Потом от воспоминаний остаются только обрывки. Мозаичные кусочки. Это потому, говорят ученые, что в мозгу появляются новые структуры и начинают активно работать. И память обновляется.
Теперь ребенок связно говорит, он знает много новых слов и способен составить сложное предложение. Только рассказать о своем прошлом он уже не может; он помнит отрывки фильма и фрагменты истории.
Море, цирковые собачки, эскимо на палочке, поезд, красная пожарная машина, запах подгоревшего молока в яслях… Но и это тускнеет, становится воспоминанием о воспоминании.
Вот поэтому дети и не могут как следует рассказать о том, что было до рождения.
• Первый раз память они теряют, как только научатся разговаривать. Это первая потеря памяти – она происходит с появлением речи. Говорить ты теперь можешь! Но рассказать, что помнишь о том, что было до рождения, – теперь не можешь, все стерто. Или почти все.
• А потом в семь лет – это вторая потеря памяти. Теперь стираются и ранние воспоминания детства. Ведь в них тени тех, первых воспоминаний о прошлой жизни до рождения.
Бывают исключения, конечно. Бывает, что странные воспоминания остаются. О других событиях, людях, природе, стране или доме… Но в семь лет ребенок уже отлично знает, что рассказывать такое не надо. Надо приложить усилия и забыть.
Это правильно. Как бы мы жили, если бы помнили все прошлое? В земной жизни некогда жить прошлым, надо бороться за жизнь и добывать ресурс. Надо сосредоточиться на настоящем! И строить нынешнюю жизнь.
А мы бы не слишком за нее цеплялись и не слишком старались бы; мы бы знали, что есть иные варианты и возможности. Иные миры и иные жизни.
Но нам милосердно оставили не память, а знание и ощущение – с этой жизнью все не заканчивается. Есть иной мир, где мы жили и откуда мы пришли сюда. Значит, будет иной мир, куда мы придем после того, как эта жизнь кончится.
В глубине души мы это точно знаем. Вот это знание нам оставили. А память стерли. Чтобы мы не жили прошлым и старались изо всех сил сохранить и улучшить эту земную нынешнюю жизнь…