Еще до появления искусственного интеллекта в том виде, в каком он известен нам сейчас, в научном мире широко обсуждались возможности развития технологий в сфере познавания и анализа. После войны наука стала развиваться быстрее, и в 1956 году в Дартмутском колледже прошла первая конференция, посвященная возможностям искусственного интеллекта.
Это было первое официальное научное мероприятие, в рамках которого серьезно обсуждались перспективы создания искусственного интеллекта, способного перенимать черты человеческого мышления. Конечно, это мероприятие было далеко от любых научных форумов современного образца, однако уже тогда перед учеными ставились задачи, которые весьма схожи с современными – на встрече разбирались возможности машины. Ученые хотели понять, можно ли обучить машину особенностям человеческого разума, сделать ее способной к обучению и саморазвитию. Считается, что именно в тот момент зародилась дисциплина ИИ. Позднее на основе разработанных и определенных в ходе обсуждения тезисов были сформированы базовые формы ИИ, позволяющие распознавать изображения, обрабатывать естественную речь.
По результатам конференции были определены дальнейшие курсы исследований. Ее участники Минский и Пейперт, стали авторами одной из важнейших научных работ, в которой впервые рассматривалось понятие нейросетей – синтетических систем, работающих по принципу живых нейронных связей. Еще сравнительно молодая компания IBM также отправила на конференцию своего представителя, Артура Сэмюэла, работы которого легли в основу системы, способной играть в шашки.
Позднее, в 1961 году Артур Сэмюэл представил программу, которой удалось одержать победу над четвертым по США игроком в шашки. К 70-м годам интерес к искусственному интеллекту угас, и финансирование основных проектов и научных исследований почти прекратилось. Это было время символьных систем, работавших в определенных логических рамках, которые, впрочем, не имели большого успеха.
Однако работа продолжалась – энтузиасты не отказывались от идеи создать машину, способную мыслить. Следующим шагом стало открытие экспертных систем – технологий, способных обрабатывать, анализировать и оценивать данные. Таким образом, в 80-е годы машины вышли за рамки предложенных логических правил и принялись делать выводы самостоятельно. Интерес к искусственному интеллекту вновь начал расти, что привело к появлению понятия машинного обучения, распространившегося в 90-е.
Это положило начало эпохе повсеместной эксплуатации компьютеров. Теперь они устанавливались не только в крупных офисах и на предприятиях – многие люди обзавелись личными компьютерами. Казалось бы, именно в тот момент искусственный интеллект должен был пережить очередной подъем, однако человечество погрузилось в освоение новых технологий – мобильной связи, датчиков, интернета.
На базе этих инноваций некоторые специалисты принялись разрабатывать и тестировать адаптивные системы, что положило начало машинному обучению. Этот процесс связан с использованием обновленных данных – при их вводе искусственный интеллект начинает самостоятельный анализ, который и позволяет ему учиться и совершенствоваться. Сам процесс машинного обучения положил начало новой эре в развитии искусственного интеллекта, который в наше время используется в самых разных сферах жизни и работы человека.
Очевидно, история развития искусственного интеллекта наполнена самыми разными событиями, периодами взлетов и падений, однако сейчас, когда инновации приносят практическую пользу и широко применяются в самых разных сферах деятельности, наступает лучший момент для их применения. Искусственный интеллект уже помогает принимать, обрабатывать и выполнять заказы, он участвует в поиске мошенников, отвечает на звонки клиентов, дает инструкции начинающим пользователям сервисов, ищет музыку по запросам посетителей, а также напрямую участвует в физических процессах – например, в производстве.