Пережить родных и любимых.
А можно пережить самого себя. И жить дальше в виде телесной оболочки, не жить, а существовать. Так существуют люди, которые духовно умерли и просто влачат биологическое бытие. Едят, пьют, разговаривают, но они почти неживые.
Пережить себя человек может в двух случаях.
Если он утратил то, что любил больше себя самого и больше всего на свете. Так иногда матери и жены умирают душевно вместе с любимыми. Удар был слишком силен; энергия жизни ушла вместе с тем, кто был дорог. Жизнь продолжается, но человек не живет…
Или человека лишили права жить, творить, говорить и думать так, как ему присуще. Так морально погиб писатель Михаил Зощенко. После удара, нанесенного братьями-писателями, после публичного унижения, он продолжал писать. Но это были жалкие и бесталанные тексты, пустые и мертвые… Он умер при жизни.
Это трагедия.
Но бывает, что человек переживает себя без ударов и утрат. И в пятьдесят лет это уже старик. Глаза у такого человека старческие. И сам он совершенно пуст; хотя может неплохо выглядеть и работать.
Он не интересуется будущим. Не надеется на лучшее. Круг его интересов узок: здоровье, дети, дом, деньги. Больше с ним не о чем говорить. А вы помните его энергичным, веселым, увлеченным, живым! Но он потух, как перегоревшая лампочка. Перегорел, пережил самого себя. Он физически здоров, но духовно умер.
Энергия жизни прокисает и протухает, если ее не расходовать и не обновлять. Если избегать стрессов, переживаний, бояться нового, перестать учиться и прекратить соревноваться с другими, можно сэкономить энергию. Скопить ее. Но вот тут-то она и начнет прокисать и выдыхаться.
Чтобы быть живым, нужна борьба и нужен поиск. Надо ходить на охоту и на войну; это метафоры, конечно.
Нужно работать и соревноваться.
И иметь вкус к жизни – радовать себя чем-то.
Нужны эмоции, и положительные, и отрицательные.
И нужно общение с новыми людьми. И новые события необходимы.
И нужно любить кого-то всем сердцем, только тогда сердце не высохнет, как осенний лист…
Пережить самого себя можно незаметно.
Пережить себя – это когда старость накладывает больше морщин на душу, чем на лицо, как сказал философ Мишель Монтень.