – и всё, – простонала из угла Марианна, потирая спину.

– Да, но мы справились, – радостно отозвался дядя Альберт. – Следующий пункт программы – Чёрная дыра, а потом Земля, только три с половиной миллиарда лет назад. Если повезёт. Вот это будет интересно.

– Надеюсь, не интереснее того, что мы только что пережили, – проворчал Маркус на ухо Максу, которому каким-то загадочным образом удалось удержаться на плече мальчика.

Не успел он это произнести, как в Луннике всё затихло. Все лампочки погасли. Не слышно ни звука. Одновременно с этим они поднялись над своими креслами. Двигатель остановился, и все, кто был на борту, стали невесомыми. Обычно невесомость – это очень весело, но сейчас никому так не казалось. Дети так испугались, что дышать перестали.

Загрузка...