До определенного этапа механизмы и различные приспособления – например, часы – служили человеку и упрощали его жизнь, но никогда не были его полноценными сотрудниками. Роль механизмов возросла, когда на смену мануфактурам пришли крупномасштабные производства, для работы которых требовались совершенно новые средства. Труд человека больше не мог поддерживать активную работу промышленных объектов, и тогда появились первые станки и машины, которые делали производство быстрее, эффективнее и проще. Однако окончательно процесс внедрения машин в бизнес сформировал Генри Форд, под руководством которого сборка автомобилей превратилась в отлаженную и понятную схему. Двигаясь по разработанному плану, можно было производить десятки тысяч автомобилей ежегодно, затрачивая на это значительно меньше времени и сил, чем при работе старыми методами. Для этого Форду пришлось измерить все процессы, привести их к единому стандарту и преобразовать так, чтобы они соответствовали друг другу – это позволяло совершать плавный переход от одной стадии производства к другой.
Мир продолжал меняться, техника распространялась – она проникла в дома людей, заняла места в офисах. Развивался рынок потребителей, составлялись новые схемы учета. Теперь, чтобы охватить всю базу клиентов, уже недостаточно было картотеки или какой-либо другой универсальной, но консервативной системы. На смену обычным ящикам с анкетами и заявками пришли компьютеры, позволявшие хранить колоссальные объемы данных, обращаясь к каждой позиции в считанные секунды. Поиски нужных имен, данных и дат сократились до минимума – теперь не нужно было проводить бесконечные часы в архивах. Наступил век автоматизации, когда к стандартным схемам прибавились самостоятельные и очень точные технологии.
Мы живем в эпоху постоянных перемен. Как упоминалось ранее, сегодня тенденции меняются так быстро, что за ними практически невозможно уследить, и метод использования стандартных схем уже не может удовлетворить все запросы потребителей. На смену устаревшим порядкам работы приходят новые системы, способные адаптироваться к быстро меняющимся условиям. То, что было не под силу человеку без надежной поддержки техники, теперь может стать возможным. Наступает третья стадия взаимодействия машин и человека, и именно она во многом может определить будущих лидеров, способных подчинить себе инновации и использовать их для своего развития.
Возможности искусственного интеллекта шагнули далеко за рамки знакомых нам конвейеров, автоматических систем обслуживания и других возможностей – теперь он может стать настоящей поддержкой для человека, расширив возможности бизнеса. Почему мы говорим именно о бизнесе, а не о производстве? Дело в том, что искусственный интеллект может принести бесспорную пользу во всех направлениях предпринимательской деятельности, вне зависимости от ниши и рыночного сегмента. Его влияние распространяется на логистические процессы, управление, ускорение производства продукции и добычи сырья. При правильном подходе и умении видеть настоящий потенциал в новых технологиях, предприниматели могут возглавить третью стадию взаимодействия с машинами, превратив ее в источник получения больших доходов.